Диссертация (Российские неправительственные организации как субъект международной консалтинговой деятельности), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Российские неправительственные организации как субъект международной консалтинговой деятельности". PDF-файл из архива "Российские неправительственные организации как субъект международной консалтинговой деятельности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Таким образом, мы можем говорить,что в концепции гегемонии уже прослеживается идея о двойственностигражданского общества.Так же, как гегемония на глобальном уровне производитсядоминирующимспособомпроизводства,которыйформируетсядоминирующими государствами и организациями и пронизывает другиегосударства и институты; так против гегемонии должен быть создансложный комплекс международных социальных отношений, посредствомкоторого социальные классы в разных странах могут подключиться кформированию глобального контр-гегемонистического исторического блока.НПО – это движущая сила в этом медленном процессе понимания,организации и протеста29.
Адаптируя мысль Грамши к нашему времени, Коксутверждает, что контр-гегемония с доминированием мирового капиталаможет быть разработана только под эгидой глобального гражданскогообщества.Концепция Грамши о гегемонии говорит о состоянии, в которомгосподствующие классы используют государство как принудительную силу ив то же время добиваются согласия на их господство в гражданскомобществе.Таккакинтересынекоторыхизподчиненныхгруппмаргинализированы, они организуются в единственном пространстве,доступном для них – гражданском обществе.29Cox, R.
W. Gramsci, hegemony and international relations. In S. Gill (Ed.), Gramsci,historicalmaterialism and International Relations. – Cambridge: Cambridge University Press,1993.24Для Грамши социально-экономические изменения могут лишь создатьусловия, в которых преобразование становится возможным. Решающее жезначение для изменения имеют корректировки в «отношениях силы» наполитическом уровне – зависящие от степени политической организации иагрессивности противоборствующих сил, прочности союзов, которыми ониуправляют, чтобы мобилизоваться, и их уровня политического сознания.Естественно, некоторые политические акторы стремятся укрепить своевлияниепутемвоздействиянаинститутыгражданскогообщества.В частности, они стараются усилить свою позицию на международной аренепутем влияния на НПО30. В соответствии с идеями Грамши, в современноммиреособенноезначениеимеетнефизическаясила,физическоепринуждение, а согласие в обществе, это согласие достигается путемпроизводства определенных «идей»31.Формирование подобных «идей» в международном сообществепредложили Т.
Д. Вайс , Р. Джолли и Л. Эммерий в книге «Идеи ООН,которые изменили мир» 32 . Они описывали основные идеи, которые былипредложены в ООН к обсуждению на мировой арене. При этом авторыпоказали участие в этом процессе представителей НПО. Оно носитситуативный и временный характер.
НПО не могут предложить решение всехвопросов, так как они работают и имеют силу только в некоторых областях.Примером такой области, где идеи НПО сыграли важную роль, можноназвать защиту окружающей среды.30Кутейников А. Е. «Семья ООН»: старые и новые члены // Международные процессы. –2014. – № 4. – С. 70.31Alternative Conceptions of Civil Society.
Ed.by Chambers S. and Kimlicka W. – New Jersey,2002. – P. 90.32Кутейников А. Е. История «третьей ООН»: социологический подход к изучениюмеждународной межправительственной организации / Рецензия на книгу: Jolly R.,Emmerij L., Weiss T. D. UN Ideas That Changed the World / Foreword by Kofi A. Annan. –Bloomington; Indianapolis, 2009.25Данные идеи трансформируются в идеологию, которая в дальнейшемпозволяет поддерживать стабильное состояние системы 33 , определенноенаправление развития, сделать решения, принимаемые в мире, легитимными.В качестве примера рассмотрим исследование, проведенное М.
Голдманом34в 2005 году. Данное исследование было посвящено Всемирному Банку, вчастности, автор демонстрирует, как эта организация сконструировала своюконцепциюустойчивости,котораяподдерживаетсяглобальнымиэкономическими элитами, «домашними» экспертами. Таким образом,ВсемирныйБанкобосновываетлегитимностьсвоихдействийипринимаемых решений. Можно сказать, что эта организация предложиламодель устойчивого развития, которая на сегодняшний день являетсядоминирующейвмеждународномсообществе.Онадаетбольшуюлегитимность рынку, различным бизнес-структурам, при этом не всегдаучитывая интересы других групп населения и даже некоторых государств35.Критикигражданскогообществавглобальномуправленииутверждают, что существует более оптимистические концепции роли,которую оно играет по отношению к гегемонистским институтам.
НПОнаходятся под давлением, чтобы подражать управленческому стилютранснациональных корпораций и международных межправительственныхорганизаций, от которых они зависят36. Процедуры подотчетностиподыгрывают потребностям доноров, а не партнеров или бенефициаров 37 .НПО зависимы от доноров, что привело к тому, что многие из наиболее33Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category ofBourgeois Society. – Cambridge, MA: MIT Press, 1991.
– P. 88.34Подробнее см.: Goldman M. Imperial nature: The World Bank and struggles for social justicein the age of globalization. – Yale University Press, 2006.35Brechin S. R., Ness G. D. Looking Back at the Gap: International Organizations asOrganizations Twenty-Five Years Later // Journal of International Organizations Studies. – 2013.– Vol. 4. – P. 24.36Ramia, G. Global social policy, INGOs and strategic management: An emerging researchagenda // Global Social Policy. – 2000.
– Vol. 3.37Edwards, M. International development NGOs: Agents of foreign aid or vehicles forinternational cooperation? // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. – 1999. – Vol. 28.26влиятельных НПО больше зависят от государства и политики доноров, чемот того, что происходит на местном или национальном уровнях38.Соседство таких концепций, как концепции Грамши и Парсонса, неслучайно. Оба исследователя отталкиваются от идей Гегеля и оба проводятразличия между гражданским обществом и государством или гражданскимобществом и экономикой. Несмотря на это, они полагают, что гражданскоеобщество ответственно за социальную интеграцию целого.
Принципиальноеразличие их концепций заключается в том, что они придерживаютсяразличных идеологических позиций, с точки зрения которых трактуютсоциальную реальность, которая складывается в реальном существованиигражданского общества.Концепция публичной сферы Ю. ХабермасаИдеиГрамшиоказалисильноевлияниенапредставителейкритической теории общества. В частности последователи этого направленияберут за основу идею о том, что гражданское общество есть система идей,ценностей,идеологиии,конечно,интересовотдельныхгрупп.Представители критической теории общества развивают эту идею и говорят отом,чтогражданскоеобществоявляетсясферойформированияидентичности человека, социальной интеграции в обществе, культурноговоспроизводства.
Государство выполняет часть функций в этой системе, новажно,чтобыегорольбылаименноподдерживающей,анеглавенствующей39.Отдельно рассмотрим концепцию Ю. Хабермаса. Она интересна намв связи с тем, что включает в себя критику концепции А. Грамши,рассмотреннойвыше,итеориюкоммуникаций,котораяпозволяетэффективно анализировать процессы, происходящие в современном мире.38Tvedt, T. Development NGOs: Actors in a global civil society or in a new international socialsystem? In R.
Taylor (Ed.), Creating a better world: Interpreting global civil society (pp. 133–146). – Bloomfeld, CT: Kumarian Press, 2004.39Alternative Conceptions of Civil Society. Ed. by Chambers S. and Kimlicka W. – New Jersey,2002. – P. 91.27Хабермас исходил из того, что наряду с имеющимися государственнымиформамиуправлениясталивозникатьобъединенияиструктуры,опосредующие взаимодействие индивида и государства, но не имеющиенепосредственно государственного характера. В сегодняшних обществах импринадлежит все более весомая роль. Суть подобных структур –в открытости и гласности. Их предназначение – постоянно способствоватьустановлению широких, многомерных связей общения (коммуникации)индивидов и их объединений.Одним из центральных понятий концепции Хабермаса являетсяпонятие «жизненного мира».
Исследователь полагает, что помимо того, чтообщество переделывает окружающий мир через труд, но оно такжепеределывает и себя, свой внутренний мир, поколение за поколением, черезсимволическое взаимодействие и связи. Несмотря на то, что в своих позднихтрудах Хабермас говорит о наднациональных структурах, невозможнопредставить себе жизненный мир без государства, так как именно оно даетюридические гарантии существования этого жизненного мира. В своюочередь, жизненный мир дает легальную основу функционированиягосударства40.Гражданское общество в концепции Хабермаса строится на понятиикоммуникативного действия, т.е.