Диссертация (Эволюция образа подростка в русской детской литературе 1930-х–1970-х годов)

PDF-файл Диссертация (Эволюция образа подростка в русской детской литературе 1930-х–1970-х годов) Филология (52134): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Эволюция образа подростка в русской детской литературе 1930-х–1970-х годов) - PDF (52134) - СтудИзба2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция образа подростка в русской детской литературе 1930-х–1970-х годов". PDF-файл из архива "Эволюция образа подростка в русской детской литературе 1930-х–1970-х годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН)Министерства науки и высшего образования Российской Федерации__________________________________________________________________На правах рукописиЗолотухина Анастасия ВладимировнаЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ПОДРОСТКА В РУССКОЙ ДЕТСКОЙЛИТЕРАТУРЕ 1930-Х–1970-Х ГОДОВспециальность – 10.01.01 (русская литература)Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологическихнаукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессор Мескин В.А.Москва – 2018ОглавлениеВведение…………………………………………………………………………..3ГЛАВА 1.

Коллектив и личность в русской детской литературепредвоенного времени…………..…………………………………..................161.1. История возникновения и развития детского характера………………....161.2. Школьная проза в детской литературе ХХ века………......……..………..321.3 Типология отношений и философия поступков героев………...................53ГЛАВА 2. Образ подростка в литературе о войне ………………...............662.1.Агиографическийибылинныйдискурсывдетскойвоеннойпрозе…………………………………………………………………………...….662.2.

Тема утерянного детства……………………………………………………81ГЛАВА 3. Личность и коллектив в детской литературе 1950-х–1970-хгодов…………………………………………..…………………………….…....943.1. Возвращение в мир детства………………………………………………...943.2. Философия детства в литературе для подростков третьей четверти ХХвека………………………………………………………………………………1083.3. «Взросление» героя-подростка…………………………………………...123Заключение…………………………………………………………............….138Библиография……………………………………………………...…….........1442ВведениеДетскаялитература–явление,можетбыть,болеесложное,многоплановое, чем литература взрослая.

Под ней понимают и литературу,написанную для детей, и совокупность произведений, где главными героямивыступают дети, подростки, и тексты, написанные непосредственно детьми1.Истоки детской литературы лежат в устном народном творчестве, вмифологии2. Жанры, которые разграничиваются в фольклоре, в детскойлитературе сопрягаются и взаимодействуют.

Можно сказать, что детскаялитература − это слияние народной основы и авторского замысла.Избранная тема предполагает особое внимание к вопросам эволюциидетской литературы вообще и образа подростка в ней в частности, экскурсы висториюмировойиотечественнойсловесности.Детскаясоветскаялитература в ХХ веке прошла период преодоления традиций и периодвозвращения к традициям.Отечественная детская литература3 прошла определенную эволюцию.С XI по XVII века тема детства в русской литературе занимала относительнонемного места. Ребенок воспринимался «как маленький взрослый»4.

Тексты,адресованные детям, выступали своего рода учебниками жизни5. Собственнодетская литература начинает развиваться в России сконца XVII века,большое место в ней занимали переводы и переложения иностранныхтекстов6.1Полозова Т.Д. Русская литература для детей. – М.: Асайет А, 1998.Мельников М.Н. Русский детский фольклор – М.: Просвещение, 1987.3Октябрьская, О.С. Пути развития русской детской литературы ХХ века (1920-е–2000-егг.).

– М.: МАКС Пресс, 2012.4Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 2011.5Сорокин Н.А. Дидактика. — М.: Просвещение, 1974.6Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV—XVII вв. — СПб.:Имп. Акад.

наук, 1903.23В XVIII веке под влиянием европейской просветительской мысли7 влитературно-писательской среде возникает интерес к миру ребенка, настраницах книг впервые появляется герой-подросток. Однако роль его чистовспомогательная, он как бы помогает автору описывать, высмеивать,исправлять пороки общества.Наособуюрольдетскойлитературы,героя-подросткауказализвестный критик В.Г. Белинский8. Он первым отметил важность и нужностьне сказочной, а реалистической словесности для детей, без «искажениядействительности ни клеветами на нее, ни украшениями от себя»9,способствовал окончательного утверждению особой, детской литературы врусской культуре. Воспитанию ребенка10 отныне уделяется особое внимание,возникает новая педагогическая система11.

Меняется отношение к героюподростку. Он наделяется чертами самоценной личности.Очевидно, первым русским писателем, обратившимся к психологииподростка,сталФ.М. Достоевский12,уделившийбольшоевниманиераскрытию характеров юных героев. Заметим, Ф.М. Достоевский первымподнял проблему, которая будет достаточно актуальна в русской литературедо двадцатых годов ХХ века и вновь обретет актуальность в шестидесятыегоды – проблему взаимоотношений ребенка и родителей13.

Герой-подростокпредстает у Ф. Достоевского относительно независимой, положительной7Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер XVIII– 1 треть XIX века. – СПб.: Наука,1978.8Критик первым поднял вопрос о качестве произведений для детей, о важной и сложнойроли детского писателя.9Белинский В.Г. О детских книгах (1840). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_1900.shtml (Дата обращения 10.05.2016).10Путилова Е.О. Детское чтение для сердца и разума: Очерки по истории детскойлитературы / под ред. С.А.

