Отзыв ведущей организации (Мозговая организация вербального творческого мышления)
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации" внутри архива находится в папке "Мозговая организация вербального творческого мышления". PDF-файл из архива "Мозговая организация вербального творческого мышления", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "биология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора биологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
«У!'ВЕРЖДА1О» Директор Федерального государственного бюджетною учреждения науки Институт физиологии им. И.П. Павлова .~я-",,! ЬЗовщской академии наук ',,',.'Член-кфир. РАН, д.б.н. Л.П. Филарегова ~' ' ",'':.'-:;1й~ ~ к~,,~ям"' О РЗЫВ ВВД~ ЩВЙ О11АИИЗАЦИИ на диссертационную работу Старченко Марии Грш.орьевны «Мозювая организация вербального творческою мышления», представленную на соискание ученой степени доктора биологических наук по специальности 03.03,01 -- физиология Актуальность темы диссертационной работы Одной из наиболее интересных и актуальных проблем современной психофизиологии является изучение мозгового обеспечения высших„ специфических человеческих функций, в гастности, творчества.
Область творчества сложна для естественно-научных исследований и вызывает мно"ксство споров. С конца 20 века в нашей стране и за рубежом активно развивьнотся нейрофизнологические исследования творческого мышления, в результате которых накоплено большое количество нейрофизиологических данных, описывакнцих те или иные корреляты творческого процесса. Однако несмотря на это многие исследователи, занимающиеся проблемой нейрофизиологии творчества, указывают на наличие концептуального кризиса в этой области, который связывают в первую очередь с тем, что все накопленные экспериментальные данные сложно интегрировать в непротиворечивую картину для понимания физиологических основ творческой деятельности.
Это привело к тому, что до сих гюр не сформулирована общепринятая концепция мозювой организации творческой деятельности и ее нейрофизиологнческих механизмов В связи с этим, несмотря на очевидную важность и актуальность исследования нейрофизиологии творческого процесса, дальнейшее накопление экспериментальных данных, без изменения подходов к изучению мозгового обеспечения творческого мышления, представляется мало перспективным.
Поскольку творчество можно рассматривать как эволктционный механизм, обеспечивающий нестереотипную деятельность„необходимую для адаптации к быстро менякэщимся условиям окружающей среды (современного мира), то помимо углубления фундаментальных знаний о мозге человека и его функциональной организации выяснение мозговой организации творческою мышления может повлечь за собой прогресс в целом ряде социально значимых сфер и способствовать созданию новых когнитивных технологий' в образовании, медицине, искусстве, педаюгике, развитие искусственного интелгн.кта, возмшкностей целенаправленного влияшгя на развитие творческого потенциала человека и др Диссертационная работа М.Г. Старченко, в которой предлонген новый перспективный подход к исследованию мозгового обеспечения творческого мьппления, учитывающий его особенности и сложность, и в которой сформулирована на основе большого количества экспериментального магериала, полученного авгором с использованием данного подхода, непригиворечивая концепция мозговой организации творческого мышления, является оезусловно актуальной и вносит существенный вклад не только в нейрофизиологию творчества.
но и в понимание фундаментальных принципов работы мозга человека в целом Научная новизна исследования Высокая научная новизна диссертационного исследования М,Г. Старченко не вызывает сомнений. Предложен новый перспективный подход к изучению мозювой организации творческого мышления, учитывающий сложность и неоднородность самой творческой деятельности, а также определенные индивидуальные особенности личности, каюрый может быть использован в дальнейших психологических и нейрофизиологических исследованиях творчества.
Сформулированная на основе полученнь|х экспериментальных данных непротиворечивая концепция мозговой организации вербальной творческой деятельности является принципиально новым этапом в понимании нейрофизиологии творчества, а значит, и фундаментальных принципов работы человеческого мозга в целом. Выявлены «жесткие» и с<гибкие» звенья мозювой системы, обеспечивакндие вербальное творческое мышление, и впервые показан характер функшюнальных взаимодействий между ними, Впервые исследовано функциональное взаимодействие между базовым мозговым механизмом детекции ошибок, контролирующим отклонение от стереотипов, и принципиально несгереогипной творческой деятельностью, а также раскрыт амбивалентный характер влияния данного механизма на творческое мьплление.
На нейрофизиологическом уровне показана принципиальная возможность тренировки творческой способности, влияющая на успешность решения творческих задач. Теоретическая и практическая значимость работы Главны!! результат диссертационной работы М.Г С!ар !енко — формулирование непротиворечивой концепции мозговой организации вербальною творческого мьппления -- характеризуется высокой теоретической значимостью, имеющей в перспективе несомненное практическое приложение.
Как уже упоминалось вы!це, данная концепция, сформулированная на основе большого массива экспериментальных данных, является новым шагом как в пониьинии механизмов вербалы!Ой '!ворческой деятельности в частности, так и в понимании фундаментальных принципов деятельности человеческоп! мозга в целом Полученные в работе резульгаты и выводы могут быть использованы в высших учебных заведениях в ходе занязий !ю курсам «Психофизиология», «Физиология высшей нервной деятельносзз!», «Нейрофизиолоп!я» и др Предложенный новый подход к исследованщо зворчсскою мышления может оказаться полезным для дальнейших целенаправленных исследований мозювых механизмов творчества в научно-исследовательских институтах, за!шмающихся изучением сходных проблем.
Результаты работы могут применяться для целенаправленного влияния на развитие творческою потенциала в разных возрастных группах населения, в частности, у лиц пожилого возраста с целью улучшения когнигивных способностей и, как следствие, продления активного работоспособного возраста населения, что является одной из приоритетных задач в нашей стране. Полученные в работе сведения и сделанные на их основе выводы также будут полезны для целей психотерапевтической помощи, и в качестве пракгических рекомендаций для педагогов и психологов учебных заведений разного уровня. Часть результатов, полученных в диссертации, может быть использована в качестве дополнительного объективного инструмента профессионального огбора в специализированные учебные учреждения, напрямую связанные с творческими профессиями.
Наряду с этим прсдсгавленные в рабгпе экспериментальные данные вносят вклад в осуществление задачи функционально-анатомического картирования мозга человека, что по-г>ре>кнему является одним из важных направлений в современной нейронауке. Практическая ценность работы также состоит в возможности использования результатов функционально-анатомического картирования здорового мозга для целей клинической тонической диагностики и прогнозирования влияний нейрохирургических операций на сохранность различных функций.
Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и закэноченин Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и заключения, сформулированных в диссертации, обеспечиваются методически тщательно построенной схемой психофизиологического эксперимента, грамотно отобранной бэольпюй выборкой испьпуемых, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, достаточным объемом полученных экспериментальных данных, адекватностью примененных методов статистического анализа, корректным анализом психологических и нейрофизиологических данных, и не вызывают сомнений, По материалам диссертационного исследования опубликовано 73 научных печагных работы, в том числе 2 главы в монографиях и 20 статей в реферируемых журналах, из них — 15 статей в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ„и 51 тезис в материалах международных и отечественных конференций Большая часть исследований в диссертащюнной работе М1.
Старченко выполнялась при поддержке грантов отечественных фондов РФФИ, РП1Ф и РИФ Структура и содержание работы. Диссертация Старченко М Г предсзавляет собой объемный научный труд, изложенный на 336 страницах и состоящий из следующих разделов - введения, трех глав (обзор литературы, методы исследования, результаты и их обсуждениеК заключения, выводов и списка литературы, включающего 525 источников, Работа содержит 8 таблиц и 24 рисунка, подробно иллк~стрирукэшпх полученные результаты.
Оформление диссертации соответствует требованиям ГОСТ 7.0.!1-20!1. Материал в диссертационной работе изложен последовательно, логично и аргументировано. Диссертация соответствует пункту 7 - исследование физиологических основ психической деятельности человека (механизмов обучения, памяти, эмоций, сознания, организации целенаправленного поведения) — паспорта научной специальности 03.03.0! - физиология.
Во Введении весьма подробно дано обоснование актуальносги выбранной темы, описаны степень разработанности проблемы, методология исследования, принципы и отличие предлагаемою нового подхода к исследованию мозювой организации творчества, сформулировщ1ы цель и задачи исследования, представлены основные результаты исследования и дана оценка новизны и значимости для этой отрасли знаний. Обзор литературы обьемный и полностьнэ соогветствует теме исследования. М.Г Старченко прекрасно владеег как Огечественными, так и зарубежными литературными данными, детально описывая и анализируя состояние исследований в области как психологии, так и современной нейрофизиологии творческого мышления.
В конце обзора литературы приводятся критические выводы по поводу проанализированных литературных материалов, что позволяет М.Г Старченко логично обосновать цель и задачи соос'п1енной рйб1ль1, й такзке сформули)ковать пути дальнейшего изучения проблемы. В главе Методы исследования дается характеристика используемых в исследовании современных методов - ЭЭГ ПЭТ и фМРТ, и разработанных тестовых заданий в мере, достап1чно подробной для корректной вопроизводимости экспериментов сторонним исследователем. Особое внимание в данной главе уделено дегйльному описйнию принципов консцэ) 1гровйния и йпробйции тестовых зйдйний, адекватно моделирующих разные виды пюрческой деятельносги, поскольку ог грамотного конструирования данных тестовых заданий зависи1; в первую очередь и по большей части, успешность исследования нейрофизиологическими методами такого сложноорганизованного процесса, как творчество, и валидиость полученных экспериментальных результатов В этом отношении обращает на себя внимание методическая тщательность и подробность описания данных процедур, самих тестовых заданий и их апробации, что характеризует диссертанта с самой лучшей стороны.