Диссертация (С. П. Дягилев - редактор, публицист и критик), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "С. П. Дягилев - редактор, публицист и критик". PDF-файл из архива "С. П. Дягилев - редактор, публицист и критик", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
П. Брезгин, в Большой Советской Энциклопедии «классическибыла разработана главная тема для критики Дягилева. Ее однообразныевульгарно-социологические вариации непременно звучали в биографическихстатьях, посвященных Дягилеву, вплоть до середины 1980-х годов»20.Долгие годы в более объективном изучении биографии и творческогонаследия С. П.
Дягилева лидировали западные исследователи. Прекрасную«почву» для их работ подготовили ученики, соратники и друзья самогоМаэстро: С. Л. Григорьев, Т. П. Карсавина, М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин, В. Ф.Нижинский, С. М. Лифарь, М. Серт, А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь, М. В.Добужинский, Б. Е. Кохно, князь П. Ливен, Н. Д. Набоков, Л. Соколова /Хильда Маннингс, А. Долин / Сидни Френсис Патрик Чиппендейл Хили-Кей,А. Данилова 21 и другие, оставившие воспоминания, в которых рассказано неСоколова Н. И.
Мир искусства. М.; Л.: Изогиз, 1934. С. 5.Большая Советская Энциклопедия: В 52-х т. Т. 15. М.: Советская энциклопедия, 1952. С. 367.20Брезгин О. П. Метаморфозы отражений С. П. Дягилева в русских справочных и искусствоведческихизданиях / С. Дягилев и русское искусство XIX-XX вв.: Культурные и стилевые традиции на рубеже веков:В 2-х т. Матер.
научно-практ. конф. (февр. 2000 г.). Т. 1. Пермь, 2002. С. 129.21Grigoriev S. L. The Diaghilev ballet. 1909-1929. London, 1953; Karsavina, Tamara. Theater Street: thereminiscences of Tamara Karsavina. London : Dance Books, 1981; Fokine, Michel. Memoirs of a Ballet Master.181913только об их совместной деятельности с Дягилевым, но и сделаны выводы обобщественной значимости совершенного им для русской и мировойкультуры.Книги этих и других авторов во многом способствовали появлениюсерьезных искусствоведческих работ, созданных впоследствии британскимии американскими учеными: Р.
Баклом / R. Backle, А. Хаскелом / A. Haskell, Н.Макдональдом / N. Macdonald, Д. Персивалем / J. Percival22 и др. Но при всемуважении к этим исследованиям, необходимо отметить их некоторуюоднобокость: Дягилев предстает в них преимущественно как создатель ируководитель Русских сезонов и антрепризы «Русский балет Дягилева». Приэтом западный читатель остается практически в неведении о егодеятельности редактора и издателя периодических изданий, талантливогохудожественного критика и публициста.Настоящим прорывом в деле исследования жизни и творческогонаследия С. П. Дягилева, в том числе, литературного, стало издание в нашейстране двухтомника «Сергей Дягилев и русское искусство» (1982)23.Составители,авторывступительнойстатьиикомментариевИ.С.Зильберштейн и В.
А. Самков проделали огромную работу, опубликовав ивведя в научный оборот ряд статей, открытых писем и интервью С. П.Дягилева, часть его многолетней переписки с выдающимися деятелямиBoston: Little, Brown, 1961; Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете.: Артист. Режиссер. Театр, 1997; Nijinsky,Vaslav. The Diary / Edited and a preface by Romola Nijinsky. London: A London Panther, 1963; Лифарь С.Дягилев. СПб.: Композитор, 1993; Лифарь С.
М. Дягилев и с Дягилевым. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1994;Лифарь С. М. Мои первые шаги в «Русском Балете» Дягилева // Русские записки. Париж, 1938. № 4; № 5;Серт М. Мизия, или Пожирательница гениев / Пер. с фр., предисл., послесл., коммент. Н. Тодрия. М.:Артист. Режиссер. Театр, 2001; Бенуа А. Н. Жизнь художника: Воспоминания: В 2-х томах. Нью-Йорк: Издво имени А. П. Чехова. 1955; Грабарь И.
Моя жизнь. Автомонография. М.: Искусство, 1937; ДобужинскийМ. В. Воспоминания. М.: Наука. 1987; Kochno, Boris. Diaghilev and the Ballets Russes. N.Y.: Harper & RowPublishers, 1970; Lieven, Peter, Prince. The Birth of the Ballets Russes / Trans. by L. Zarine. London: George Allen& Unwin, 1936; Nabokov N. Cosmopolite. Une vie, pleine de musique.
Paris: Robert Laffont, 1976; Sokolova,Lydia / edited by Richard Buckle. Dancing for Diaghilev: The Memoirs of Lydia Sokolova. San Francisco: MercuryHouse, 1989; Dolin, Anton. Divertissement. London: S. Low, Marston, 1931; Danilova, Alexandra.
Choura: TheAutobiography of Alexandra Danilova. New York: Knopf, 1986.22Buckl R. In search of Diaghilev. London: Sidwick and Jakson, 1955; Buckl R. Diaghilev. London: Weidenfeld,1993; Haskell A. Diaghilev: His Artistic and Private Life / In Collaboration with Walter Nuvel. N.Y.: A Da CapoPaperback, 1978; Macdonald N. Diaghilev Observed by Critics in England and the United States. 1910-1929 /N.Macdonald.
– New York, 1975; Persival J. The World of Diaghilev. N.Y.: Harmony books, 1979.23Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники оДягилеве: В 2-х томах. М.: Изобр. ис-во, 1982.14русской и мировой культуры, а также воспоминания о нем современников.Именно этот труд стал точкой отсчета для дальнейших – объективных иболее полных, чем прежде, – исследований о С. П. Дягилеве.За прошедшие с тех пор более чем три десятилетия появилось немалоновых публикаций о С. П.
Дягилеве: научных статей и монографий, двухбиблиографических сборников24, а также эссе в периодической печати. Особонеобходимо отметить появление монографий Линн Гарафолы (США), А. С.Ласкина (Россия) и Шенга Схейена25 (Нидерланды), посвященных его жизнии деятельности. Как в этих трудах, так и в ряде других, деятельность С. П.Дягилева-публициста, редактора и художественного критика по-прежнемуспециально не анализируется. Она остается, в силу задач, поставленныхавторами данных работ, «в тени» его заслуг в области театра.Вместе с тем, о «Мире искусства», редактором которого был С. П.Дягилев, с 1970-х гг. стали выходить труды историков литературы,журналистики и искусства, в которых, исследуя их развитие на рубеже XIXXX вв., ученые обращались и к анализу этого журнала (Богомолов Н.
А.,Гусарова А. П., Лапшина Н. П., Махонина С. Я., Эткинд М. Г. и др.). В 1990-егг. были опубликованы книги одного из ближайших сподвижников С. П.Дягилева, С. М. Лифаря26. В 2012 г. вышла в свет хронологическая росписьсодержания «Мира искусства»27.Наиболееполнуюхарактеристикужурналполучилвстатьелитературоведа И. В. Корецкой «Мир искусства»28, в которой акцент сделанБрезгин О. П.
Персона Дягилева в художественной культуре России, Западной Европы и Америки:Библиография / Дирекция междунар. фест. «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж»; Перм. гос.худож. галерея. Пермь: Изд. Максарова И. Н., 2007; Сергей Павлович Дягилев: 1872-1929: матер. кбиблиографии / Информ.-культур. центр «Русская эмиграция»; СПбГУКИ; сост. И. Кузнецова, А. Лапидус,В. Подсиорина; науч.
ред., авт. вступ. ст., летописи жизни и деятельности С. П. Дягилева А. Ласкин. СПб.:СПбГУКИ, 2007.25Garafola, Lynn. Diaghilev’s Ballets Russes. New York and Oxford: Oxford University Press, 1989; Ласкин А. С.Русский период деятельности С. П. Дягилева: Формирование новаторских художественных принципов.СПб., 2002; Scheijen, Sjeng, Diaghilev: A life / trans. by J. Headley Price and S. J. Leinbach. London: ProfileBooks, 2009.26Лифарь, Сергей.
Дягилев. СПб.: Композитор, 1993; Лифарь С. М. Дягилев и с Дягилевым. М.: Артист.Режиссер. Театр, 1994.27«Мир искусства»: хронологическая роспись содержания. 1899-1904 / Сост. Ф. М. Лурье. СПб.: Коло, 2012.28Корецкая И. В. «Мир искусства» / Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XXвека. 1890-1904: Буржуазно-либеральные и модернистские издания.
М.: Наука, 1982. С. 129-178.2415на сотрудничестве редакции с писателями и поэтами-символистами,составившимиядроотделабеллетристикижурнала.В2013г.вЕкатеринбурге была защищена диссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наук А. Г. Асташкина «Типологические ижанровые особенности элитарных журналов об искусстве начала XX в. (наматериале журналов “Мир искусства”, “Весы”, “Золотое руно” и других)». Вней впервые подвергнут научному анализу журнал-манифест как типиздания, что способствовало полному воссозданию типологии русскойпериодики начала XX века. Однако в указанной выше литературе нитворческая, ни редакторская деятельность С.
П. Дягилева не получилиспециального исследования.Автор данной работы в 2009-2011 гг. подготовил и опубликовал всерии «Жизнь замечательных людей» книгу о С. П. Дягилеве «Дягилев:Опередивший время»29.Объектом диссертационного исследования стало творчество С. П.Дягилева как художественного критика, публициста, редактора и издателя,организатора художественных выставок.Предметом исследования являются критические, исследовательские,литературно-публицистические произведения С.
П. Дягилева, в которыхотражены его взгляды на искусство, сущность и задачи художественнойкритики; журналы, редактируемые им; художественные выставки, иморганизованные.Цельработы–исследоватьпублицистическую,редакторскую,критическую и организационную деятельность С.
П. Дягилева в аспектеборьбы разных направлений в искусстве и проанализировать на примережурнала«Мирискусства»формированиеновоготипаиздания:художественного иллюстрированного журнала-манифеста.Чернышова-Мельник, Наталия. Дягилев: Опередивший время. М.: Молодая гвардия / серия «Жизньзамечательных людей», 2011.2916Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующиезадачи:- исследовать особенности творческой биографии С. П. Дягилева, егостановление как художественного критика;- раскрыть роль Дягилева в создании журнала «Мир искусства» (18991904) и формировании его эстетической платформы;- изучить роль С.