Гончарова. – Спб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.11Данилов М.А. Дидактика К.Д. Ушинского. – М., Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1948.12Сараскина Л.И. Достоевский. – М.: Молодая гвардия, 2011.13Разумеется, писатели рассматривают эту проблему с различных позиций и,соответственно, делают разные выводы о взаимоотношениях взрослых и детей.4личностью14. Вслед за ним многие писатели обращаются к теме детства, кгерою-ребенку.Примечательно, что в том же русле развивается и западная детскаялитература15. Сказочная традиция (Ш. Перро, Г.-Х.

Андерсен, Д. Барри,В. Гауф) взаимодействует с растущим вниманием писателей к психологииребенка, затем вытесняется тенденцией выдвижения в центр повествованиягероя-подростка. Первым здесь должен быть назван Чарльз Диккенс16,писатель Ф. Достоевский, как видится, был внимательным читателемЧ. Диккенса.

Западная и русская традиции, взаимодействуя друг с другом,почти одновременно выделяют детство в особый этап становления личности,который не только не является частью взрослого мира, но выступает егоположительной оппозицией. Повышенное внимание отныне уделяетсявнутреннему миру ребенка, его переживаниям, воспоминаниям. Интересно,что при этом отражаются социальные проблемы и их влияние наформирование личности. Здесь можно отметить прозу Д. Григоровича,В. Короленко, Н. Гарина и других.По-настоящему важное место в русской литературе образ герояподростка занимает в ХХ веке. Особый интерес к личности подросткапоявляется здесь в связи с изменениями социокультурной ситуации в стране.Этот интерес обостряется в годы потрясений, в 1905–1907, 1917 ипоследующих годах.

На рубеже веков актуализируется тема свободыличности и значение ее индивидуальных начал в социально-философских,культурологических работах17. Резонанс от работ этой проблематикисказывается на всех сферах науки и культуры, в том числе на литературе,пространство которой в начале ХХ века заполнило множество ярких детскиххарактеров.14Подробнее о взгляде писателя на героев-детей: Гусева Е.В. Концепция детства втворчестве Захара Прилепина: дисс. канд.

филол. наук. – Москва, 2014.15Зарубежные писатели: Библиографический словарь: в 2 ч. / под ред. Н.П. Михальской. –М.: Дрофа, 2003.16Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. — М.: Учпедгиз, 1959.17Например, в трудах Л.И. Шестова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка.5Естественное течение, развитие детской русской литературы иотображение героя-подростка в частности нарушается в 1920-е годы.Образно говоря, русская детская литература становится приводным ремнемгосударственного института. Так произошел, своего рода, разрыв связивремен. Детская литература ХХ века, как и произведения для взрослых,развивается, в основном, под влиянием внелитературных факторов. И, какследствие,эволюциягероя-подросткав1930-е–1970-егодыимеетскачкообразный характер.Так, в конце 1920-х годов в связи с последствиями событий началавека, которые привели к резкому росту сиротства, страницы детских книгзаполняют герои-беспризорники, герои-хулиганы.

Рассматриваются онипреимущественно в аспекте не личностных качеств, а возможностей нового,«социалистического», воспитания. Герой здесь, как правило, предстаетнуждающимся в постоянном контроле, влиянии взрослого наставника иколлектива, неспособным справиться с трудностями самостоятельно.В1930-егодыидеигосударственногостроительстваглубокопроникают в сферу творчества, тема личности в значительной меренивелируется,рассматривалосьуступаякакместотемеположительныйкоманды.фактор18.ДолгоевремяЛитературныйэтогерой-подросток основательно меняется. Подростка-беспризорника в литературе1930-х годов теснит другой герой – сознательный устроитель новой жизни.Он несет обязанности не только перед собой, но и перед другими людьми.Писатели задаются целью показать подростка с точки зрения пользы,которую он может или не может принести обществу. Позже и вовсе ценностьличности ребенка стала определяться его готовностью к самопожертвованиюи даже смерти во имя общей цели.

Он сын социалистического сообщества,самостоятельный, самоценный, его благополучие – это благополучие всех.18Михайлов Н.В. Самоорганизация трудовых коллективов и психология российскихрабочих в начале XX / Доклад на международном коллоквиуме // Рабочие иинтеллигенция России в эпоху реформ и революций: 1861—февраль 1917 г. СПб., 1997.

–С. 149–165.6В военные и первые послевоенные годы детская литература, а вместе сней и герой-подросток снова претерпевает изменения. Обстоятельства,политика власти требовали концентрации внимания на суровых реалияхвоенного времени. Появляются, как видится, два типа произведений и тритипа героев. Книги, излагающие биографию (прототипа) героя войны,историю становления его личности в годы «великого противостояния» ипроизведения, посвященные детям, как бы случайно оказавшимся напередовой, собственно художественным характерам.Произведения первого ряда в свою очередь подразделяются на дватипа: написанные в агиографической19 традиции и написанные в традициибылинной20.

Отличаются эти два типа прозы, прежде всего, подходом кизображению характера. В первом случае герой чрезмерно идеализирован21,показан бесстрашным, самодостаточным, жертвенным. Во втором – этаидеальность разбавлена естественными «детскими» чертами характера:любопытством, непослушанием, озорством. При этом и те, и другиевписываются в реалии времени: они пионеры, читают «полезные»,«правильные» книги, наследуют героям гражданской войны.Произведений второго ряда, книг, где действующими лицамивыступаютсобственнолитературныехарактеры,вколичественномотношении больше. Они в меньшей степени героизируют, сакрализируютпредставленных персонажей. Здесь отмечается большая, чем в смежныхтекстах о войне, реалистичность.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5304
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее