Отзыв официального оппонента 2 (Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента 2" внутри архива находится в папке "Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре". PDF-файл из архива "Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА НА ДИССЕРТАЦИК1 ПОЛИНЫ АНТОНОВНЫ КОМАРОВСКОЙ «КИТАЙСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ КАРТИНА НУНМИНЬХУА И ЕЕ МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ», ПРЕДСТАВЛЕННУЮ К ЗАЩИТЕ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА КУЛЬТУРОЛОГИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 24.00.01 - ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ В ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ Д 212.232.11 НА БАЗЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА П.А. Комаровская первая в отечественной гуманитарной науке предприняла попытку комплексного изучения т.н. китайской крестьянской картины нуььяиньхуа, поэтому новизна исследования очевидна. Актуальность исследования определяется популярностью произведений этого самобытного жанра, их востребованностью на китайском и международном художественных рынках.
Изучив все доступные источники и литературу по теме на китайском и английском языках, П.А. Комаровская совершила турне по наиболее известным региональным центрам нунминьхуа, познакомилась с музейными коллекциями„взяла интервью у ныне действуюших художников. В результате появилось самостоятельное научно-квалификационное исследование, полностью соответствуюшее критериям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук. Оунминьхуа, в буквальном переводе «крестьянская народная картина» - жанр китайского изобразительного искусства, возникший на волне крупных пропагандистских кампаний коммунистического Китая, в первую очередь — Большого скачка и Культурной революции. Для современного исследователя особый интер~с представляет феномен сузцествования этого жанра в наши дни, т.е.
трансформация тоталитарного и крайне идеологизированного искусства в современный рыночный продукт, пусть и поддерживаемый государством. Диссертация П,А. Комаровской состоит из 2-х томов, первый из которых— собственно исследование, второй том — подбор иллюстраций. Сразу посетую па отсутствие единого списка иллюстраций, рисунки разделены на 5 групп, каждая из которых„очевидно, соответствует одной из пяти глав диссертации. Хотелось бы также, чтобы автор указывал на источники, откуда взяты рисунки: ссылки на публикации, места хранения, авторов фотографий и пр.
Как уже сказано, в диссертации 5 глав. Главы 2, 3 и 4 никаких вопросов не вызывают: во 2-й главе рассказывается о важнейших центрах производства нунминьхуа, в 3-й излагается история и художественные особенности наиболее знаменитой школы крестьянской картины, 4-я глава восстанавливает биографии наиболее «показательных» художников этой школы. 1 глава называется «Понятие, обшая характеристика и условия зарождения жанра китайской крестьянской картины», тогда как последняя глава — «Жанры и художественные манеры„предшествовавшие лунминьхуа». Сразу возникает подозрение.
что здесь едва ли удастся избежать повторов, и подозрения эти оправдываются. Конечно, 1-я глава посвящена истории возникновения жанра, различным политическим аспектам его бытования, тогда как глава 5-я и последняя — более искусствоведческая. И здесь и там говорится о политическом плакате и о народной картине няньхуа. В 5-й главе много места отведено рассказу о наивном и примитивном искусстве разных стран и культур, Естественно, что автору, ставящему перед собой цель определить место китайской крестьянской картины в современной мировой художественной культуре, важно показать знакомство с этой культурой, но уместен ли подробный рассказ именно о «Синем всаднике», при том, что не упоминается, что М.Ф.
Ларионов на своей выставке лубков в 1913 г. экспонировал в том числе и китайские лубки - ияньхуа (С. 117). Первый раздел 5-й главы, в котором рассказывается о «Синем всаднике» и пр., называется <сИстория исследований наивного и примитивного искусства на Западе», хотя в действительности перед нами — не история ИССЛЕДОВАНИЯ, а краткая история самого наивного и примитивного искусства. Следующие разделы главы посвяшены собственно китайским искусствам и ремеслам, которые предшествовали народной крестьянской картине или сосушествовали одновременно с ней — живопись гохуа, народная гравюра иявьхуа, новая гравюра, новые няньхуа и политический плакат, наконец, крестьянское декоративно- прикладное искусство (вырезки из бумаги, вышивки и пр,). Здесь все изложено в основном верно, но о многом, повторюсь, читатель уже знает из 1-й главы. Неоднократно отмечая, что во многих случаях крестьянской живописи часто предшествовали росписи стен, сделанные самими крестьянами-рабочими-солдатами в порыве революционного вдохновения, П.А.
