Диссертация (Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)), страница 6

PDF-файл Диссертация (Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)), страница 6 Филология (52314): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)) - PDF, страница 6 (52314) - 2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)". PDF-файл из архива "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Иванова «Сон Мелампа» [283, с. 120]. Ранее В.П. Троицкого идеяоб обращѐнном времени в отечественной религиозно-философской мыслибыла теоретически изложена в работе П. Флоренского «Иконостас», гдеученый говорил о возможности времени течь с бесконечной быстротой иприобретать обратный смысл своего течения.Рассуждаянепостижимое,обеспомощностиС.Л. Франкназвалчеловеческогосвоюфилософиюразумапонять«христианскимреализмом». Важно, что идеи двоемирия, столь часто исследуемые исемантически неоднородно интерпретируемые в русской поэзии первойтрети ХХ века (от «здесь» и «там» – у символистов, до «здесь» и «сейчас»28одновременно) в философской работе С.Л. Франка «Непостижимое» (1939)неожиданно разрешаются в идею единства двух миров.

С точки зренияфилософа, такое обнаружение «аспектов бытия» есть не что иное, как«первооснова реальности» [306, с. 556-559]. Франк сформулировал то, о чемпоэты«догадывались»понаитию.Мысльободновременномсосуществования двух миров особенно ярко реализуется в стихотворенииН. Гумилева «Война» (1914), где поэту «видны» одновременно дведействительности бытия: земная (вóины) и духовная (ангелы):И воистину светло и святоДело величавое войны,Серафимы, ясны и крылаты,За плечами воинов видны.(«Война», 1913) [18, c.

216]Идея двоемирия, реализуемая в русской поэзии в устремленности кГраду Грядущему (Новому Иерусалиму), по мнению Н.А. Бердяева,представляет собой метафизическое свойство русского народа. Указывая надве реальности бытия, философ отмечает особый тип мироощущения:взаимосвязь Нового Иерусалима с русской землей. «… Новый Иерусалим неоторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет»[217, с. 266-269].О полноте и целостности бытия писал Е.Н. Трубецкой. Осознаваяустойчивую антиномию вечного и временного, Трубецкой полагал, чтоземной человек не способен осознать целостность бытия, что он можеттолько к нему стремиться.

По мнению философа, мир находится во времении нарушает полноту бытия «только для того, кто не видит вечного концамирового движения» (на языке поэтов первой трети ХХ века это состояниеполучает название «дурной бесконечности»). Полнота грядущего мира, поТрубецкому, – есть, прежде всего, полнота Света.29Е.Н.

Трубецкой, как и П. Флоренский, относил Свет к пространствуподлинной реальности. Свет, по мнению Е.Н. Трубецкого, П. Флоренского,Л.С. Франка отличает реальное бытие (вечное) от мнимого (конечного).Грядущий День, в котором обозначится Новый Иерусалим, по мнениюмногих философов первой трети ХХ века, – есть не что иное, как победаСвета, реализация нового бытия, или возвращение к изначальному, когда-топотерянному раю: «И сказал Бог: да будет свет.

И стал свет» (Быт. I: 3).Таким образом, по мнению большинства русских религиозныхфилософов (от В.С. Соловьева до А.Ф. Лосева), познать пространство ивремя, опираясь на данные научного естествознания едва ли возможно,рассуждая о законах природы, отличных от тех, которые обнаруживаются врезультате земного порядка вещей. Попытку понять пространство и времявне религиозного сознания В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.

Флоренскийсчитали психологизмом.Однако, по их мнению, истина объективна и, так как во всякомпространстве существует свое время и свои законы бытия (выражениеП. Флоренского) говорить об Абсолюте (термин А.Ф. Лосева), актуальнойбесконечности (термин Г. Кантора) возможно только после самоопределениячеловеческой свободы (термин Е.Н. Трубецкого), обнаруживаемом в вере ввоскресение Христа.Происходящая победа над смертным физическим миром осознаваласьрусскими философами и поэтами как торжество Света, способного«проявить» бытие из небытия. В библейском тексте показана возможностьбудущего преображения Вселенной и человека в торжестве Света на гореФавор.

В Евангелии повествуется о том, что Христос преобразился, а Его ликпросиял как солнце, и одежды стали белыми как снег, и блистающими, каксвет (Мф. 17: 1-13). Осознание подлинной жизни и стремление к нейвыразилось в русской поэзии в устремленности к Свету, без которого земнаяжизнь сомнительна и не истинна: «Я не прожил, я протомился / Половинужизни земной, / И, Господь, вот Ты мне явился / Невозможной такой мечтой /30Вижу свет на горе Фаворе / И безумно тоскую я, / Что взлюбил и сушу иморе, / Весь дремучий сон бытия (Н. Гумилев «Я не прожил, япротомился…», 1915) [239].Таким образом, анализ основных положений, выдвинутых философамидля понимания категорийпространства и времени, позволил сделатьследующие выводы:- рассматривая природу пространства и времени, авторитетнейшие изних(А.Ф.

