Диссертация (Апофатическая рациональность и ее трансформация в современной западной философии)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Апофатическая рациональность и ее трансформация в современной западной философии". PDF-файл из архива "Апофатическая рациональность и ее трансформация в современной западной философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Русская христианская гуманитарная академияНа правах рукописиДробышев Виталий НиколаевичАПОФАТИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯВ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИСпециальность 09.00.03: История философииДиссертация на соискание ученой степенидоктора философских наукНаучный консультант:Светлов Роман Викторовичдоктор философских наук, профессорСанкт-Петербург2016СодержаниеВведение...........................................................................................................4Глава I. Апофазис и негативная теология................................................24§1.
Отрицание, небытие, различие.................................................................241.1. Пределы диалектической негативности.......................................261.1.1. «Третий вид»......................................................................281.1.2. Проблематичность диалектического небытия................301.1.3.
(Не)бытие «плана имманенции»......................................421.1.4. Деконструкция диалектики..............................................451.1.5. О нигитологии....................................................................521.1.6. Выводы...............................................................................561.2. Апофазис и антитетика..................................................................56§2. Гипотетическая сущность апофазиса......................................................692.1. Предварительные замечания.........................................................702.2.
Система апофатических гипотез...................................................802.3. Выводы............................................................................................93§3. Дифференцирование негативного умозрения.........................................993.1. Тайновидение..................................................................................993.2. Непостижимость и абсурдность....................................................1053.3. Пути к молчанию............................................................................1133.4.
Способность веры...........................................................................1223.5. Личность и Безличие......................................................................1363.6. Критика апофатического разума...................................................1573.6.1. На пути унивокальности...................................................1583.6.2. Апофатический мыслитель...............................................1633.6.3.
Апофатическое наставление.............................................173Глава II. Апофатическая парадигма западной философии...................174§1. Неоплатонизм и теологизация Единого..................................................174§2. Всеединство................................................................................................1802§3.
Единое без трансцендентности.................................................................1993.1. Единоголосие Различия..................................................................2003.2. Нонсенс против абсурда.................................................................2063.3. Три смысла трансцендентного......................................................212Глава III. Становление апофазы Иного....................................................231§1.
«Вместительный простор» Ничто............................................................2311.1. Экзистенциальная мотивация........................................................2311.2. Образ Иного....................................................................................2341.3. Мужественная вера.........................................................................238§2.
Хора вместо Единого.................................................................................2432.1. Другой платонизм...........................................................................2432.2. «Вера без веры»..............................................................................256§3. Апофатическое Иное и христианская теология......................................2793.1. Апофазис и дистанция....................................................................2803.2.
Общение против синергии.............................................................297Заключение.....................................................................................................314Список литературы.......................................................................................3213ВведениеПостановка проблемы и актуальность исследованияАпофатическое знание в наши дни перестало быть предметом однихтолько историко-философских или богословских изысканий.
«Мы живем вэпоху, когда дискурс остро ощущает свойственные ему пределы иподавляется тем, что он не может высказать»1. Поводом для оживленияапофатической мысли явилась критика гносеологического «тоталитаризма» вцелом и его онто-теологического продукта в частности. Начиная с«Непостижимого» С.Л. Франка и хайдеггеровских «Вкладов в философию (оСобытии)» отрицательное мышление стало если не основным, то одним изведущих способов философствования, без которого не могли бы возникнутьмногие современные концепты.В наиболее общем плане это событие вписано в трансформациюзападнойдуховности,обусловленную,соднойстороны,кризисомхристианского мировоззрения и стремлением к преодолению разного родатотализаций и унификаций (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, М. Фуко, Ж. Делёз идр.), а, с другой, упадком просвещенной секулярности и гностическими посвоей сути настроениями, нашедшими наиболее яркое выражение вэкзистенциальной философии (М.
Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г.Марсель)2. Видимо, сейчас, как и тогда, когда европейский дух искал выход1Franke W. A philosophy of the unsayable. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2014. P. 1.Jonas H. The gnostic religion: the message of the alien God and the beginnings of Christianity. Boston:Beacon Press, 2001. P. 320-340. Гностика «уловить» не легче, чем софиста, поэтому в настоящей работегностицизм понимается широко (не в историческом, а в духовном плане) как апофатико-теологическаясимуляция сокровенного знания, призванного высвободить экзистенцию для истинного бытия, котороебыло нарушено при творении мира. Сущностным признаком этой симуляции, отличающим ее от подлиннойрелигии, является абстрактное трансцендирование мира в виду того, что человек ему несоизмерим и отчастиему не принадлежит, что предполагает некий надлом в Первоначале, т.е становящийся Абсолют, движениекоторого опосредуется злом.
Кроме того, принципом гносиса является его «самооткровенность», т.е.исключающая веру предпосылка о том, что спасительное знание уже содержится в человеке и требуетсялишь его открыть. Но сложнее всего выявить то в гностицизме, что делает его псевдо-решениемэкзистенциального парадокса, с особой силой выраженного Паскалем (см.: Pascal B.
Pensees. Indianapolis,Cambridge: Hackett Publishing Company, 2004. P. 21-22 – Injustice). Здесь встает вопрос о подлинностирелигиозной предметности, отчасти затронутый в настоящем исследовании.24изохватившегоегоскептицизмав«плюрализмеоткровений»1иодновременно предвкушал появление Системы, способной ответить навопросовозможностиисмыслеабсолютногознания,созреваютпредпосылки для появления нового глобального синтеза, подобногонеоплатонизму, с той только разницей, что шансы основателя Академииутвердить свое имя в названии нового всеохватного принципа уже не таквелики, поскольку умы и сердца все больше и больше завоевываютсяРазличием, противопоставляющим себя единому для всех Благу.Осознаниенедостаточностисубстанциалистскогоиерархически-диалектического понимания мира, приведшее к кризису репрезентативногомышления, обострило вопрос о предельном обосновании философскогознания и повлекло за собой актуализацию темы Различия, в рамках которойпроизошло существенное, а иной раз и коренное изменение подходов крассмотрению вопросов отрицания, небытия и негативного умозрения вцелом2, которые изрядно фрагментировали мировоззрение, находившееопору в довлеющей себе тождественности мира.