Комаровская ничего не пишет о западной традиции граффити, которая до сих пор очень сильна. При анализе народной картины кяньхуа как наиболее близкой к крестьянской живописи, П,А. Комаровская, естественно, много внимания уделяет русскому лубку. Отрадно, что диссертант избегает спорного. но широко принятого обыкновения называть ияньхуа лубком. Из внимания диссертантки к словам и терминам рождается тщательно продуманное научное определение, которое автор диссертации дает нунх<иньхуа современная крестьянская народная ремесленная картина.
Основные рассуждения о терминах помещены в специальный «Терминологический словарь» в Приложении: даются авторские определения таких важных для настоящего исследования понятий, как любительское, самодеятельное, наивное, народное и примитивное искусство„ лубок и народная картина. Термины располагаются в алфавитном порядке, из которого почему-то выбивается «лубок».
Определение нунминьхуа дается дважды и разное: «Крестьянская картина 1нунминьхуа): произведения в примитивном стиле, которые строятся на типичных для народных произведений элементах и приемах. Относятся к народным ремеслам и производятся с целью продажи художниками- крестьянами (профессионалам и любителями). Этот термин используется только для обозначения китайской нунминьхуа...» (с. 209). На следующей же странице читаем: «Нунминьхуа; букв. «крестьянская картина», жанр живописного народного промысла, производством которого занимаются региональные центры на территории Китая». П.А.
Комаровская редко допускает фактографические ошибки. Наиболее досадной представляется в ее изложении история с так называемым «гаранинском» альбомом антихристианских картин. С этим памятником вообще много неясного, достаточно сказать, что привезший его в Россию В.М, Алексеев ошибся и с местом, и временем его создания, о чем пишет и И.П. Гаранин в статье„на которую ссылается П.А. Комаровская. Но альбом хранится вовсе не в Отделе Востока Государственного Эрмитажа, как утверждается на с, 143 диссертации, а в Музее истории религии, о чем сообщается в первом же абзаце цитируемой статьи И.П. Гаранина.
Что значит фраза на той же 143 стр.: «Он 1альбом) был привезен из Китая В. М. Алексеевым и издан в 1891 г.» - можно понять, что привезен Алексеевым ло 1891 г. и им же издан! Диссертация П,А. Комаровской хорошо написана, читается легко и с интересом. Иногда автор, желая придать большую научность стилю изложения, допускает загадочные пассажи, например: «Г!оскольку этот жанр зародился в русле протекавшего на протяжении всего ХХ в. процесса обогащения искусства Китая посредством заимствований из мировой культуры, нуллпшьтуо оказалась ближе к западным формам живописи» (с. 14).
Или же: «жанр обрел концепцию в Китае силами известного художника» (с. 209). Список нспольюванной литературы обширен, можно высказать отдельные замечания по оформлению библиографических описаний: не следует ставить точки перед косой чертой. Если ставить тире перед количеством страниц, то нужно ставить его и перед местом издания -- или же не ставить тире вовсе. Результаты исследования П,А. Комаровской были апробированы на российских и международных конференциях, ею опубликовано 4 статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации и 10 статей в других сборниках, в том числе н на английском языке, Автореферат полностью соответствует содержанию диссертации.
Диссертантка справилась с поставленными перед собою задачами, ей удалось раскрыть тему и обосновать полученные выводы. Благодаря усилиям и энтузиазму П.А. Комаровской был привлечен и введен в научный оборот совершенно новый материал. Большинство замечаний носят стилистический характер и не влияют на положительную оценку работы. Надеюсь, что при подготовке монографии по теме диссертации замечания будут устранены. Таким образом, кандидатская диссертация Полины Антоновны Комаровской «Китайская крестьянская картина нунмильхуа и ее место в современной мировой художественной культуре» полностью соответствует требованиям Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации. в частности, пунктам 9-14 «Положения о присуждения ученых степеней», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 № 842 1с изменениями Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г.
№ 335). Соискатель достоин присуждения искомой степени кандидата культурологии по специальности 24.00.01 - теория и история культуры. 15.января 2018 г. Официальный оппонент зав. Отделом литературы стран Азии и Африки Библиотеки Российской академии наук (ОЛСАА БАН1, Татьяна Игоревна Виноградова кандидат исторических наук 199034, Санкт-Петербург„ Биржевая линия, д.
1„812 328 55 11, о1заа1йизЕруйа~с ,""-1 ф,~ .