Отзыв официального оппонента (Мозговая организация вербального творческого мышления)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента" внутри архива находится в папке "Мозговая организация вербального творческого мышления". PDF-файл из архива "Мозговая организация вербального творческого мышления", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "биология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора биологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
отзыв официального оппонента на диссертацию Старченко Марии Григорьевны «Мозговая организация вербального творческого мышления» представленную на соискание ученой степени доктора биологических наук по специальности 03.03.01 — физиология. Актуальность избранной темы. Диссертационная работа Марии Григорьевны Старченко посвящена одной из самых интересных и в то же время самых сложных и противоречивых тем современной нейрофизиологии — проблеме мозгового обеспечения творческой деятельности. творчество являегся специфически человеческим видом психической деятельности.
Однако его проявления столь многообразны и широки, что до сих пор не существует даже общепринятого определения творчесгва. Что касается нейрофизиологических исследований, то хотя к настоящему моменту накоплено немалое количество зкспериментальных данных, большинсгво из них столь разнообразны, что не позволяют интегрировать их в единую картину для понимания собственно мозговых механизмов творческой деятельности.
Ситуация усложняется еще и тем„что в настоящий момент исследователи находят корреляты выполнения творческих заданий практически в любой области мозга, что заставляет задуматься о релевантности используемых методов и продуманности парадигм, и это делает фундаментальные исследования мозговых механизмов творческого мышления по- прежнему актуальной в важной задачей, Понимание того, как человеческий мозг организует нестереотипную„творческую деятельность, дало бы прорывные результаты в целом ряде областей социальной жизни - таких, например, как образование, медицина, развитие когнитивного потенциала людей разных возрастов, что могло бы не только выявлять молодых людей с особыми способностями, но и улучшать резистентность человека к психосоматическим и хроническим заболеваниям.
усиливать адаптационные возмохоюсти человека к быстро меняющимся условиям окружающего мира, что сейчас является одной из серьезных проблем современного общества. Важность перечисленного нарастает в связи со стремительным переходом цивилизации в цифровой мир, адаптация к чему проходит отнюдь не гладко. Выявление мозговых механизмов творческой деятельности также помогуг расширить наши знания о фундаментальных механизмах и принципах работы человеческого мозга в целом. Все вышесказанное позволяет высоко оценить актуальность и важность диссертационной работы МХ.
Старченко, Считаю необходимым отметить смелосгь автора при выборе темы. Конечно, это передалось Марии Григорьевне от ее выдающегося учителя и наставника Натальи Петровны Бехтеревой, общеизвестной своей безоглядной научной отвагой. Взяться за такую опасную работу - большое мужество. Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций„ сформулированных в диссертации и их достоверность. Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций не вызывает сомнений: очевидна серьезная опора на теоретико-методологические положения психологии и нейрофизнологии как при постановке задачи, так н при анализе и интерпретации полученных результатов. Методически тщательно построен дизайн психофизиологических экспериментов, корректно и современно отобраны методы качественного и статисгического анализа данных.
Достаточен и корректен объемом репрезентативной выборки испытуемых. По материалам диссертационного исследования опубликовано 73 научных работы, в том числе 2 главы в монографиях н 20 статей в реферируемых журналах, из них — 15 статей в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ, и 51 тезис в материалах международных и отечественных конференций, Большая часть исследований в диссертационной работе М.Г. Старченко выполнялась при поддержке грантов отечественных фондов РФФИ, РГНФ н РНФ.
Важно отметить, по материалы исследований были представлены ( и тем апробированы) на десятках международных научных фо1эумах высокого ранга. Новизна полученных результатов. В диссертации М.Г. Старченко на основе полученных ек1 экспериментальных данных сформулирована непротиворечивая концепция организации мозгом вербальной творческой деятельности„что является новым этапом в понимании механизмов как собственно творческого мышления, так и принципов функциональной мозговой организации высших психических процессов человека в целом.
М.Г. Старченко предложила новый подход к исследованию мозгового обеспечения творческого мышления, включающий одновременный учет временной и функциональной неоднородности творческого процесса и личностных особенностей индивидуумов. Выявлены звенья мозговой системы, являющиеся стабильными константами при выполнении вербальной творческой деятельности, и впервые раскрыт характер их функциональных взаимодействий. Выявлены гибкие звенья данной системы, проявляющиеся в зависимости от личностных особенностей, от типа творческой задачи, от различных ситуационных факторов.
