Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Отзыв официального оппонента

Отзыв официального оппонента (Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе)

PDF-файл Отзыв официального оппонента (Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе) Философия (48146): Диссертация - Аспирантура и докторантураОтзыв официального оппонента (Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе) - PDF (48146) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Отзыв официального оппонента" внутри архива находится в папке "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе". PDF-файл из архива "Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Отзыв официального оппонента, доктора философских наук К. П, Шевцова на диссертацию И. А. Аленевского «Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе», представленную на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.04 - эстетика Работа Ильи Андреевича Аленевского «Эстетизация трактовки воли в современном философском дискурсе» посвящена, безусловно, интересной и актуальной теме, поскольку в фокусе оказывается, с одной стороны, классическая тема воли, а, с другой стороны, ставится вопрос о трансформации воли в современном мире, в условиях пассивного, эстетизирующего отношения к миру в целом, что, соответственно, интерпретируется диссертантом как состояние безволия, или же некоего дистантного отношения к жизни.

Таким образом, в тексте оказываются затронуты как онтологические и теоретико-познавательные вопросы, так и вопросы эстетические, что в целом можно охарактеризовать как попытку представить онтологическую экспликацию самой эстетики на материале различных трактовок воли, как философских, так и художественных. Четыре главы диссертации дают сначала первый подступ к проблематике воли, включая феноменологический очерк, а также обращение к психологическим и физиологическим материалам, затем нам предлагается погружение в историю философской концептуализации воли, при этом отдельно стоит отметить главу, посвященную проблематике воли в художественной литературе, после чего диссертант представляет итоговую концепцию воли, которая должна пролить свет на современную ситуацию, отмеченную процессами эстетизации воли. Само понятие эстетизации возводится к известной статье В.

Беньямина„ посвященной произведению искусства в эпоху его технической воспроизводимости, где этот феномен связывается с изменением структуры общества и, как следствие, с изменением техник восприятия и переживания 1 мира, которые приходят на место более спокойной, собранной, концентрированной практики восприятия уникального объекта, будь то природы или искусства. Это изменение очевидным образом затрагивает и установки воли, выработка которых учитывает совершенно иное существование человека, с одной стороны, более рассеянное и текучее, с другой стороны, готовое к мгновенному реагированию на непредвиденные события, постоянно возникающие в условиях современного мира, технологичного и массового по своей сути. В этих условиях эстетизация воли означает перевод ее в состояние пассивности, отсроченности ее применения, и вместе с тем — максимального насыщения нашего сознания и бессознательного различными образами и моделями волевого действия, обеспечивающими готовность реагировать и применять типичные схемы оценки и действия в самых различных, казалось бы маловероятных и даже невозможных для нас обстоятельствах.

Таким образом, эстетизация предполагает тематизацию волевого действия через художественный образ или теоретические конструкции, которые сами по себе не побуждают к действию, и скорее наоборот сдерживают его, занимаясь своего рода утилизацией избытка воли в современных перенаселенных обществах, иначе говоря, они переводят волевую установку на уровень латентной структуры, которая обеспечивает человеку, как пишет диссертант, «эстетическую сатисфакцию» (с. 6).

Работу эстетизации в этом смысле можно было бы счесть поистине спасительной, если бы обратной ее стороной не было, как полагает диссертант, приукрашивание и искажение воли, прежде всего, в том, что касается воли быть в мире, в отношении с Другим, без замыкания в собственном Я. В силу этого главная проблема, которая ставится в центр исследования, обозначается как проблема предела эстетизации, а именно проблема подмены самой установки действия, то есть самой открытости миру, некими прекрасными образами, зачарованность которыми, наоборот, ведет к полной закрытости человека в мире внушенных, неподлинных желаний и чисто виртуальных способов их удовлетворения (с.

125), 2 Этот вопрос подводит к необходимости широкой постановки самой проблемы воли. Расхожий взгляд на волю как силу, приводящую в движение, как энергию действия, сталкивается с очевидной трудностью, когда мы делаем предметом анализа волю, которая, наоборот, противится действию, поскольку может потребовать пересмотра исходной установки, основополагающего взгляда на мир и всю систему целей, этот мир образующий.

Достаточно вспомнить о внутреннем конфликте воли, описанном Августином в его «Исповеди». В этом случае нам приходится искать установку воли в начальном принятии мира, которое обусловливает саму возможность позиционирования себя и определения себя как воли. В рассуждениях Агамбена о выживании в концлагере можно найти интересное указание на то, что распадение личности, превращение человека в того, кого называют «доходятами», «мусульманами», начинается именно в тот момент, когда разрушается возможность устанавливать какое-либо свое отношение к происходящему.

Воля оказывается последним бастионом человека, потому что, удерживая это отношение к миру, она позволяет разделять человеческое и нечеловеческое, область смысла и область его окончательного разрушения. В представленной диссертации есть попытка выйти к подобной широкой проблематизации воли, например, через понятие самообладания, и само по себе это составляет важное достоинство работы, но в целом, как представляется, диссертанту не удается справиться с предметом, и он слишком поспешно возвращается к раскрытию феномена воли через простую установку к действию, полагание цели и действие по ее достижению.

