Отзыв официального оппонента 2 (Мозговая организация вербального творческого мышления)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента 2" внутри архива находится в папке "Мозговая организация вербального творческого мышления". PDF-файл из архива "Мозговая организация вербального творческого мышления", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "биология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора биологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
огзыв официального оппонента доктора медицинских наук„ профессора А.Н. Шеповальникова на диссертацию Старченко Марии Григорьевны с<Мозговая организация вербального творческого мышлении», представленнукз на соискание ученой степени доктора биологических наук по специальности 03.03.01-физиология Актуальность избранной темы. Диссертационная работа М.Г. Старченко нацелена на изучение базовых характеристик высших видов психической деятельности человека.
Будет справедливым отметить, что арсеналсведений о нейрофизиологических механизмах работы мозга за последние годы существенно пополнился. Это стало возможным благодаря обогащению технических средств и методов, используемых для исследования мозга. Большинство нейрофизиологических и психофизиологических данных, полученных разными исследователями действительно плохо согласуются между собой, что пока не позволяет построить полномасштабную картину церебрального обеспечения творческого процесса. Даже в формулировке самих терминов «творчество», «творческое мышление», «креативность» нет единого подхода. В какой степени варьирует способность индивидуума порождать новое, необычное, полезное, оригинальное? Как оценить ценность предлагаемой идеи и как избежать или минимизировать стереотипы - на эти вопросы нелегко ответить.
Все вышеперечисленное делает изучение мозговой организации творческого мышления высоко актуальной и важной задачей. Поэтому разработка универсальных методических подходов, учитывающих в достаточной мере сложность, качественные особенности стоящей перед исследователем задачи, уровень подготовки испытуемых„ их опыт, навыки, предпочтения, колебания настроения и уровень мотивации остается важнейшей теоретической и практической задачей. Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации и их достоверность. Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций не вызывает сомнений и базируется на фундаментальных теоретико-методологических положениях психологии и нейрофизиологни при анализе и интерпретации полученных результатов.
Удачное сочетание комплекса экспериментов позволяет диссертанту охватить широкий спектр современных приемов оценки психофизиологических показателей, позволяющих приблизиться к пониманию механизмов организации вербальной творческой деятельности. 2 По материалам диссертационного исследования опубликовано 73 научных печатных работы, в том числе 2 главы в монографиях и 20 статей в реферируемых журналах, из них — 15 статей в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ, и 51 тезис в материалах международных и отечественных конференций.
Большая часть исследований в диссертационной работе М.Г. Старченко выполнялась при поддержке грантов отечественных фондов 1'ФФИ„РГНФ и РНФ, Новизна полученных результатов. В диссертации М.Г. Старченко на основе полученных ею экспериментальных данных сформулирована непротиворечивая концепция организации мозгом вербальной творческой деятельности, что является новым этапом в понимании механизмов как собственно творческого мышления, так и принцигюв функциональной мозговой организации высших психических процессов человека в целом. М.Г. Старченко предложен новый подход к исследованию мозгового обеспечения творческого мьцпления, включающий одновременный учет временной и функциональной неоднородности творческого процесса и ряда личностных особенностей испытуемых.
Выявлены звенья мозговой системы, являющиеся стабильными константами при выполнении вербальной творческой деятельности и впервые раскрыт характер их функциональных взаимодействий. Выявлены гибкие звенья данной системы в зависимости от личностных особенностей индивидов, от типа творческой задачи, от различных ситу'щионных факторов. Показана роль базового мозгового механизма детекции ошибок в процессах творческого мышления и впервые раскрыт характер функциональных взаимодействий между мозговыми структурами, обеспечивающими работу детектора ошибок и вербального творческого мышления.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая ценность и значимость диссертационной работы М.Г.Старченко определяется, в первую очередь, полученными фундаментальными новыми знаниями о мозговой организации творческого мышления.
Полученные сведения также расширяют и дополняют современные фундаментальные представления о мозговой функциональной организации когнитивных интегративных функций человека, Это позволяет наметить перспективные направления для углубленных дальнейших исследований в данной области. Поскольку реализация творческой деятельности связана с работой практически всех мозговых систем, то творчество может являться моделью для изучения функционального взаимодействия элементов мозговых систем, обеспечивающих другие когнитивные функции.
Предложенный в данной работе новый комплексный подход к исследованию мозгового обеспечения творческого мышления будет полезным для дальнейших целенаправленных исследований сходных проблем. Основные научные положения дисертационой работы могут быть использованы в лекционных курсах в высших учебных заведениях по специальностям «психофизиология» и «физиология высшей нервной деятельности». Практическая значимость работы может заключаться в разработке физиологически обоснованного тренинга для развития творческого потенциала у лиц разных возрастных групп.
в том числе и для улучшения когнитивных процессов у лиц пожилого возраста для продления активного долголетия населения страны, что является сейчас не только приоритетной отечественной, но и мировой задачей в связи с массовым старением населения. Также результаты работы могут быль использованы для профессионального отбора в специализированные учебные учреждения, связанные с творческими профессиями, и мониторинга результатов успешности обучения творчеству. Структура и содержание диссертации.
Диссертация Старченко М,Г. представляег собой завершенный научный труд, изложенный на 336 страницах и состоящий из следующих разделов — введения, трех глав (обзор литературы, методы исследования, результаты и их обсуждение), заключения, выводов и списка литературы, включающего 525 источников. Работа содержит 8 таблиц и 24 рисунка, подробно иллюстрирующих полученные результаты. Оформление диссертации соответствует требованиям ГОСТ 7,0,11-2011,Автореферат в полной мере отражает содержание диссертации и соответствует требованиям ГОСТ Р 7,01,11-2011.
Высокое качество и многоплановость анализа психофизиологических и нейрофизиологических данных„которые приводятся диссертантом при рассмотрении сведений, характеризует разные стороны обеспечения творческой деятельности. Критически рассмотрены особенности творческой деятельности как однородного процесса, особым образом развивающимся на каждом временном зтапе, что зависит от типа задачи, от индивидуальных особенностей испытуемых„с учетом стадии обработки внешних (сенсорные каналы) и внутренних источников. Опираясь на концепцию динамического системообразования церебральных структур, разработанную академиком С.В.Медведевым, диссертант высказывает предположение, что пространственно-временная организация может сопровождаться различными вариантами фазовых сдвигов градиентов корреляции биопотенциалов мозга. Однако, пока неясно насколько существенно эти показатели связаны с динамикой частоты и мощности ЭЭГ, Важно, что адекватное применение полиметодического подхода (см.
Н.П.Бехтерева) в сочетании с комплексом хорошо себя зарекомендовавших неинвазивных приемов регистрации динамики физических параметров деятельностимозга (ЭЭГ, ПЭТ, фМРТ), в сочетании с результатами нейрофизиологических и психологических наблюдений при исследовании творческой деятельности позволяют получить взаимодополняющий комплекс данных, которые позволяют ставить новые перспективные задачи. При оценке роли дивергентного мышления в творческом процессе мнения специалистов нередко 4 существенно расходятся. Индивидуальные особенности креативных способностей можно попытаться объяснить, опираясь на различия в ассоциативных иерархиях.
Так, высококреативный индивидуум может дать множество ответов и сформулировать большое количество ассоциаций„ однако это потребует много времени. Заслуживает специального внимания, особая роль инсайта, который рассматривается как центральный механизм креативного процесса 1различают инсайт избирательного декодирования, избирательного комбинирования и избирательного сравнения).