Диссертация (Концепт пути в творчестве Н.С. Гумилева)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепт пути в творчестве Н.С. Гумилева". PDF-файл из архива "Концепт пути в творчестве Н.С. Гумилева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Образовательное частное учреждение высшего образования«Институт международного права и экономикиимени А.С. Грибоедова»На правах рукописиДМИТРИЕВА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНАКОНЦЕПТ ПУТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ГУМИЛЕВАСпециальность 10.01.01 – русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорКИХНЕЙ Любовь ГеннадьевнаМосква – 2018ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3ГЛАВА 1. АРХЕТИПИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПУТИ И ПУТНИКА ВДОАКМЕИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА Н.С. ГУМИЛЕВА ........ 201.1.
...... Идея пути в сборниках Н.С. Гумилева «Путь конквистадоров» и«Романтические цветы»........................................................................................ 201.2. Диверсификация семантического комплекса пути и путника в«Жемчугах»............................................................................................................ 47ГЛАВА 2. ЯДЕРНЫЕ И ПЕРИФЕРИЙНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИКОНЦЕПТА ПУТИ В АКМЕИСТИЧЕСКОМ ПЕРИОДЕ ТВОРЧЕСТВА Н.С.ГУМИЛЕВА........................................................................................................... 702.1. Образы, мотивы и сюжеты пути в период «бури и натиска»акмеизма .................................................................................................................
702.2. Антиномия пути тела и пути духа в произведениях 1913 – 1916 гг.................................................................................................................................. 972.3. Эволюция модели пути в лирике и драматургии 1917 – 1918 гг. . 114ГЛАВА 3. КОНЦЕПТ ПУТИ В ПОСТАКМЕИСТИЧЕСКОМТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ГУМИЛЕВА ..................................................................... 1363.1. Путь как тупик и путь как прорыв в художественном пространстве«Огненного столпа» ............................................................................................ 1363.2. Семантическая репрезентация пути слова и пути числа в позднемтворчестве Н.С. Гумилева («Огненный столп», «Поэма начала»).................
158ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................... 168СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................ 1812ВВЕДЕНИЕНиколай Степанович Гумилев – один из самых неординарных поэтовСеребряного века, творец не только в словесности, но и творец своей судьбы– путешественник, воин, рыцарь, конквистадор, этнограф, философ,драматург,критик,прозаикисоздателькрупнейшегопоэтическогонаправления в русской литературе начала ХХ века.Не будет преувеличением сказать, что концепт пути был для негомаяком, смысловым центром его творчества, его средостением – начиная спервых юношеских опытов и заканчивая стихотворениями последних летжизни. Более того, можно с уверенностью утверждать, что сын поэта, Л.Н.Гумилев, создал ключевой длясвоего понимания истории термин«пассионарность» и истолковал его, наблюдая за жизнью своего отца.Несмотря на раннюю гибель и короткий творческий путь, Н.С.
Гумилевоставил значительный след в русской поэзии и – шире – в русском сознании,практически задав основные координаты восприятия концепта пути изаложив основы его репрезентации. Путь в понимании Гумилева совершенноне обязательно обозначает только физическое передвижение в пространстве– от ранних стихотворений к поздним концепт пути развивается,углубляется, и на смену экзотическим скитаниям певцов и королей из «Путиконквистадора»приходятдуховныепутешествияв«Памяти»,«Возвращении», «Заблудившемся трамвае» и других стихотворениях.Обоснование темы и предмета исследования. Концепт пути являетсясмысловым центром творчества Николая Степановича Гумилева.
Гумилевбыл не только выдающимся поэтом, но и выдающимся путешественником. Врусской литературе, вероятно, сложно найти другого автора, чья географияпередвижений была столь обширна. В творчестве Гумилева нашлиотражение как его туристические поездки в страны Европы, так и экспедициив Африку, которые стали источником ценного этнографического материала.3Однако понятие пути гораздо шире и глубже, чем понятиепутешествия. Гумилев неоднократно обращался к образу жизненного пути,воображаемого скитания и странствия, в его творчестве важную роль играютобразы странников, паломников, дервишей.Метафора жизненного пути– общее место концептуализациипредставлений о жизни в разнообразных культурах.
Представление о жизникак о пути противопоставляется метафоре цикла, жизненного круга,движения по спирали. Путь – это развитие, изменение, смена различныхпунктов, стран, культур, фундаментальной категорией движения является егонепредсказуемость, возможность встретить в пути кого угодно/что угодно.Круг/циклсимволизируетбесконечноеповторение,стагнацию,предсказуемость: эта символика проявляет себя в циклической сменесезонов, повторении видов крестьянского труда в зависимости от сезона,циклизации годовых праздников и пр.В силу специфики исторического периода, в котором жил и творилНиколай Гумилев, понятие пути оказалось ключевым для культурныхпарадигм эпохи. Рубеж веков оказался переходным периодом не только вРоссии, но и во многих других культурах и цивилизациях, и начало ХХ векапсихологически ощущалось как смена парадигмы, системы координат,переход от стагнации к развитию.
Именно поэтому концепт пути оказалсяпринципиально важным для различных представителей общества, деятелейкультуры и искусства.Творчество Н.С. Гумилева охватило всего пару десятилетий – с 1902 по1921 год – однако в эти годы уместилось невероятное количество знаковыхдля России событий: две революции, две войны, массовая эмиграция, полнаясмена культурной парадигмы и общественного строя. Гумилев был не просторядовым писателем, но одним из тех, кто определяет направление развитиякультурной парадигмы эпохи, и понимание пути в его творчествеуглублялось, изменялось – отражая настроения общества и влияя на умычитателей.
Не будет преувеличением сказать, что понимание пути в его4творчестве закладывало основы культурной парадигмы ХХ столетия.Принципиальную важность имеет в данном случае роль Гумилева-учителя:его деятельность в качестве основателя и главы «Цеха поэтов», принятые имразборы стихотворений молодых авторов, статьи и критические эссе вомногом определили пути развития литературы. Заново открывшеесячитателютворчествопоэтавовторойполовинеХХвекадалодополнительный стимул развития «гумилевской парадигмы» - вплоть доначала XXI века.Разнообразие творческого наследия поэта, плюрализм направленийсоциального и психологического влияния Гумилева на современное емуобщество и последующие поколения вынуждают обращаться к концепту какинструменту текстового анализа. Концепт – категория, использующаяся вкачествеинструментаанализакаквлингвистических,такивлитературоведческих исследованиях.
В лингвистических трудах концепттрадиционно рассматривается как структура, обладающая центром ипериферией. Если рассматривать концепт как статическую, синхроническуюструктуру, то центром будут те слова и выражения, которые в речиносителей языка чаще всего воплощают репрезентацию данного концепта, напериферии – более редкие слова и выражения, вплоть до маргинальных иокказиональных (дальняя периферия). Если же рассматривать концепт какисторически изменчивую, подвижную сущность (что более свойственнолитературоведческому подходу), то у каждого концепта можно выделитьнекую точку формирования (или переформатирования), эманации которойпродолжают определять парадигму существования и восприятия концептаносителями языка и культуры на протяжении долгого периода.
Для концептапутивсовременнойрусскойконцептосферетакиммоментомпереформатирования и центром эманационного излучения следует признатьтворчество Николая Гумилева. Его особое внимание к путешествиям ипередвижениям, постоянное обращение к образу пути и путника, ключеваяроль в литературном и культурном процессе начала ХХ века в совокупности5определяютважностьисследованияеготворчествачерезпризмуформирования и развития концепта пути и ставят вопрос о необходимоститщательного изучения соответствующего семантического комплекса в еготворчестве.Степень разработанности темы.
Вопросы отражения в творчествеГумилева таких концептов, как «путь/дорога», «движение», «путешествие», исмежных понятий рассматриваются в трудах Е.Ю. Куликовой1,Е.Ю.Раскиной2, Ю.В. Зобнина3, И.Ф. Головченко4, Е.В. Меркель5, Л.Г. Кихней6,А.А.Кулагиной7,Е.Г.Раздьяконовой8,Е.Ю.Кармаловой9,О.В.Панкратовой10, П.В.
Паздникова11. В трудах указанных авторов подробноразрабатываютсявопросыпередвижения,динамики,путешествиявтворчестве Гумилева, важность пути/передвижения как миромоделирующейкатегории, влияния творчества Гумилева на акмеистов и отражения втворчествечленов«Цехапоэтов»ипредставителейакмеизмакаклитературной школы. Подробно рассматриваются вопросы периодизациитворчества Гумилева, его религиозных и поэтических взглядов.1Куликова Е.Ю. «Дальние небеса» Николая Гумилева: Поэзия. Проза.
Переводы. –Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2015. Куликова Е.Ю. Пространство и его динамическийаспект в лирике акмеистов. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2011.2Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилева. – Автореферат дисс. …д.ф.н. – М., 2008.3Зобнин Ю.В. Николай Гумилев – поэт православия // Электронный ресурс:https://gumilev.ru/about/57/4Головченко И.Ф.
Семантический комплекс «путешествия» в дискурсе акмеизма (Н.Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова). – Дисс. … д.ф.н. – М., 2018.5Меркель Е.В. Миромоделирующие образы и мотивы в поэтике акмеизма: Н. Гумилев, А.Ахматова, О. Мандельштам. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2015.6Кихней Л.Г. Акмеизм. Миропонимание и поэтика.
– М.: Макс пресс, 2001. Кихней Л.Г.Под знаком акмеизма. – М.: Азбуковник, 2017.7Кулагина А.А. Жизнетворческая концепция и принципы создания образа в лирике идраматургии Н.С. Гумилева. – Дисс. … к.ф.н. – М., 2012.8Раздьяконова Е.Г. Романтический конфликт и его трансформация в творчестве Н.С.Гумилева. – Дисс. … к.ф.н. – Нерюнгри, 2013.9Кармалова Е.Ю. Неоромантические тенденции в лирике Н.С. Гумилева 1900 – 1910 гг. –Дисс. … к.ф.н.
– Омск, 1999.10Панкратова О.В. Эволюция образов-символов в поэтическом наследии Н.С.Гумилева //Автореф. дис. канд. филол. наук. – М., 1997.11Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилева.– Автореферат дисс. … к.ф.н. – Владивосток, 2003.6Для описания духовных путешествий Е.Ю. Раскина применительно кстихотворениям Гумилева вводит термин «геософия»12, в котором соединеныгеография и философия.