Диссертация (Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)". PDF-файл из архива "Библейский дискурс и онтологическое пространство в русской поэзии первой трети ХХ века (генезис, типология)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Топоров,7А.Г. Коваленко, Н.А. Николина, В. Пискунов, В.Ю. Прокофьева и многихдругих) в науке пока не поставлен вопрос о пространственно-временномаспекте библейского дискурса в русской поэзии первой трети ХХ века.Нерешенность вышеозначенной проблемы объясняет актуальностьпредложенного диссертационного исследования.Цель диссертационной работы: проанализировать пространственновременной аспект библейского дискурса русской поэзии первой трети ХХвека.Задачи исследования:1. Провести текстологический анализ произведений русской поэзиипервой трети ХХ века с целью выявления наиболее репрезентативныхобразцов, воплощающих библейский дискурс;2.
Обосновать и представить типологию доминантных библейскихмотивов, отражающих индивидуальную специфику художественных системпоэтов и, с другой стороны, связанных в единую эстетическую систему,характеризующую библейскую парадигму;3. Научно обосновать понятие онтологического пространства какважнейшего,структурообразующеготермина,наиболееадекватнообъясняющего функционирование библейского дискурса в русской поэзиипервой трети ХХ века;4. Выявить доминантные мотивы, пронизывающие эстетическуюсистему библейского дискурса в поэзии обозначенного периода;5. Выявить и обосновать взаимосвязь мотивов, их структурнуюцелостность и единство, опирающиеся на общие для данной эпохи идейнохудожественные поиски.Предмет исследования – тексты русской поэзии первой трети ХХвека, в которых наиболее глубоко отразилась специфика онтологическогопространства.Объект исследования – библейский дискурс в русской поэзииназванного периода.8В выборе объекта исследования мы руководствовались, в первуюочередь,репрезентативнымииценностнымикритериями.Дляаналитического рассмотрения отобраны произведения авторов, в творчествекоторыхмодельхудожественногоонтологическогопространствареализовалась наиболее ярко и многомерно.
Учитывалась повторяемость ивариативность ключевых образов, функционирующих в общем семантическомполе русской поэзии первой трети ХХ века: пути, света, полноты бытия,обращѐнного и остановившегося времени, семени, которые, являясь идейносмысловыми доминантамив русской поэзии обозначенного периода,образуют концептуальное единство онтологического пространства.Основной корпус исследуемых произведений (поэтических текстов иработ историко-литературного характера) создан поэтами в 1900 –1930-е гг.,в период, когда библейские и онтологические тенденции, которымпосвящена наша работа, были представлены в их творчестве во всей полноте:А. Белый «Симфония» 2-я драматическая (1901), «Первое свидание» (1921),А.
Блок«ПоэмаДвенадцать»(1918),Н. Гумилев«Вечное»(1912),«Заблудившийся трамвай» (1919), «Память» (1921) и другие. После смертиА. Блока (1921) и Н. Гумилева (1921) другие поэты, стремящиеся кразрешениювопросовбытия,продолжалисоздаватьсвою«книгутворчества», развивая прежние онтологические концепции: М. Волошинкнига поэм «Путями Каина» (1922-1926), «Дом поэта» (1926), А. Белый«Пепел» (1925, 1928-1929), «Золото в лазури» (1925, 1931), О. Мандельштамсоздает«вторую»и«третьюпоэтику»(выражениеМ. Гаспарова),«воронежские тетради» (1935-1937), А. Ахматова пишет «Реквием» (19351940) и т.д.Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые вотечественном литературоведении описано художественное онтологическоепространство, сложившееся в библейском дискурсе поэзии первой трети ХХвека; уточнено смысловое содержание термина «библейский дискурс»,выделены антиномии актуальной и потенциальной (дурной) бесконечности9на материале поэтических текстов; пространственно-временная природахудожественных произведений рассмотрена с опорой на методологиюП.
Флоренского;поэтическиетекстыпроанализированыспозицийспецифики функционирования в них библейского дискурса; представленатипология доминантных библейских образно-смысловых мотивов; наряду с«диаволическим дискурсом» (термин А. Ханзен-Лѐве) описан библейскийдискурс в поэзииФ. Сологуба; выявлен генезис, функционирование исемантическая наполняемость мотива обращѐнного времени в русской поэзииобозначенного периода.Период первой трети XX века вошел в историю русской литературыкакпериодсозданияновойрелигиознойкультуры,и,казалось,господствующей тенденцией была антихристианская. Однако реальностьбыла гораздо сложнее.В нашей работе мы выдвигаем гипотезу о существовании библейскогодискурса как одной из наиболее конструктивных идей русской культурыпервой трети XX века.
Обращаясь к литературе этого периода, мыдействительно сталкиваемся и с диаволическим дискурсом, созданием новойрелигии (А. Ханзен-Лѐве, Т.К. Венцлова, С.Л. Слободнюк), но вместе с тем,встречаемявленияпротивоположные. Глубокие структурные основынациональной модели, сложившиеся в предшествующие века, былисохранены.
Подтверждение этого тезиса ярче всего отразилось в поэтическойречи, содержащей элементы церковнославянской книжности и восходящей ктексту Библии.Сопротивлениедурнойбесконечностии,одновременно,устремленность к гармоничному, целостному миру (или актуальнойбесконечности), пожалуй, одна из важнейших тем русской литературыпервой трети ХХ века, рассмотрение которой позволяет лучше понятьпоэтические концепции многих авторов.При исследовании обширного корпуса текстов поэзии этого периодатеоретическиобосновываетсяиаргументируетсяпредставлениеоб10онтологическом пространстве русской поэзии, в чем, несомненно, виднаисторико-литературная традиция, ведущая свое начало от гения А.
Пушкина,Н. Гоголя и Ф. Достоевского. Так, например, обращение к позднемуфилософскому творчеству А. Пушкина стало доминантой в лирике позднегоА. Белого, Н. Гумилева. Об этом свидетельствует система общих образов итем в творчестве поэтов. Вслед за А. Пушкиным христианство и античность«примирительно» сосуществуют, органически вписываются в широкийконтекст творчества М. Волошина, Вяч. Иванова, О. Мандельштама и другихпоэтов.Достоверность и научная обоснованность полученных результатовобусловлена тем, что подробно был рассмотрен обширный корпусмалоизученных и репрезентативных текстов отдельных авторов (И.
Бунина,М. Волошина,Ю. Балтрушайтиса),поэтическихшколсимволизмаФ. Сологуба, А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова) и акмеизма (Н. Гумилева,О. Мандельштама, А. Ахматовой), а также проанализирована динамикаразвития представлений о пространстве и времени в библейском аспекте.Столь сложные, в том числе и текстуальные, разыскания стали необходимы,поскольку «отдельно выхваченный момент не показывает нам цельногообраза вещи» (по выражению П. Флоренского). «Облик человека может бытьпоказан лишь чрез единый закон его жизни, от колыбели и до могилы, т.е.формою личности во времени.
И тут, как бы ни важен был расцвет личности,он только символически намекает на целое, но отнюдь не отменяет весь ростеѐ, как и упадок» [301, с. 204].Принципомотборапроизведенийдлядиссертациисталадоминантность в них пространственно-временных отношений в контекстебиблейского дискурса.Диссертационнуюлитературоведческийработуотличаетпреимущественноисторико-характер, и ее основные задачи решаются наконкретном литературном материале.11Теоретическуюиметодологическуюосновуисследованиясоставили труды философов (П. Флоренского, С.Н. Булгакова, Г.
Кантора,Е.Н. Трубецкого,Г.П. Федотова,литературоведовилингвистовЕ.М. Мелетинского,В.Н. Топорова,А.Ф. Лосева,(М.М. Бахтина,Д.С. Лихачева,С.С. Аверинцева,Л.К. Долгополова,И.Б. Ничипорова,В.П. ТроицкогоЕ.М. Верещагина,Т.С. Кругловой,др.),Б.В. Томашевского,Ю.М. Лотмана,С.М. Пинаева,иЗ.Г. Минц,М.Л. Гаспарова,Л.Г. Кихней,А.Г. Коваленко,В.А. Гаврикова,М.М. Дунаева,В.А. Котельникова, Н.П.
Саблиной, И.В. Силантьева, Л. Силард, .Е. Хализеваи др.)Для решения поставленных задач в работе использовался комплексметодов:сравнительно-исторический(рассмотрениенаширокомисторико-литературном фоне проблемы библейского дискурса в творчествеФ. Сологуба,А. Блока,А. Белого,Вяч. Иванова,Ю. Балтрушайтиса,Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Волошина и другихпоэтов), структурно-семиотический (сопоставление фактов семантики,восходящих к тексту Библии и встречающихся в языке художественныхпроизведений) с целью установления изменения значений слов библейскойлексики и выявления идейно-смысловых доминант, составивших структуруонтологическогопространства.Восновеанализахудожественныхпроизведений, содержащих библейские мотивы, при соотнесении их стекстом Библии применялась методика исчисления семантических долейЕ.М.
Верещагина. Исследователь подчеркивает, что «условием выделенияфоновой семантической доли является наличие семантически цельногоконтекста» [80, с. 361], поэтому в диссертационной работе цитируются тефрагменты поэтических текстов, для которых характерна смысловаязавершенность и, помимо содержания «открытых» цитат, – аллюзивный(намекающий) характер, отсылающий читателя, в данном случае, кбиблейскому тексту.
Иными словами, методика исчисления семантических12долей использовалась при неполной выраженности части семантикипоэтического текста.В отборе анализируемого материала применялся метод сплошнойвыборки, который позволил зафиксировать идейно-смысловые доминантыонтологического пространства в исследуемом массиве художественныхтекстов первой трети ХХ века.При рассмотрении художественных произведений мы обращались кгерменевтическойкомментариюинтерпретации(теориитекстаМ.М.