Отзыв официального оппонента (Мозговая организация вербального творческого мышления), страница 2
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента" внутри архива находится в папке "Мозговая организация вербального творческого мышления". PDF-файл из архива "Мозговая организация вербального творческого мышления", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "биология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора биологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Диссертант подробно описывает принципы предложенного им подхода, позволяющего преодолеть большинство описанных методологических трудностей в исследовании мозговой организации креативносги. Данный подраздел является очень важным для цели и задач диссертации, поскольку именно от грамотного и адекватного моделирования са~и~ теспзвых творческих заданий за~не~~, в бо~~~ой степени, и сам успех в выявлении мозговых механизмов творческого процесса. Детальная прописанность данного подраздела характеризует диссертанта с самой лучшей стороны. Также далее подробна описана процедура апробации каждого типа тестовых заданий. Последовательное изложение и грамотное обсуждение полученных данных в главе Результаты и их обсуждению позволяег проследить ло~ику исследования.
Для каждого типа использованного тестового задания привод~п ся последовательное описание и обсуждение результатов, полученных с использованием сначала каждого метода по отдельности, а затем приводится обсуждение сопоставления данных, полученных разными методами„на модели каждого задания, Далее идет подраздел„где описываются и обсуждаются результаты выполнения всех типов заданий у лиц с разным уровнем развития творческой способности (высоко и низкокреативные испытуемые, в том числе актеры), и дается возможная нейрофизиологическая интерпретация наблюдаемых различий. Отдельным подразделом в данной главе подробно проанализированы функциональные взаимодействия между звеньями мозговой системы, обеспечивающей вербальное творческое мышление, и зонами мозга, обеспечивающими работу детектора ошибок.
В последнем разделе данной главе приведены результаты, демонстрирующие нейрофизиологические корреляты тренировки творческих способносгей. Достоверность всех полученных результагов не вызывает сомнений. Полученные данные прекрасно иллюстрированы рисунками и таблицами. Сопоставление полученных результатов с имеющимися современными литературными данными указывает на их новизну.
В целом„следует отметить, что обсуждение результатов проведено на высоком теоретическом научном уровне и возражений не вызывает. Таким образом, анализ данного раздела показал, что диссертант полностью решил все поставленные задачи. В Зянлючепнн М.Г. Старченко приводит обобщение всех результатов диссертационного исследования. Выводы полностью соответствуют цели и задачам диссертационного исследования и объективно и полно отражают полученные автором результаты. Достоверность н обоснованность выводов не вызывает сомнения.
Автореферат в полной мере отражает содержание диссертации и соответствует требованиям ГОСТ Р 7.01.11-2011, Как всякая серьезная работа, диссертация Марии Григорьевны побуждает к вопросам и дискуссии. Обозначу свои вопросы и замечания. Как относится автор к все еще активной и даже превалирующей в нейронауке парадигме выявления локализации функций? Конечно, для клинических целей знания о локализации важны, но почему поиск "адресов" по- прежнему так распространен? Ведь объем знаний о сетевой, распределенной организации процессов - огромен, и это особенно очевидно, когда речь идет о сложных когнитивных процессах - как осознаваемых, так и нерефлексируемых.
В связи с этим, встает и другой вопрос о функциональных взаимодействиях между звеньями мозговой системы и, особенно, о каузальных характеристиках дистантных связей при творчестве (ср., в частности, работы М. Киреева), Есть ли данные (автора или других исследователей) о роли мета- когнитивных процессов в решении творческих задач? - "Чувство ошибки", осознание ошибки, ощущение "правильного пути"„состояние инсаГгга, ... ч~ Можно ли в аспекте творческих процессов рассматривать ошибку как положительное явление? Влияет ли, по мнению автора, рефлексия над процессом творческих решений на дальнейшее поведение при выполнении других задач? Возможно ли это зафиксировать нейрофизиологическими методами? Неожиданным в данных оказалось для меня относительно незначительная роль правополушарных механизмов, традиционно ассоциирующихся с творчеством. В связи с этим встает вопрос о межполушарных связях и особой роли со~ужа саПозит, Конечно, речь идат о вербальном творчестве, но и в этом случае роль правого полушария велика.
Выявленные замечания н возникшие вопросы и предложения не носят принципиального характера и не снижают ни значимость диссертационной работы, ни ее общей положительной оценки. .