Диссертация (Социокультурный облик провинциального российского купечества второй половины XVIII в. (по материалам Уложенной комиссии Екатерины II)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурный облик провинциального российского купечества второй половины XVIII в. (по материалам Уложенной комиссии Екатерины II)". PDF-файл из архива "Социокультурный облик провинциального российского купечества второй половины XVIII в. (по материалам Уложенной комиссии Екатерины II)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
III. С. 1–25; Топографическоеописание Владимирской губернии, составленное в 1784 г. с приложением одного рисунка // Изд. ВладимирскойУченой архивной комиссии / под ред. Г.А. Ряжского. Владимир, 1906; Богданов А., Рубан В. Историческое,географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала его заведения с 1703 по 1751. СПб.,1779; Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов.
СПб., 1799; Петров П. Н.История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления поучреждениям о губерниях . (Включая Примечания). 1703 – 1782. СПб., 1885.84Авдеева В. А. Полная хозяйственная книга. Ч. 1, 2, 3, 4. СПб., 1851; она же. Записки о старом и новом русскомбыте. СПб., 1842;Вишняков Н. Сведения о купеческом роде Вишняковых.
Ч. 1, 2, 3. М., 1905 – 1911; Ертов И. Д.Картина просвещения россиян перед началом XIX в. СПб., 1799; Терещенко А. Быт русского народа. Т. 1–7. СПб.,1848; Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны. Вып. 1, 2, 3. М., 1865 – 1867.85Вагин В. И. Сороковые годы в Иркутске // Записки иркутских жителей. Иркутск, 1990.
С. 451 – 510; Беляев, Н.С.Купеческие родословные как исторический источник. М., 1900; Благовещенский, И. А. Мануфактур-советникмосковский купец Т. В. Прохоров. М., 1860; Добряков Т.С. Сказание о московском первой гильдии купце С. П.36социокультурную характеристику проблемами семьи, быта, повседневности.Предметом исследования стало отношение купцов к просвещению, воспитанию иобучению своих детей, идеалы и взгляды на задачи и содержание образования, втом числе профессионального. Отдельные работы выходили к юбилейным датамкоммерческих училищ Москвы и Петербурга. Кроме того, как и ранее, вниманиеисследователей привлекала социальная психология сословия и общественноесознание купцов86.
Авторы выделяли те качества представителей купеческогосословия, которые в наибольшей степени заслуживали уважения и подражания:предусмотрительность, способность идти на риск и не отчаиваться при неудачах,умение довольствоваться малым в повседневной жизни.Таким образом, в досоветский период в историографии шло накоплениефактического материала по проблемам основных культурных характеристиккупечества XVIII – XIX вв. Авторами были обозначены проблемы роликупечества не только в социально-экономическом, но и культурном развитиигосударства, отношения купцов к образованию, об особенностях образа жизнипредпринимателей.Свнедрениемвотечественнуюисторическуюнаукусоциально-экономической концепции марксизма произошел поворот в сторону изученияпроблем классовой борьбы, истории пролетариата, становления новых органовгосударственной власти.
Наметившееся на рубеже XIX–XX вв. направлениеисследования истории культуры повседневности, семейных отношений былопочти забыто.Васильеве, сообщ. И. А. Благовещенским // Душеполезное чтение. 1860. № 8. С. 473 – 482 Иваск У. Г Суконныефабриканты Бабкины. – М., 1910; Терентьев П.
Н. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры иторгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых: 1799 – 1915. М., 1915; Ушаков А. С. Из купеческогобыта. Повести и очерки. М., 1862.86Бочкарев В. Культурные запросы русского общества начала царствования Екатерины II по материаламзаконодательной комиссии 1767 года. Пг., 1915; Вышеградский Н.
А. Краткий очерк истории коммерческогоучилища. СПб., 1849; Виноградов Н.И. Московское коммерческое училище. Сто лет жизни. М., 1904;. Глебов И.Ф ,Иванов Д.П. История московской практической академии коммерческих наук, составленной к 50-летнему ееюбилею (1810 - 1860). М., 1860; Скуратов Д. Причины и последствия необразованностикупеческого ипромышленного класса.
СПб., 1866; Кизеветтер А. А. Школьные вопросы нашего времени в документах прошлоговека // Образование. Педагогический и науч.-попул. журнал. 1899. Февраль. С. 98 - 99; Чечулин Н. Русскоепровинциальное общество во второй половине XVIII века: ист. очерк. СПб., 1889; Тимофеев А. Г. История СанктПетербургского коммерческого училища. Т. 1.
СПб., 1901; Ушаков А.С. Наше купечество и торговля с серьезной икарикатурной стороны. Вып. 1 – 3. М., 1865 – 186737Между тем, в 20-30-е гг. XX в. в советской исторической наукесуществовали работы, авторы которых несколько отступали от официальногонаправления советской историографии. В частности, рассматривались элементысоциальной психологии купечества. Было отмечено, что русская буржуазия былалишена «чувства личности» и «вместо прямой борьбы за поднятие личногодостоинства своего класса», за расширение его имущественных и личных правона сворачивала на «извилистую тропинку выслуживания и выпрашивания чинови дворянства»87.
