Диссертация (Взаимосвязь ценностно-смысловой направленности и адаптивности личности вьетнамских студентов), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Взаимосвязь ценностно-смысловой направленности и адаптивности личности вьетнамских студентов". PDF-файл из архива "Взаимосвязь ценностно-смысловой направленности и адаптивности личности вьетнамских студентов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Ядова и А.Г.Здравомыслова [Журавлева, 2006]. Однако, несмотря на то, что вкладзарубежной психологии в изучение ценностно-смысловой сферы личностивесом и имеет более длительную историю, мы в своей работе, в первуюочередь, сосредоточимся на представлениях российских исследователей.Прежде всего, необходимо дать определение категории «ценность».А.В. Серый, М.С. Яницкий, С.Ю. Головин выделяют три основных позициипонимания сути данной дефиниции:1.Ценностиопределяютсякакобъективированныеформыматериальной и духовной культуры, которые благодаря наличию особыхкачеств и характеристик стали уникальными, значимыми, исключительными,а также человеческие поступки, в которых нашли отражение общественныеидеалы, эталонные нормы поведения; представляют собой утилитарные(материальные) и возвышенные (духовные).2.
Ценности определяются как идеалы и эталоны общественногосознания об обязательных, неотъемлемых, должных компонентах ипараметрах всевозможных сфер общественной жизни; представляют собойобщечеловеческие и конкретно-исторические.3. Ценности определяются как идеалы и эталоны индивидуальнойжизнедеятельности отдельного индивида, компоненты психической жизниличности с разной степенью актуальности, приоритетности и значимости;представляют собой личностные ценности или ценностные ориентации[Серый А.В., Яницкий М.С., 1999; Головин С.Ю., 1997].
В этом ракурсеценности трактуются как осознанные, наполненные субъективным смысломи присвоенные личностью в качестве образцов установки и ориентирыобщественного сознания; это некое стержневое, ядерное аксиологическое50понятие, определяющее смысл человеческого бытия [Удовиченко Е.М.,2004]. Таким образом, ценностные ориентации – опосредующее звено междусоциумом(социальнойсредой)ивнутренниммиромличности[Здравомыслов А.Г, 1986].Ценности и ценностные ориентации как часть мировоззрения индивидаи групповой идеологии формируют общественные стандарты, социальныенормы и обобщенные установки, которые, в свою очередь, составляютфундамент жизнеустройства, менталитета и стратегии развития общества.Ценности и ценностные ориентации как часть структуры личности и ееключевые,центральныесвойстваявляютсяжизнеорганизующимиориентирами и подлинно функционирующими имманентными регуляторамидеятельности и поведения индивида, создающими основу его мотивации, онисоставляют основу содержательного отношения человека к социальнойдействительности, логики личностного развития, выработки тех или иныхличностных черт и качеств, поведенческих моделей и паттернов [АнаньевБ.Г., 2007, 2010; Рубинштейн С.Л., 2009; Леонтьев Д.А., 1998].Ценностные ориентации обладают отличительными свойствами ихарактерными чертами:1) ценности и ценностные ориентации в структуре личности образуютупорядоченную систему;2) система приоритетных и превалирующих ценностей и ценностныхориентаций индивида, включенных в его актив и достояние, образованотносительно небольшим числом подобных ориентиров и установок;3) ценности и ценностные ориентации надситуативны;4) ценности и ценностные ориентации «родом» из культуры иобщества, т.е.
формирование системы ценностей и ценностных ориентацийиндивида происходит в процессе личностного развития и в процессесоциализацииличностизасчетинтериоризации,идентификациииинтернализации – механизмов, позволяющих усвоить и принять ценностно51смысловые конструкты и образования социальных общностей, в которыевключен индивид;5) система ценностей и ценностных ориентаций одинакова для всехлюдей, но в тоже время системе ценностей и ценностных ориентацийотдельного индивида присуща субъективно-личностная специфичность,детерминирующая индивидуальную степень значимости, приоритетности иактуальности того или иного ценностно-смыслового конструкта длячеловека;6) система ценностей и ценностных ориентаций детерминируетмножество социальных явлений и феноменов жизнедеятельности [ЛеонтьевД.А., 1998].В.А.
Ядов, А.Г. Здравомыслов называют основными признакамиценностей и ценностных ориентаций такие, как значимость, нормативность,полезность, необходимость, целесообразность [Ядов В.А.,ЗдравомысловА.Г., 1966]. В дальнейшем большинство исследователей проблематикиценностейличностиотнеслиследующие–целостность,структурированность, иерархическая организованность, многоуровневость,многомерность, динамичность.И.А. Сурина в качестве компонентов системы ценностных ориентацийвыделяет следующие:1) когнитивный компонент отображает знания и представленияиндивида о ценностных ориентирах и установках;2) эмотивный компонент отображает относительно устойчивые истабильные эмоции и оценки индивида относительно тех или иныхценностных ориентаций и установок;3) поведенческий компонент отображает предрасположенность инаклонности индивида к демонстрации того, или иного типа поведения идействий, в которых реализуются ценностные ориентации и установки[Сурина, И.А., 1996].52М.А.
Макаревич полагает, что система ценностных ориентацийиндивидасостоитизтребований(пожелание,чтобынечтобылоосуществлено); оценки социальных явлений (или поступков людей) с точкизрения присущих ценностных критериев (моральных, экономических,политических, эстетических и др.); целей, которые сообщают о том, чтодолжно быть, к чему следует стремиться; средств, с помощью которыхвозможно достичь желаемого» [ Журавлева Н.А., 2006].По мнению В.П. Тугаринова, ценности и ценностные ориентацииотвечают за направленность личности [Тугаринов В.П., 1968].
В след за ним,В.А. Ядов также считает, что система ценностей и ценностных ориентацийкак высший уровень диспозиций личности обуславливает ее витальные цели,определяет то, что имеет наибольшее, главенствующее значение и обладаетличностным смыслом [Ядов В.А., 1994].В нашем исследовании «смысл» – это вторая стержневая категория. Вроссийской психологической науке понятие «личностного смысла» являетсяведущим в трудах А.Н.
Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Г.Асмолова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева и раскрывается через анализвзаимодействия человека с окружающим миром.Подличностныминдивидуализированноесмысломпонимаетсяотражениеперсонифицированное,фактического,объективного,действительного отношения личности к объектам, которые «становятся»мотивами, целями ее деятельности.
Личностным смысл – индивидуальноспецифическая и личностно-пристрастная характеристика тех или иныхобъектов и явлений действительности, субъективно воспринимаемые иосознаваемые индивидом как «значимые для меня», обладающие истиннымместом и ролью в жизнедеятельности. Личностный смысл представляетсобой продукт внутренней активности и «образуется» как результатотношения мотива к цели, при этом основополагающая роль принадлежит53именно мотиву. В сознание личностный смысл проявляется в виде значащегои чувственно окрашенного переживания [Леонтьев А.Н., 1975].Н.А. Деева указывает, что смыслы – это примиряющее звено впротивопоставлении и оппозиции объекта – субъекта, выражающиесубъективно-личностное отношение человека к миру и окружающейдействительности и решающие проблему взаимосвязи человека и культуры[Деева Н.А.].Стремление человека к смыслу – жизненно важная, первостепенная,коренная потребность индивида, удовлетворение которой во многом зависитот готовности и способности человека брать на себя ответственность иконтролировать свою жизнь.
Д.А. Леонтьев рассматривает личностныйсмысл как «…основу смыслопорождения, иерархии мотивов и целейличности, подчиненных, в конечном счете, главной человеческой цели,которая есть «человек Человечества», чья жизнь резонирует миру,обусловливает, способствует его благу…» [Леонтьев Д.А., с. 1]. Проясняясодержание этих идей, Б.С. Братусь пишет следующее: «В каждой смысловойвнутренней реалии так или иначе присутствует, явно или смутно отраженвесь смысловой ряд, вся смысловая вертикаль, иерархия данного человека.Разрушение ее означало бы разрушение главного стержня, которыйудерживает конкретные деятельности, без чего они обесцениваются,обесцвечиваются, теряют самый вкус жизни.
В клинике известен такназываемый экзистенциальный невроз – человек все может делать и даже вовсем способен преуспевать, но жизнь лишается смысла, и он бессильноповисает, как марионетка, которую уже никто не держит» [Братусь Б.С.,1997]. Следовательно, каждая смысловая реалия, личностный смысл, илипросто смысл помимо своего специфического, особенного (и уникального)содержания, всегда несет некое общее содержание, связывающее его сдругимисмыслами,единицамисубъективности54иструктурамисубъективного мира личности.
В свою очередь, ключевым, узловымпоказателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни.Система ценностных ориентаций и система личностных смысловвключены в качестве элементов в ценностно-смысловую сферу личности.Ценностно-смысловаясферапредставляетсобойорганизованнуюсовокупность смысловых структур и элементов, в состав которой, кромеличностных смыслов и личностных ценностей, входят мотивы, потребности,интересы, цели, идеалы, убеждения, мировоззрения, установки, конструкты,диспозиции, участвующие в создании направленности и выражающиесоциально детерминированные и личностно принятые отношения индивида кдействительности.Ценностно-смысловая сфера имеет сложную иерархию динамическихсмысловых систем отношения к действительности. Б.С. Братусь считает, чток смысловым образованиям, являющимся единицами сознания личности,относятся главные и относительно постоянные отношения человека косновным сферам жизни – к миру, к другим людям, к самому себе [БратусьБ.С., 1999].По мнению О.И.
Близнецовой и И.П. Шапенковой, компонентамиценностно-смысловой сферы являются:1) ценности-знания («знаемые» ценности), отраженные в сознаниичеловека в качестве представлений, образов, знаний о содержании различныхценностей, но не определяющие характер и особенности жизнедеятельности;2) ценности-мотивы, отраженные в сознании человека в качествеосознанных и принятых ценностных ориентаций, определяющие егоактивность и характер отношения к миру;3) ценности-цели, определяющие реальные поступки и действиячеловека в направлении достижения результата и преодоления трудностей ипрепятствий на пути к нему;554) ценности-смыслы, отраженные в сознании человека в качествесмысложизненныхориентаций,имеющиеличностнуюзначимостьипристрастность для индивида и определяющие единство жизненных целей,эмоциональной насыщенности жизни и удовлетворенности самореализации[Близнецова О.И., Шапенкова И.П., 2012].СточкииерархическаязренияБ.С.структура,вБратуся,ценностно-смысловаякоторойнулевойуровеньсфера–сформировансобственно прагматическими, ситуационными смыслами и детерминировансамой предметной логикой достижения цели в заданных конкретныхобстоятельствах; первый (эгоцентрический) уровень «исходит» из позицийудобства,личнойвыгоды,статусностиит.п.;навтором(группоцентрическом) уровне смысловая ориентация «задана» близкимокружением человека, референтной группой; третий уровень образованколлективистской,общественной,общечеловеческойсмысловойориентацией [Братусь Б.С., 1999].Ценностно-смысловые образования выполняют две основные функции:1) связаны с осознанием сущности своего «Я» и определением границсамореализации, создают образ и модель будущего, задают жизненнуюперспективу и вектор развития; 2) служат базисом морально-нравственнойоценки личности своих действий, поступков и поведения [Харитонова Е.В.,2014].