Диссертация (Образ власти в каролингской литературе VIII-IX веков), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ власти в каролингской литературе VIII-IX веков". PDF-файл из архива "Образ власти в каролингской литературе VIII-IX веков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
в 1942 г.). и Гердом Альтхоффом (род. в 1943 г.).Оба историка внесли очень весомый вклад в изучение Каролингскойэпохи. Й. Фрид, изучавший различные проблемы – от королевской власти идипломатии до вопросов микроистории и каролингской культуры – сталавтором самого обширного и свежего на сегодняшний день исследования поличности и эпохе Карла Великого85. Его подход к повествовательнымтекстам, между тем, наполнен скепсисом: по мнению Й. Фрида, текст - этоконструирование реальности, а не её отражение. Изучая повествовательныйисточник, историк может узнать лишь то, что желает сказать ему автор, а запределами этого авторского видения никакой другой реальности нет.Необходимо отметить, что на построения Й.
Фрида значительное влияниеоказал лингвистический метод, восходящий к психологу Ж. Пиаже ифилософу Л. Гольдману – метод контекстуального анализа, являющийсяодной из основ сформулированной ими генетической эпистемологии: спомощью этого метода анализируется не только индивидуальность автора, нои окружающие его «контексты», представляющие собой независимыефакторы86.Иной позиции придерживается Г. Альтхофф. По его мнению, любойисточник отражает реальность, к которой мы можем «пробраться» сквозь85Fried J. Karl der Grosse: Gewalt und Glaube.
Eine Biographie. Munchen, 2014; см. также:Fried J. The Frankish kingdoms, 817-911: The East and middle kingdoms // New CambridgeMedieval History. V. 2: c. 700 – c. 900 / Ed. R. McKitterick. Cambridge, 1995. P. 142-168;Fried J. Das Mittelalter. Geschichte und Kultur. München: Beck. 2008.86См.: Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб., 2003; Goldmann L. Epistémologie etphilosophie.
Paris, 1970.30авторское видение87. Вклад оппонента Й. Фрида в раннесредневековые икаролингские сюжеты является не меньшим: как ученик Г. Телленбаха иКарла Шмитта (1888-1985 гг.), Г. Альтхофф сформировал собственноевидение проблем взаимоотношений короля и знати: по его мнению,каролингская и оттоновская знать были частью большой королевской семьи,будучи связанными с персоной монарха своеобразным «пактом дружбы»88.Связано это было с тем, что, по мнению историка, родоплеменныеплеменные связи между монархом и знатью продолжали сохраняться в VIIIX веках89.В стороне от спора между Й.
Фридом и Г. Альтхоффом остался ОттоГерард Эксле (род. в 1939 г.), взгляд которого на проблему интерпретацииисторических источников (в частности, нарратива каролингского времени),является, по нашему мнению, наиболее интересным. О.Г. Эксле ввёл воборотпонятие«схемыинтерпретациидействительности»(«интерпретационной схемы») – системы нравственных категорий илитературных приёмов, которую использовали средневековые авторы, чтобыописать (точнее – «отобразить») окружавшую их действительность90.
ПомнениюО.ГЭксле,понявсхемуинтерпретациидействительности,предложенную тем или иным средневековым писателем, мы сможемприблизиться к пониманию самой этой действительности91.87Althoff G. Adels- und Königsfamilien im Spiegel ihrer Memorialüberlieferung. Studien zumTotengedenken der Billunger und Ottonen. München, 1984.88Althoff G. Spielregeln der Politik im Mittelalter. Kommunikation in Frieden und Fehde.Darmstadt, 1997.89Althoff G.
Inszenierte Herrschaft. Geschichtsschreibung und politisches Handeln imMittelalter. Darmstadt, 2003; Althoff G., Keller H. Die Zeit der späten Karolinger und derOttonen: Krisen und Konsolidierungen 888–1024. Stuttgart, 2008; Althoff G. Die Macht derRituale. Symbolik und Herrschaft im Mittelalter. Darmstadt, 2013.90Эксле О.Г. Схемы истолкования социальной действительности в раннее и высокоеСредневековье в аспекте истории знания // Действительность и знание: очерки социальнойистории Средневековья.