Вторым отступлением от официальной историографии былообращениеккупеческиммемуарам.Запискиивоспоминаниякупцоврассматривались как ценный исторический источник, свидетельствующий о ростесамосознания купечества. В мемуарах нашли отражение черты быта торговопредпринимательского сословия и его культурная эволюция на протяжении XIXстолетия88.Было также отмечено разнообразие бытового уклада купечества – отпростого крестьянского до подражания образу жизни дворянства. Важноезначение придавалось и конфессиональным характеристикам. Бытовой укладкупечества XVIII – XIX вв.
характеризовался как религиозно-благочестивый, аправославиеистаровериерассматривалиськакрелигиознаяосновамировоззрения русских купцов89. В контексте исследования быта и нравовразличных сословий русской провинции конца XVIII в. был сделан вывод о том,что купцы не помышляли учить детей чему-либо, кроме грамоты, т. к.
не виделипрактической применимости «книжной мудрости»90. Основная цель воспитаниякупеческих детей – оказание помощи родителям в практической торговойдеятельности.Проблемы влияния психологии предпринимателей на процесс социальноэкономического развития впервые были подняты в советской историографии в40-х гг. XX в. Высказывалось предположение, что замедленный процесс87Берлин П.А.
Русская буржуазия в старое и новое время. М., 1922. С. 24, 31.Кафенгауз Б.Б. Купеческие мемуары // Московский край в его прошлом. М., 1928. Вып. 1. С. 105 – 128.89Корш Е. Быт купечества и мещанства // Из эпохи крепостного хозяйства. М., 1926. С. 23 – 34; Корш Е., Рустик О.Старообрядческое Преображенское кладбище //Борьба классов. 1934. № 7; Приселков М. Купеческий бытовойпортрет XVIII – XX вв. Л., 1925..90Чечулин Н.Д. Русская провинция во второй половине XVIII в.
СПб, 2010. С. 286.8838перераспределенияторговогокапиталавпромышленностьсвязансособенностями самого российского купечества. Оно не желало «вступать намалоизведанныйпуть промышленного предпринимательства», т. к. обладало«трусливой душонкой»91. Однако среди историков тезис о «трусливости» и«нерешительности» русской буржуазии не получил однозначной поддержки.Исследователиотмечали,чтороссийскиекупцыбылиисключительнопредприимчивы и энергичны.
Они бесстрашно двигались в Китай, Сибирь,Индию и не только торговали, но и открывали новые острова. Что касаетсяобщественных явлений, то объяснение их «психологическими причинами,желанием или страхом, может быть, и является в некоторых случаях удобным»,но не может быть исчерпывающим. Только борьба за прибыль заставлялакупечество проявлять свои деловые качества92.Идеи комплексного изучения культуры не только рабочего класса икрестьянства, но и формирующейся буржуазии утвердились в отечественнойисториографии с середины 50-х гг. В многотомных исследованиях по историиМосквы и Ленинграда, а также Сибири содержались разделы, посвященныевопросам культуры российского купечества, как одной из социальных групп.
Этиразделы невелики по объему и схематичны. Однако их важность состояла в том,что было признано наличие культуры собственно купечества; к тому же в нихставилась задача показа традиционных и новых черт культуры купеческогосословия93.В конце 60-х – начале 70-х гг. наметилось формирование новыхнаправленийвгуманитарныхнаукахвРоссии,первоначальновлитературоведении, социологии, позже – в истории. Большую роль в становленииноваторских подходов сыграли лингвисты и литературоведы, обратившиеся кизучению истории культуры дворянства. Детали одежды и «поэтика бытовогоповедения» позволили авторам «расшифровать» скрытый за ними культурный код91Покровский С.А.
Внешняя торговая политика и внешняя торговля России. М., 1947. С. 94.Яковцевский В.Н. Указ. соч. С. 174 – 175.93История Москвы. В 6 т. М.: Изд-во АН СССР, 1951 – 1986. Т. 3. С. 40-43, 55-77, 292-311; История Сибири. В 5 т.Л.: «Наука», 1968. Т. 3. С. 323-357, 481-503; Очерки истории Ленинграда. В. 5 т. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1957 –1961. Т. 1. С.
163-250, 294-320, 389-446.9239и тем самым понять общественную позицию людей94. В исторической наукеновые искания затронули прежде всего медиевистов. В их исследованиях поднятыпрактически все основные вопросы и проблемы, с которыми неизбежносталкивается историк, изучающий проблемы социокультурного развития. Особоевниманиесталоуделятьсяисторико-психологическим,историко-демографическим, историко-культурным сюжетам, аналитическому изучениюистории человека как субъекта истории. Не осталась без внимания ментальнаясоставляющая, в которой выделены общие представления о нормальном,общепринятом, а также принудительная сила массовых культурных ориентиров ит.