Особенно озадачивает представление о решительности как «прямом владении целью» и поступке как «точном попадании в цель» (с. 23). В этом рассуждении совершенно утрачивается понимание избыточности воли, которая не только способна достигать цели, но и противопоставлять себя всем заданным целям, вносить в мир разрыв, ставить целью утверждение принципиально новой возможности существования, зачастую совершенно не определенной, точно не выверенной, но значимой самой своей новизной, духом творчества.

3 Привязка волевого акта к цели буксует, прежде всего, в том случае, когда мы переходим от отдельных проявлений воли к пониманию ее как структурной основы личности. Свойство не исчерпывать себя в достижении той или иной цели, а, наоборот, обеспечивать возможность длить себя даже в отсутствии цели и тем самым создавать условие какого-либо целеполагания, является неотъемлемым для воли. Диссертанту это прекрасно известно, и хотя переход от описания решительности и поступка к полаганию воли как автономной основе личности прописан достаточно невнятно, мы видим,что автор находит возможность значительно расширить понимания цели и в конечном итоге в качестве сущностного ядра воли Илья Андреевич рассматривает волю к воле. Действительно, в этом качестве воля может отстаивать собственную свободу и способность к некоему формотворчеству, о чем и пишет диссертант.

Конечно, само по себе постулирование воли к воли остается немного абстрактным, поскольку не ставится более предметный вопрос о том, как воля взаимодействует с другими способностями или другими конститутивными структурами личности, но это, несомненно, вопрос для более серьезного и широкого исследования, прологом к которому вполне может служить данная диссертация. В целом нужно признать обстоятельность и даже дотошность авторской работы с классическими текстами и сюжетами, посвященными воле. Свежим включением стоит назвать и обращение к произведениям русской литературы, а также к народной мудрости, выраженной в многочисленных поговорках и пословицах.

Хотя, как кажется, диссертанту немного не хватает собственного материала, емкого жизненного примера, который можно было бы взять за основу в рассуждениях о воли, иначе неизбежна опасность заговаривания предмета. Впрочем, поскольку темой является не сама воля, а современный момент, связанный с ее эстетизацией, то можно признать материал, подобранный автором, вполне удовлетворительным. В качестве заметного недостатка можно указать на весьма странное обращение к материалам психологических и психофизиологических 4 исследований. Строго говоря, непонятно вообще, зачем диссертанту понадобилось это обращение, учитывая то, что темой является именно эстетизация, которая осуществляется современными трактовками воли. Но раз апелляция к психологии и физиологии показалась диссертанту необходимой, то хочется узнать, почему психологическая разработка вопроса для него заканчивается Джемсом и Выготским, а физиологическая — Сеченовым и Павловым? Достаточно невнятным выглядит и обращение к психоанализу, в котором вообще выделить специфическую проблематику воли достаточно проблематично, и рассуждения Ильи Андреевича точно никак не способствуют прояснению дела.

Стоит сказать и о решающем для всей работы определении воли через понятие энергии, заимствованном главным образом из работ С. С. Хоружего, посвященным исихазму. Выбор именно такого понимания, в конечном итоге, дело автора, но было бы неплохо, во-первых, более точно прописать, что вкладывается в понятие энергии в применении к воле, во-вторых, хотя бы немного коснуться истории понятия, чтобы, по крайней мере, развести различные контексты и смыслы, в которых используется это понятие, ну и наконец, более точно определиться с границами его использования не только как понятия, но и как метафоры, заимствованной из области электороэнергетики.

Несомненно, что указанные недостатки являются лишь следствием чрезвычайной сложности выбранной темы и поставленной диссертантом проблемы. В целом полученный результат является положительным, так что нерешенные задачи должны пониматься как реальные перспективы для дальнейшей исследовательской рабогы. В заключении стоит сказать, что диссертация выполнена на достойном научном уровне, является логически связанной. Работа оформлена в соответствии с предъявляемыми ВАК требованиями, автореферат отражает ее содержание, имеется достаточное количество публикаций в рецензируемых научных журналах, также отражающих содержание данного исследования. Материал диссертации прошел апробацию на российских и международных научных конференциях и достаточно полно представлен в опубликованных работах.

Основные положения и выводы, содержащиеся в тексте диссертации, изложены в автореферате точно и обстоятельно. Публикации в журналах, входящих в Перечень российских рецензируемых научных журналов, отражают результаты проведенной работы. Вьпюлненное исследование соответствует требованиям пп. 9-14 «Положения о порядке присуждения ученых степеней» № 842 от 24 сентября 2013 г. ~с изменениями Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 201б года № 335), а также паспорту научной специальности 09.00.04 - эстетика. Все сказанное позволяет сделать вывод, что соискатель И. А.

Аленевский заслуживает присуждения ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.04 - эстетика. Официальный оппонент Шевцов Константин Павлович, профессор кафедры философии и социальных коммуникаций ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", доктор философских наук (09.00.01 — онтология и теория познания, 24.00.01 - теория и история культуры) Почтовый адрес: 196210, Санкт-Петербург, ул.

Пилотов, 38 Контактный телефон: 81812) 704-18-18 е-пта1: 1пГо®зрЬр~8а.гц 18 мая 2018 г. .

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее