Диссертация (Поэтический синтаксис П. А. Вяземского)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэтический синтаксис П. А. Вяземского". PDF-файл из архива "Поэтический синтаксис П. А. Вяземского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Петрозаводский государственный университет»На правах рукописиЛебедев Александр АлександровичПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС П. А. ВЯЗЕМСКОГОСпециальность 10.02.01 – Русский языкДиссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наукдоцент Н.
В. ПатроеваПетрозаводск20162СодержаниеВведение ..................................................................................................................... 4Глава 1. Поэтический синтаксис и идиостиль П. А. Вяземского как предметизучения ......................................................................................................................... 101.1. Поэтический синтаксис как объект лингвистического исследования..... 101.2. Категория идиостиля и её роль в анализе поэтического синтаксиса ...... 181.3. Из истории изучения языка и стиля лирики П. А. Вяземского ................
28Глава 2. Анализ синтаксических конструкций в поэзии П. А. Вяземского ...... 342.1. Двусоставные предложения......................................................................... 352.1.1.Подлежащее .............................................................................................
352.1.2. Сказуемое ................................................................................................ 452.2. Односоставные предложения ...................................................................... 522.2.1. Определенно-личные конструкции ...................................................... 532.2.2. Неопределенно-личные конструкции...................................................
552.2.3. Инфинитивные конструкции................................................................. 562.2.4. Безличные конструкции......................................................................... 582.2.5. Номинативные конструкции ................................................................. 602.3. Неполные структуры .................................................................................... 622.4. Сложные предложения ................................................................................. 642.4.1. Общий анализ.......................................................................................... 642.4.2. Сочинительная связь .............................................................................. 692.4.3. Подчинительная связь............................................................................
772.4.4. Бессоюзная связь .................................................................................... 962.5 Осложненные предложения ........................................................................ 102Глава 3.
Связь синтаксиса и композиции в лирике П. А. Вяземского ............. 1443.1. Структура «сильных позиций» стихотворного текста............................ 1443.1.1 Заглавие .................................................................................................. 1453.1.2. Эпиграф .................................................................................................
1503.1.3. Начальные предложения...................................................................... 15233.2. Роль синтаксической организации в создании различных стилистическихприемов. Фигуры речи в поэзии Вяземского........................................................ 1543.2.1. Антитеза................................................................................................. 1553.2.2. Синтаксический параллелизм ............................................................. 1613.2.3.
Полисиндетон........................................................................................ 1663.2.4. Вопросительные конструкции............................................................. 1683.2.5. Другие фигуры речи ............................................................................. 1723.2.6. Языковая игра на уровне синтаксиса ................................................. 1753.3 Мелодика, строфика и метрика лирики П.
А. Вяземского ...................... 188в соотношении с ее синтаксической организацией ........................................ 1883.3.1.Соотношениестрофического,ритмо-метрическогоисинтаксического построения текста ................................................................... 1883.3.2. Интонационная структура лирики ......................................................
197Заключение............................................................................................................. 202Список использованной литературы ................................................................... 207Приложение А. Таблицы ...................................................................................... 237Приложение Б.
Использование информационных технологий в рамках анализасложных предложений................................................................................................ 2514ВведениеИзучение особенностей поэтического синтаксиса (вкупе с анализомидиостилевых черт творчества того или иного писателя), а также в целомспецифическаярольсинтаксическихформизначенийворганизациихудожественного текста привлекали и привлекают внимание многих лингвистов.В то же время если поэтическое наследие одних авторов становится объектомпристального внимания, то другие писатели зачастую остаются в тени (поройсовершенно незаслуженно). Синтаксис поэтических текстов П.
А. Вяземского,творчество которого как в историко-литературном, так и лингвостилистическомаспектах до сих пор остается малоизученным, с этой точки зрения требуетпристального лингвистического исследования, что и определяет актуальность иновизнуданногоисследования.Вяземскийживоинтересовалсялингвистическими спорами эпохи Карамзина и Пушкина, в своих поэтическихпроизведениях и «записных книжках» часто высказывался на злободневные темыборьбы «архаистов» и «новаторов» от поэтического цеха, был одним из первыхрусских лириков, обнаруживших настойчивое стремление к так называемой«языковой рефлексии». Анализ идиостиля П.
А. Вяземского на синтаксическомуровне текста, игравшем в эпоху «устойчивых стилей» (слова Л. Гинзбург 1 )ключевую роль в формировании «необщего лица» той или иной поэтическоймузы, представляется важным и интересным как в историко-языковом, так и влингвопоэтическом отношении.Объектом исследования выступают особенности индивидуального стиляавтора, проявляющиеся на синтаксическом уровне организации его стихотворныхтекстов, а предметом исследования стали используемые поэтом разнотипныесинтаксические конструкции, их состав, семантика, функции и роль вформировании авторского идиостиля (общий объем сплошной выборки – 3449предложений).1Гинзбург Л.
О лирике. М.: Интрада, 1997. С. 26.5Материалом для исследования служат стихотворные произведения,опубликованные в сборнике стихотворений из серии «Библиотека поэта», –наиболее авторитетном издании, включающем в себя 310 стихотворений автора.ЦельюнашейП. А. Вяземского.Вработысталанализрамкахданногопоэтическогоисследованиясинтаксисаврезультателингвостилистического анализа синтаксических конструкций были выделеныключевыесоставляющиетворчестваавторанасинтаксическомуровне.Рассмотрение такого аспекта, как поэтический синтаксис, позволяет выявитьспецифику картины мира автора и выделить характерные особенности идиостиля.Для достижения поставленной цели в рамках диссертационной работы былпоставлен и решен ряд задач, в числе которых:1.рассмотрение теоретических вопросов, связанных с поэтическимсинтаксисом, идиостилем писателя, языковой личностью и иными смежнымилингвистическими и стилистическими категориями;2.анализструктуры,семантикиифункцийсинтаксическихконструкций, используемых в стихотворных текстах П.
А. Вяземского (на уровнекак простого, так и сложного предложения);3.учёт «сильных позиций» стихотворного текста, напрямую влияющихна восприятие стихотворения читателем, определение роли синтаксическихконструкций, которые находятся в этих подчеркнутых (актуализованных,выделенных) позициях;4.исследование стилистических приемов, характерных для лирики поэтаи составляющих основу стилистического воздействия на читателя;5.определениестепени(«тесноты»)взаимосвязисинтаксическойорганизации текста с мелодикой, строфикой и интонацией на материалетворчества П. А. Вяземского.Поставленная цель и задачи определили методы исследования: это методсплошной выборки, включающий в себя работу со всеми синтаксическимиконструкциями,встреченнымивпределахсборника;методанализастатистических данных; структурно-, семантико- и функционально-описательные6методы; метод лингвостилистического анализа, используемый при истолкованииэкспрессивногопотенциалаотдельныхязыковыхфактовиявлений;сравнительный метод, основанный на сопоставлении полученных данных сданными других исследователей.Научная новизна исследования состоит в том, что в рамках данногодиссертационного сочинения впервые на материале творчества П.
А. Вяземскогобыл выполнен системный, многоаспектный анализ поэтического синтаксиса в еготесной связи, с одной стороны, с протекавшими в русском литературном языкеXVIII-XIX столетий процессами и, с другой – с идиостилем автора как одного изважнейших представителей «золотого века» в истории отечественной литературы.Теоретическая значимость работы состоит в том, что основныеположения данного исследования представляют синтаксис П. А.
Вяземского сточки зрения структурно-типологического и функционального аспектов какважнейшую составляющую идиостиля автора, а также предоставляют лингвистам,занимающимсявопросамипоэтическогосинтаксисаиисториирусскоголитературного языка, сопоставительный материал для дальнейших исследований.Практическая значимость состоит в том, что полученные сведенияможно использовать в рамках вузовского преподавания курсов синтаксисарусского литературного языка, истории русского литературного языка, языкапоэзии, лингвопоэтики, исторической поэтики, стилистики художественной речии т.п. Материалы, полученные в рамках анализа сложных предложений,встречающихся в поэтическом творчестве П. А.