Показана роль базового мозгового механизма детекции ошибок в процессах творческого мышления и впервые раскрыл характер функциональных взаимодействий между мозговыми структурами, обеспечивак1щими работу детектора ошибок, и вербального творческого мышления. Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая ценность и значимость диссер?вционной работы М.ГСтарченко определяется, в первую очередь, полученными фундаментальными новыми знаниями о мозговой организации творческого мьниления, которые расширяют и дополняют современные фундаментальные представления о мозговой функциональной организации когнитивных интегративных функций человека, что создаст предпосылки для дальнейших углубленных исследований в данной области.
Поскольку реализация творческой деятельности связана с работой практически всех мозговых систем, то творчество может являться моделью для изучения функционального взаимодействия элементов мозговых систем, обеспечивающих другие когнитивные функции. Предложенный в данной раб?тге новый комплексный подход к исследованию мозгового обеспечения творческо~о мышления будег полезным для дальнейших целенаправленных исследований сходных проблем.
Основные научные положения дисертационой работь? могут быть использованы в лекционных курсах в высших учебных заведениях по специальносгям копнпивного спектра - психг?фмзмОВОВ?л?, фмзмО:юлил Выс?ИВЙ ??ВРВПОЙ дюупельпОспРИ, колнмпп?ВИЙЯ ??смхоз?ОлАч, псих(ИОАНН п?ВО~7чсс?МВО, ??ВЙРО??м??ВВмс?пмкО, РОзрпб??зл?МО смсл?аи иснгссп?ВСО?нггВО м???пВ??лек?ИО. Практическая значимость работы заключается в разработке физиологически обоснованного тренинга для развития творческого потенциала у лиц разных возрастных групп, в том числе и для улучшения когнитивных процессов у лиц пожилого возраста, важного для продления активного долголетия населения страны, что является сейчас не только приоритетной отечественной, но и мировой задачей в связи с массовым старением населения.
Также результаты работы могуг быль использованы для профессионального отбора в специализированные учебные учреждения, связанные с творческими профессиями, и мониторинга результатов успешности обучения творчеству. Структура и содержание диссертации. Диссертация М.Г. Старченко представляет собой завершенный научный труд, изложенный на 33б страницах и состоящий из следующих разделов — введения„трех глав (обзор литературы, методы исследования, результаты и их обсуждение), заключения, выводов и списка литературы, включаюгцего 525 источников. Работа содержит 8 таблиц и 24 рисунка, подробно иллюсгрирующих полученные результаты.
Оформление диссертации соответствует требованиям ГОСТ 7.0.11-2011. Материал в диссертационной работе изложен последовательно, логично и аргументировано, хорошим научным языком. Диссертационная работа выполнена иа высоком методическом уровне. Во Введении подробно дано обоснование актуальности выбранной темы, описаны степень разработанности проблемы, методология и принципы предлагаемого подхода к исследованию мозговой организации творчества, сформулированы цель и задачи исследования, представлены основные результаты исследования и дана оценка новизны и значимости работы, Обзор литературы объемный и полностью соответствует теме исследования.
Данный раздел состоит из подразделов, описывающих психологию творческого процесса и физиологические данные, которые автор подразделяет на 3 большие подгруппы, которые затем детально описывает, а именно — клинические данные, полученные в исследованиях на больных с различными поражениями головного мозга, нейроанатомические данные и нейрофизиологические данные, полученные на здоровых добровольцах, Обзор литературы хорошо структурирован и демонстрирует прекрасное знание диссертантом современных данных литературы применительно к тематике исследования.
М.Г. Старченко прекрасно владеет как отечественными„ так и зарубежными литературными данными, детально описывая и анализируя состояние исследований в обласги как психологии, так и современной нейрофизиологии творческого мышления. В конце обзора литературы приводятся критические выводы по поводу проанализированных литературных материалов, что позволяет М.Г. Старченко логично обосновать цель и задачи собственной работы, а также сформулировать пути дальнейшего изучения проблемы. Стоит отметить, что Обзор литературы может представлять несомненный интерес для специалистов соответствующего профиля и его можно рекомендовать к отдельной публикации. Резюмируя рассмотрение данного раздела диссертации можно отметить, что Обзор литературы хорошо продуман, тщателен и является не просто перечислением данных, но прекрасным обоснованием цели, задач и методов диссертационного исследования Методы исследования описаны подробно и адекватны поставленным задачам. В первую очередь, здесь обращает на себя внимание методический подраздел, описывающий и обобщающий проблемы и сложности, с которыми неизбежно сталкиваются именно исследователи мозговой организации творческой деятельности.