Отзыв официального оппонента (Экономические и социальные механизмы функционирования ресторанов (на примере китайских ресторанов в Санкт-Петербурге))
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента" внутри архива находится в папке "Экономические и социальные механизмы функционирования ресторанов (на примере китайских ресторанов в Санкт-Петербурге)". PDF-файл из архива "Экономические и социальные механизмы функционирования ресторанов (на примере китайских ресторанов в Санкт-Петербурге)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬБОГ О ОППОНЕНТА на диссертацию Цзинь Цзюнькая «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕСТОРАНОВ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКИХ РЕСТОРАНОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ)», представленную на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.03 — Экономическая социология и демография Ак альность темы яссе та ионного иссле рванин. Диссертационное исследование Цзинь Цзюнькая имеет целью выяснить социально-экономические механизмы функционирования китайских ресторанов (на примере Санкт-Петербурга). Ресторан — это не просто бизнес, не просто экономическое предприятие, подчиненное закону извлечения прибыли, а особый социальный институт, который не только удовлетворяет потребность в питании, но и способствует реализации потребности в релаксации, коммуникации и социализации.
С точки зрения экономической социологии питания, функционирование ресторанов опирается не только на экономические, но и на социальные механизмы. Особенно наглядно и ярко это проявляется в деятельности китайских ресторанов в России. Их появление и повседневная работа в нашей стране является результатом перекрещивания, по крайней мере, трех проявлений глобализации. Во-первых, это миграции людей: существование китайских ресторанов в России в немалой степени обусловлено возникновением крупных общин граждан Китая, находящихся в нашей стране более или менее длительное время с целью учебы, бизнеса, туризма и т.д, Данные сообщества обладают определенной автономией, обусловленной своеобразием языка, культуры, менталитета и т.д.
Во-вторых, это тенденция становления глобально-однородного образа жизни, что включает в себя глобальное кулинарное пространство, в котором переплетаются кулинарные традиции многих народов мира. Национальные кухни мигрируют и начинают развертываться за пределами своих традиционных границ. Столик в ресторане или домашний обеденный стол каждого человека становится точкой этого пространства, в которой пересекаются силовые линии самых разных национальных кулинарных систем. Огромную роль в глобальном кулинарном пространстве играет китайская кухня, завоевавшая большое количество поклонников в любой стране мира, что позволяет отнести Китай, согласно моим исследованиям, к числу кулинарных сверхдержав (наряду с Италией и Японией).
В-третьих, это глобализация коммуникации, что проявляется в первую очередь в Интернете, в функционировании социальных сетей, которые служат, в частности, самоорганизации китайских общин в России (Санкт-Петербурге), в том числе, и связанной с удовлетворением потребности в привычной пище, в общении, солидарности и поддержке. С этой точки зрения, рассмотрение закономерностей деятельности китайских ресторанов в Санкт-Петербурге является большой и интересной проблемой. Объект диссертационного исследования Цзинь Цзюнькая является в полной мере новым и оригинальным.
Социология пищи и питания — это отрасль социологической науки, которая интенсивно развивается в мире уже с конца ХХ века, тогда как в России исследования в этой области развернулись только в последние годы. В особенности, я хотел бы отметить достижения петербуржских ученых и, прежде всего, работы школы экономической социологии профессора Ю.В.
Веселова, к которой и принадлежит автор диссертации. Следует подчеркнуть, что исследований, подобных работе Цзинь Цзюнькая, еще не предпринималось. Кандидатские диссертации, посвященные деятельности ресторанов в рамках экономической социологии и социологии питания, тем более, на примере китайских ресторанов, насколько мне известно, в России еще не защищались. Именно это делает диссертацию весьма интересной, важной и значимой с точки зрения развития социологии пищи и питания, а также экономической социологии в целом. Благодаря работе Цзинь Цзюнькая российская социологическая общественность получает довольно отчетливое представление о том, как работают социально-экономические механизмы функционирования китайских ресторанов (на примере Санкт-Петербурга).
Сложность в исследовании проблематики, заявленной в диссертации, связана с тем, что все то, что касается бизнеса китайских ресторанов в Санкт- Петербурге, закрыто для широкой публики (кроме собственников и менед>керов).
Подобная ситуация и замкнутость коммуникативных сетей китайских граждан в России не позволят исследователям проводить эмпирические исследования. Соискатель преодолел эти трудности и проанализировал ситуацию с китайскими ресторанами на основе наблюдения, интервью и анкетирования. Степень обоснованности на чных положений выводов и екомен а ий с о и ли ованных в иссе танин. Достоверность полученных результатов обеспечивается применением различных методов научного познания экономических и социальных процессов, включая разработку теоретико-методологических оснований экономической социологии питания (что сделано на кафедре экономической социологии СПбГУ), а также благодаря собственному эмпирическому исследованию, заключавшемуся в сборе информации с помощью наблюдения 120 китайских ресторанов в Санкт-Петербурге и анкетированию их 300 посетителей В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования использованы научные разработки зарубежных и отечественных специалистов в области экономической социологии, социологии питания.
В теоретический фокус исследования попадают концепция габитуса (П. Бурдье), теория социального конструирования (феноменология и социология познания) и понятийные конструкции экономической социологии «социальные издержки» и «включенность» («ешЬес1еИпезз»). Все эти теоретические подходы вполне адекватно и уместно использованы в работе Цзинь Цзюнькая, что и позволяет мне сделать вывод о высокой степени научной обоснованности выводов диссертационного исследования. На чная новизна и основные ез льтаты диссе та ионного исследоееиия состоят и следующем: 1. Автор осуществил исследование достижений мировой социологии пищи и питания в многообразии ее научных ориентаций, включающих классические подходы (функционализм, структурализм, материализм) и (историческая, постмодернистская и экономико- современные социологическая) парадигмы.
С этой точки зрения он осуществил классификацию исследовательских приемов мировой социологии пищи и питания. Большой интерес представляет включение в орбиту анализа рассмотрение китайской социологии и антропологии питания, которые совершенно неизвестны отечественному социологическому сообществу, 2. Соискатель вполне уместно развертывает понятие «истернизации», рассматривая возникновение и развитие китайских, японских, корейских и иных ресторанов восточных кухонь во всем мире, что происходит в процессе глобализации питания, в качестве яркого примера влияния восточной культуры на мировую. 3. Диссертант подробно и детально показал, что китайские рестораны в Санкт-Петербурге — это не только экономический, но и социальный феномен, обусловленный реалиями эпохи глобализации (миграции населения, глобализации образования, миграция кухонь и гастрономических вкусов, глобальная коммуникация и т.д.).
4. Автор вполне справедливо указывает на то обстоятельство, что привлекательность китайской кухни является важным компонентом «мягкой силы» Китайской Народной Республики на международной арене. Авторитет и влияние Китая в мире в последние годы прирастает не только за счет беспрецедентного роста его экономической и научно-технологической мощи, не только за счет его могучего военно-политического потенциала, не только за счет его яркой духовной культуры, но и за счет его великолепной и неповторимой кухни.
К. Маркс и Ф. Энгельс некогда в «Манифесте Коммунистической партии» отметили, что низкие цены товаров западной буржуазии являются той могучей артиллерией, перед которой не могут устоять никакие неприступные стены, Несколько переиначивая их слова,мы можем сказать, что в наше время китайский чай, утка по-пекински, тофу, китайские пельмени, баклажаны в кисло-сладком соусе, водка «Маотай» и другие популярные блюда китайской кухни являются той могучей артиллерией, перед которой не могут устоять никакие стены недоверия к Китаю во всем мире.
Мысль о китайской кухне как весомой составляющей «мягкой силы» Китая, равно как и любой другой страны с влиятельной кулинарией, чрезвычайно плодотворна, перспективна и нуждается в дальнейшей разработке. 5. Автор выявляет и анализирует комплекс социальных характеристик китайских ресторанов в Санкт-Петербурге и многообразных последствий их функционирования. Я полагаю, что главной концептуальной «изюминкой», важной научным завоеванием диссертационного исследования Цзинь Цзюнькая является обнаружение и систематическое рассмотрение противоречивости сети китайских ресторанов как социального явления (на примере китайских ресторанов Санкт-Петербурга), С одной стороны, объективная гастрономическая привлекательность, мощь китайской кухни приводит к тому, что китайские рестораны выступают центрами кристаллизации китайской общины и, прежде всего, китайских студентов. Китайские студенты в России крайне редко ходят в университетские столовые, предпочитая готовить дома блюда китайской кухни, либо посещать китайские (реже — японские, американские и др.) рестораны, В китайских ресторанах китайские студенты находят не только привычную пищу, но и близкую им в этнолингвистическом отношении коммуникативную среду, поддержку, солидарность, помощь своих соотечественников и т.д.
Но, с другой стороны, в силу этого возникают эффекты автономизации, самоизоляции, социально-коммуникативной инкапсуляции сообществ китайских студентов, что приводит к тому, что у них в большинстве случаев уровень знания русского языка повышается крайне медленно или же остается невысоким, равно как и не происходит глубокого погру>кения в русскую культуру и надлежащего знакомства с жизнью граждан России.
Наиболее важным негативным последствием этого оказывается то, что китайские студенты часто не получают тот объем знаний, который им предлагают вузы Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России, а также оказываются недостаточно знакомыми со страной, в которой они провели несколько лет. Изоляции китайских общин в Санкт-Петербурге способствует и то, что Китай является не только кулинарной сверхдержавой, но и стал уже второй (после США) Интернет-сверхдержавой мира. По состоянию на 8.0б.2018, согласно данным американской компании А1еха.сош, из 10 наиболее посещаемых сайтов в мире 7 являются американскими и 3 — китайскими (ВаЫи.со, ®.сопт, ТаоЬао.сот), В Китае создан максимально широкий пакет Интернет-сервисов, в том числе, и социальных сетей.