Диссертация (С. П. Дягилев - редактор, публицист и критик), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "С. П. Дягилев - редактор, публицист и критик". PDF-файл из архива "С. П. Дягилев - редактор, публицист и критик", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
П. Дягилева в русле развитияжурналистики, освещающей вопросы искусства, не утратил значения и длясовременной редакционно-издательской практики. Результаты данногоисследования могут быть использованы при разработке общего курса поистории русской журналистики конца XIX - начала XX века, а также приподготовке специального академического курса по истории художественнойкритикидлястудентовфилологических,журналистскихиискусствоведческих факультетов.Апробация результатов исследования. Основное содержание работыбыло апробировано автором на научных конференциях: «Инновационныеобразовательные технологии в социо-гуманитарной сфере: история исовременность» (СПб.: СПбГУСЭ, 24-26 мая 2012 г.), «Медиа, демократия,рынок в современной обществе» (СПб.: НОУВПО «ИТБиД», 23-24 мая 2012г.), «Язык и культура в современном мире: Актуальные проблемы и21тенденции развития» (СПб.: СПбГУСЭ, 18 апреля 2013 года), «Культура исервис: человек в мире развлечений (СПб.: СПбГУСЭ, 27 сентября 2013 г.),«Династия Романовых в культуре и искусстве России и Западной Европы:история и современность» (Пермь – Чердынь – Ныроб: Министерствокультуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края;Пермская государственная художественная галерея и др., 17-19 сентября2013 г.), «Медиа в современном мире.
54-е Петербургские чтения» (СПб.:СПбГУ, 23-24 апреля 2015 г.). Кроме того, 2 апреля 2015 г. в рамках Годалитературы в РФ состоялось публичное выступление автора по темедиссертации в библиотеке ФГБУК Дом ученых им. М. Горького РоссийскойАкадемии наук.Автором в период написания диссертации опубликовано по темеисследования15рекомендованныхстатей,ВАКвключаяРФ;статья6вС.рецензируемыхП.Дягилеваизданиях,«Современнаяскандинавская живопись»33 (со вступительной статьей и комментариями),напечатанная в 1897 г. в журнале «Северный вестник» и никогда до этого непереиздававшаяся. В статьях представлено 28 архивных документов.Результаты диссертационного исследования выносились на обсуждениекафедры истории журналистики Высшей школы журналистики и массовыхкоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.Структурадиссертацииопределяетсяцельюисследования,поставленными задачами и базируется на системно-хронологическомпринципе.
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, спискаиспользованных источников и литературы, а также из 24 приложений.Очерк С. П. Дягилева «Современная скандинавская живопись» как отражение его художественныхпринципов; публикация статьи С. П. Дягилева «Современная скандинавская живопись» (статья 1897 года).Подгот. текста, вступит. ст. и коммент.
Мельник Н. Д.) // История и культура. Вып. 13 (13). СПб., 2015. С.237-279.3322ГЛАВА I. ПЕРВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ С. П. ДЯГИЛЕВА ВПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ (1896-1897): ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ КАКХУДОЖЕСТВЕННОГО КРИТИКАНачало литературно-критической деятельности С. Дягилева пришлосьна эпоху рубежа XIX – XX столетий, вошедшую в историю как «серебряныйвек» русской культуры.
Ренессанс духовной жизни значительной частиобщества, основанный на богатом опыте, накопленном поколениями лучшихпредставителей русской интеллигенции, способствовал стремительномустановлениюмолодогокритика.Формированиеегохудожественныхпредпочтений и поиск новых путей в искусстве выразились в яркихпублицистических статьях, не потерявших ценность и в наши дни.С. Дягилев, в силу своего характера и воспитания в культурнойдворянской семье, ставшей духовным и интеллектуальным центромпермской интеллигенции, с юных лет участвовал в общественной ихудожественной жизни.
Культурный «взрыв»34 1890-х гг. - времени еговозмужания, как нельзя лучше способствовал этому. Именно тогда вРоссийской империи было открыто два музея национального искусства:Третьяковская галерея (1892 – художественная галерея П. М. Третьяковапередана им в дар Москве) и Русский Музей Императора Александра III(1898) в Санкт-Петербурге.В крупных городах проходили различныехудожественные выставки, появились новые художественные объединения(«Союз русских художников», «Союз 36-ти», «Московское товариществохудожников» и другие). В Москве в 1898 г. К. С.
Станиславским и Вл. И.Немировичем-Данченко был основан Художественно-общедоступный театр,приобретший всероссийскую известность. На массового читателя, зрителя ислушателя были ориентированы публичные чтения, лекции, изданиепопулярных брошюр и художественных репродукций картин известныххудожников.34Лотман Ю. М. Культура и взрыв… С. 12-149.23Российская пресса чутко реагировала на повышенный интерескультурных слоев общества к искусству, художественному творчеству.
Вомногих столичных и провинциальных газетах и журналах публиковалисьстатьи, рецензии на художественные выставки, велась хроника культурнойжизни, практиковался выпуск «живописных приложений». Однако попыткивыпускать специализированные журналы по вопросам изобразительногоискусства не получали поддержки. Так, в 1890 г. перестали выходить«Вестник изящных искусств» и приложение к нему - «Художественныеновости» (1883-1890, оба - под редакцией А. И. Сомова). Единственное изоставшихся в этот период в России изданий, имевшее специализированныйхудожественныйотдел,-московскийтеатральный,музыкальныйихудожественный журнал ”Артист” (1889-1895, издатель и редактор Ф.
А.Куманин), закрылся в середине 1890-х гг.Общепризнанным лидером русской художественной и музыкальнойкритики в это время был В. В. Стасов (1824-1906), активно сотрудничавшийв периодике. Число его выступлений в печати «доходило до шестисот»35.После закрытия журналов по вопросам изобразительного искусства онпродолжал публиковаться в газетах, прежде всего, в «Новостях и Биржевойгазете». В письме художнице Е. М. Бем от 14 / 26 июня 1896 г.
В. В. Стасовзамечал: «Обыкновенно моих статей так там просят, так ожидают, печатаютвсякий раз немедленно же, как я их только отдаю в редакцию…»36Основателем этого издания был «король петербургского репортажа»Ю. О. Шрейер, подавший 15 февраля 1871 г. прошение о дозволениивыпускать ежедневную газету37. Ее программа включаларубрики: «1).Правительственные известия; 2). Дневник; 3).
Городские новости; 4).Рассказы; 5). Политические новости; 6). Справочный указатель; 7).Комментарии / Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка.Современники о Дягилеве: В 2-х томах. Т. 1. / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. С. Зильберштейн и В. А.Самков. М.: Изобразительное искусство, 1982.
С. 295. В дальнейшем: Сергей Дягилев и русское искусство.36Стасов В. В. Письма к деятелям русской культуры: В 2-х т. Т. 1. М.: АН СССР, 1962. С. 184.37Сонина Е. С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 87.3524Объявления и рекламы»38.
22 марта 1871 г. Шрейер получил Свидетельство,согласно которому ему было «разрешено издавать в СПетербурге, сдозволения предварительной цензуры, ежедневную газету под названием“Новости. Газета для всех”, по представленной программе»39.В ноябре 1876 г. это издание приобрел кандидат права О. К. Нотович, иименно при нем оно (под названием «Новости и Биржевая газета») достиглорасцвета40. Поэтому неудивительно, что начинающий критик, С.
Дягилев, вто время студент юридического факультета Императорского СанктПетербургского университета, решил сотрудничать именно с этой газетой.Его намерение отнести туда «заметки» одобрил А. Бенуа, считавший, что«эта газета была наиболее передовой и свободомыслящей, а к тому же в нейпостоянно сотрудничал почтенный Владимир Васильевич Стасов». К егоголосу они оба «очень прислушивались»41.Первая рецензия С. Дягилева «Акварельная выставка» появилась вгазете в 1896 г. (8 января, № 8) под псевдонимом «Любитель»42.
Онапосвящена XVI акварельной выставке (эти экспозиции в течение тридцативосьми лет организовывало возникшее в 1880 г. Общество русскихакварелистов, проходили они в Санкт-Петербурге)43. В отличие отхудожественногокритикаВ.Чуйко,назвавшегоее«лучшейиинтереснейшей»44, Дягилев высказывает ряд критических замечаний. Егоявно не удовлетворил русский отдел выставки: «Несмотря на огромнуючисленность выставленных в нынешнем году вещей, всех поражаетотсутствие двух лучших русских акварелистов: Репина и Петра Соколова.По изданию Г. Шрейер газеты «”Новости” газета для всех» // РГИА.
Ф. 776. Оп. 5-1871 г. Д. 25. Ч. I. Л. 5.См.: Приложение I.39Там же. Л. 9.40Архив Нотовича, О. К. // ОР ИРЛИ. Ф. 207. Оп. 1. Ед. хр. 246. Л. 1-4. См.: Приложение II.41Бенуа, Александр. Мои воспоминания: В пяти книгах. Книги четвертая, пятая. Изд. 2-е, доп. М.: Наука,1990. С. 86.42По мнению И. С. Зильберштейна и В. А. Самкова – составителей, авторов вступительной статьи икомментариев к книге «Сергей Дягилев и русское искусство», его Дягилев взял потому, что положительнооценил некоторые акварели из собственной коллекции, представленные на этой экспозиции. Об этом см.:Комментарии: Акварельная выставка / Сергей Дягилев и русское искусство… Т. 1.
С. 279.43Сидоров А.А. Рисунок русских мастеров (вторая половина XIX в.). М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 450-457.44Чуйко В. Выставка акварелистов // Всемирная иллюстрация. 1896, № 1407, 13 января. С. 76.3825Кроме них, впрочем, почти отсутствуют на выставке такие выдающиесямастера, как Кившенко и Гоголинский, так как две залы, наполненные ихакварелями, представляют собой собрание оставшихся после них частьюальбомных набросков… Прибавим еще отсутствие молодого художникаБакста, работающего теперь в Париже…, и мы убедимся, что все этозначительно уменьшает интерес русского отдела нынешней выставки»45.Правда, критике подверглись не все произведения, представленные врусском отделе. Рецензент утверждает: «Молодой московский художникПереплетчиков прислал только одну небольшую вещь, “Река Протва”, но онадостойна внимания, во-первых, как представительница нового московскогопейзажного направления с талантливым Левитаном во главе и, во-вторых, посвоим индивидуальным достоинствам… Общий тон приятен, техника свежаи сильна.Нельзя не приветствовать этого начинающего мастера».Мысльонеобходимостиболееполнопредставлятьтворчествоталантливых русских художников С.