Лосев,В.С. Соловьев,Е.Н. Трубецкой,П. Флоренский,С.Л. Франк) считали бытие непостижимым и необъяснимым с точки зренияобычного человеческого разума;- вопрос о времени и пространстве для них мог быть вполне разрешимтолько метафизически, либо искаженно, субъективно психофизиологически;- основной тезис о нерасторжимости времени и пространства сталцентральным в работах М.М. Бахтина, В.И.

Вернадского, Д.С. Лихачева,П. Флоренского и других ученых;- при рассмотрении философских и поэтических текстов первой третиХХ века особенно важным для осознания пространства становитсяобращенное время (П. Флоренский), обнаруженное нами, как будет видно издальнейшего,убольшинстваавторовпоэтическихтекстоврусскойлитературы. Обращѐнное время в библейской интерпретации (вопрос большерешенный в русской поэзии, нежели в русской философии при неизменномчастом переходе из одной области в другую) реализуется в идее победыжизни над смертью и над дурной бесконечностью, лишенной всякогосмысла.31§ 3. Поле актуальной и потенциальной (дурной) бесконечности втворчестве русских поэтов и философов первой трети ХХ векаРассмотрение антиномии актуальной и дурной бесконечности втворчестве русских поэтов первой трети ХХ века является трудным ивсеобъемлющим вопросом по нескольким причинам.

По мнению математикаГеорга Кантора, автора философского труда по теории множеств, проблемабесконечности «была объектом самых различных мнений и толкований и чтони математики, ни философы не пришли здесь к полному согласию» [141, с.64].Другая причина трудности исследования актуальной бесконечности вобозначенном нами периоде кроется в том, что философы и поэты болеевсего интересовались идеей дурной бесконечности (или на языке математикаКантора потенциальной бесконечности), которую, вслед за философскоматематическими рассуждениями Г. Кантора и П.

Флоренского, можноназвать антиномией бесконечности актуальной. Иными словами, известныесерьезные исследования ученых (А. Ханзен-Лѐве, Т. Венцлова), посвященныедиаволическомудискурсувраннемсимволизме,атакжеработыС.Л. Слободнюк, в которых рассматриваются «пути развития сатанинскойпоэзии начала ХХ века», элементы восточной духовности и другое [253]свидетельствуют об определенном негативном мироощущении лирическогогероя как доминантной тенденции в литературе первой трети ХХ века. Еслипереложить религиозный эпитет «диаволический», характерный, в основном,для языка современной зарубежной славистики, на язык русской литературыифилософииобозначенногонамипериода,топонятие«дурнаябесконечность», активно функционирующее в литературоведческих ихудожественных текстах, вполне передает атмосферу времени. Соотнестидиаволический дискурс с дурной бесконечностью нам прежде всего позволилтезис Кантора, что актуальная бесконечность имеется в Боге [141, с.

87].32Тема бесконечности, поставленная как проблема в работах Г. Гегеля,Г. Кантора, А. Шопенгауэра и других ученых, рассматривалась в России спозиций генезиса в статьях П. Флоренского, Вяч. Иванова, Е. Трубецкого.Являясь объектом самых различных мнений и толкований философов иматематиков, проблема бесконечности была вполне обоснована в работахматематика Георга Кантора в его знаменитых «Трудах по теории множеств».Идеи Кантора, как известно, были в дальнейшим развиты П.

Флоренским инашли свое отражение в творчестве А. Белого [138, с. 29-44]. Темабесконечности, по мнению Г. Кантора, восходит к теологическому вопросу осуществовании Бога [141, с. 41]. Выделяя потенциальную (переменнуюконечнуювеличину,растущуюсверхвсякихконечныхграниц) иактуальную (замкнутое в себе, постоянное, но лежащее по ту сторону всехконечных величин количество) бесконечности, он объясняет генезис боязнибесконечности в современных ему научных кругах результатом влияния«современного эпикурейски материалистического духа времени» [141, с.266].Вяч. Иванов, поэт и теоретик русского символизма, в работе «Древнийужас» обозначил причины возникшей душевной пустоты, потери смыслажизни, усталости от ощущения ее однообразия.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее