Диссертация (Принципы трансмедийного повествования в новостных историях)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Принципы трансмедийного повествования в новостных историях". PDF-файл из архива "Принципы трансмедийного повествования в новостных историях", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образования«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»На правах рукописиАль-Ханаки Джамал Абдул-НассеровичПРИНЦИПЫ ТРАНСМЕДИЙНОГО ПОВЕСТВОВАНИЯВ НОВОСТНЫХ ИСТОРИЯХСпециальность 10.01.10 – журналистикаДиссертацияна соискание учёной степеникандидата филологических наукНаучный руководитель –кандидат филологических наукдоцент Кириленко Н.П.Москва 2017СОДЕРЖАНИЕВведение ...................................................................................................................
3ГлаваI.Трансмедийноеповествованиекакфеноменсовременныхмедиаисследований ............................................................................................... 181.1. Смысловое содержание термина трансмедийное повествование ... 181.1.1. Повествование ...........................................................................
191.1.2. Медиа. ........................................................................................ 271.1.3. Трансмедиа. ............................................................................... 341.2. Трансмедийное повествование: понятие и сущность ...................... 401.3 Свойства трансмедийного повествования .......................................... 621.3.1.
Принцип миросоздания. ........................................................... 631.3.2. Сериальность ............................................................................. 661.3.3. Субъективность ......................................................................... 691.3.4. Преемственность vs. множественность .................................. 701.3.5. Перформативность .................................................................... 721.3.6. Распространяемость vs.
проницаемость ................................. 741.3.7. Вовлекаемость vs. экстрагируемость ...................................... 76Глава II. Новости как трансмедийное повествование ....................................... 802.1. Радикальная интертекстуальность в новостном освещении ........... 802.1.1 Новостная история как нарратив.............................................. 802.1.2 Сериальность новостного повествования .............................
1042.2. Новостная реальность как трансмедийная вселенная .................... 1142.3. Соучастие в новостном освещении .................................................. 127Заключение .......................................................................................................... 162Библиография ...................................................................................................... 166Приложение .........................................................................................................
2112ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Интенсивное развитие информационныхтехнологий в условиях постмодернистского информационного общества иглобализационных перемен дало толчок колоссальным изменениям вмедиакультуре,проявившимсяпреждевсеговновыхстратегияхпроизводства и доставки контента. Одним из основных результатовпоявления этих стратегий стало проникновение феномена развлекательностиво все сферы информационно-коммуникационной деятельности, в том числеивновостнуюжурналистику.Сегодняновостнаяжурналистикаадаптировала многие приемы и форматы индустрии развлечений, как то:персонификациясобытий,фрагментарность,повествовательность(нарративность) и зрелищность1, и постепенно превратилась в средстворазвлечения публики посредством новостных историй. Под новостнымиисториями мы пониманием тематические циклы, состоящие из законченныхновостных сюжетов, связанных общим событием, составом действующихлиц и/или причинно-следственными отношениями.Сдругойстороны,бурноеразвитиеинформационно-коммуникационных технологий последних десятилетий, появление дешевыхи доступных средств производства и распространения контента (домашниезвуко- и видеозаписывающие, компьютерные и мобильные устройства)уравняло аудиторию с профессиональными производителями медиаконтента.Таким образом, вслед за изменением стратегий производства и доставкиконтента изменилась и тактика его потребления: аудитория теперь вовлеченав его производство и распространение.См., например: Anderson, Bonnie (2004) News Flash: Journalism, Infotainment and theBottom-Line Business of Broadcast News.
New York: Jossey-Bass.; Baker, C. Edwin (2007) MediaConcentration and Democracy: Why Ownership Matters. Cambridge: Cambridge University Press;Bennett, Lance (2003) News: The Politics of Illusion, fifth edition. New York: Addison WesleyLongman; Downie, Leonard and Kaiser, Rober t (2002) The News About the News: American Journalismin Peril.
New York: Knopf.; Gitlin, Todd (2002) Media Unlimited: How the Torrents of Images andSounds Over whelms Our Lives. New York: Metropolitan Books и др.13Указанные трансформации привели медийную отрасль к радикальнымпреобразованиям и, соответственно, поставили на повестку дня вопростеоретическогоосмыслениятехявлений,которыеоптимизируюткоммуникационные процессы внутри современного медиапространства.Подобные процессы, базирующиеся на качественном изменениихарактера производства и потребления журналистских текстов, позволяютговоритьорасцветеспецифическогофеномена–трансмедийногоповествования как в массовой культуре, так и в новостной журналистике. Всовременной зарубежной коммуникативистике термин «трансмедийноеповествование», или «трансмедийный сторителлинг» (transmedia storytelling)применяют к процессу создания таких тематических конструкций (thematicformations)1, или циклов, которые, во-первых, состоят из множестваотносительносамостоятельныхсубсерийилиисторий(фрагментов),объединенных одной «вселенной» (storyworld) и, во-вторых, создаются ираспространяютсяспомощьюразличныхинформационно-коммуникационных технологий (медиа) и средств, не относящихся кинформационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)2.Увеличивающийся спрос на трансмедийные проекты характерен нетолько для новых медиа, которые в сфере нашего внимания, но и для всехсубъектов сетевого интернет-пространства.
Данную тенденцию констатирует«Атлас новых профессий»3, составленный Агентством стратегическихинициатив совместно с Московской школой управления «СКОЛКОВО» врамках масштабного исследования «Форсайт Компетенций 2030». Помнениюэкспертов-практиков,однойизпрофессий,которыебудутвостребованы в России в ближайшее десятилетие, станет «архитектортрансмедийных продуктов». С 2017 года в Национальном исследовательском12Lemke J. L. Textual politics: Discourse and social dynamics. – Taylor & Francis, 2005.Jenkins H. Convergence culture: Where old and new media collide. – NYU press, 2006. — p.105.Атлас новых профессий.
Вторая редакция. – М., 2015 [Электронный ресурс]. – Режимдоступа: http://edu2035.org/pdf/GEF.Atlas-ru.pdf (дата обращения: 18.04.2017).34университете «Высшая школа экономики» открыта магистерская программа«Трансмедийное производство в цифровых индустриях», выпускникикоторой должны «не только заниматься продюсированием отдельныхмобильных приложений, мультимедийных книг, видеоигр, веб-сериалов, но иуправлять(выделенонами—Аль-ХанакиД.А.-Н.)сложнымитрансмедийными проектами, предполагающими многоплатформенность»1.Медиаспециалисты,коммуникаций,вработающиеотличиеотвсфережурналистов,маркетинговыхактивноиспользуютдоверительные истории для своих профессиональных целей, например, дляпродвижения брендов в интернет-среде.
Согласно результатам исследования,проведённого школой коммуникаций Университета Северной Каролины(USC Annenberg School for Communication and Journalism), опрошенныемаркетологи и PR-специалисты из разных стран мира, считают, чтосторителлинг в цифровых медиа (digital storytelling) будет лидирующимкоммуникационным трендом в течение ближайших пяти лет2.Медиарынок России сегодня нуждается в качественных научныхисследованиях, посвященных теоретическому осмыслению трансмедийногоповествования для выработки практических рекомендаций по управлениютрансмедийными проектами, интегрированными в журналистский контент.Отечественная школа теории журналистики, пройдя за четверть векапуть от единой марксистко-ленинской парадигмы до полипарадигмальногоосмысления сетевой модели коммуникаций, отвечает на подобные вызовы,опираясь прежде всего на филологическую преемственность.
В рамкахлитературоцентричногоподходаможнопроанализироватьнекоторыеаспекты трансмедийного проекта как особым образом организованногомедиатекста.Неудивительно,чтоунастермин«трансмедийныйМагистерская программа «Трансмедийное производство в цифровых индустриях»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/ma/digital/ (дата обращения:18.04.2017).2См.: Как изменится PR в ближайшие годы: результаты исследования GlobalCommunications Report // Media Bitch: Независимый журнал о PR.