М., 2007. C. 24.91Oexle O. G. Die Karolinger und die Stadt des heiligen Arnulf // FMSt 1. 1967. S. 250-364;Эксле О.Г. «Образ человека» у историков // Действительность и знание: очеркисоциальной истории Средневековья / Пер. с нем. Ю. Арнаутовой. C. 304-334; Эксле О.Г.Схемы истолкования социальной действительности в раннее и высокое Средневековье васпекте истории знания // Действительность и знание: очерки социальной истории31Продолжается начатое В.
Бергесом и Х.Х. Антоном исследованиевлияния более древних традиций власти на образ монарха и его сакральностьв каролингское время. Оригинальный взгляд на сакральность франкскихкоролей предложил Франц-Рейнер Эркенс (род. в 1952 г.): по его мнению,островные - ирландские политико-теологические идеи, базировавшиеся наконцепции Псевдо-Киприана, и англосаксонская трактовка миссии монарховкак новых Давидов – активно проникали на континент, становясь основойидей власти эпохи Меровингов и Каролингов92.Актуальность конструирования мифов в средневековой истории, втом числе, мифов власти, было затронуто в сборнике памяти ГердаВольфганга Вебера (1942-1998 гг.), ещё раз подчеркнув тему образа властиактуальной для немецкой медиевистики93.
Сочетание разных традиций видеях и практике власти Каролингов отмечается в недавних работах АхимаТомаса Хака (род. в 1967 г.) и Стефана Вайнфюртера (род. в 1945 г.)94.Помимо интереса к проблемам исторических документов, власти иэлиты, в конце 80-х – начале 90-х в медиевистике ФРГ всё чаще делалсяакцент на влиянии эпохи Каролингов и, в частности, времени КарлаВеликого, на ход не только и не столько немецкой, сколько общеевропейскойистории. В работах Карла Фердинанда Вернера (1924-2008 гг.) и ДитераХэгерманнаоченьрельефнопроступиловсеевропейскоезначениекаролингской цивилизации95.
Кроме того, К.Ф. Вернер отметился иСредневековья / Пер. с нем. Ю. Арнаутовой. C. 23-95; Эксле О.Г. Формы социальногоповедения в средние века. Согласие - договор – индивид / Пер. с нем. Н.Ф. Ускова //Человек и его близкие на Западе и Востоке Европы (до начала нового времени). М., 2000.С. 5-27.92Das frühmittelalterliche Königtum: ideelle und religiöse Grundlagen / Hrsg. F.-R.
Erkens.Berlin, 2005; Erkens F.-R. Herrschersakralität im Mittelalter: von den Anfängen bis zumInvestiturstreit. Stuttgart, 2006.93Weber G.W. Mythos und Geschichte: Essays zur Geschichts mythologie Skandinaviens inMittelalter und Neu zeit / Intr. by M.C. Ross. Trieste, 2001.94Hack A.T. Alter, Krankheit, Tod und Herrschaft im frühen Mittelalter.
Das Beispiel derKarolinger. Stuttgart, 2009; Weinfurter S. Karl der Grosse: der heilige Barbar. Munchen, 2013.95Hägermann D. Karl der Große. Herrscher des Abendlandes. Berlin, 2000; Werner K.-F. Karlder Große oder Charlemagne - Von der Aktualität einer überholten Fragestellung // Vorgelegtvon Horst Fuhrmann am 17. Februar 1995. München: Beck, 1995.32изучением нобилитета, настаивая на существовании в эпоху Каролингов, вовзаимоотношениях короны и знати, античного понятия «общего дела» (respublica)96. Продолжается и традиция изучения церковной истории VIII-IXвеков, в контексте которой Вилфрид Хартманн (род. в 1942 г.), написавшийтакже биографии Карла Великого и Людовика Немецкого (843-876 гг.),говорит о представлениях о миссии монарха в среде клира97.В целом же, в немецкой, как и в англоязычной и французской, всёболее укрепляется развиваемая Й.
Фридом и разделявшаяся таким известнымбританским медиевистом, как сэр Рис Давис (1938-2005 гг.), концепция,согласно которой в Средние века нельзя говорить о государстве и политике,поскольку в ту историческую эпоху взаимодействие внутри элиты строитсяна личных отношениях между королём и знатью, а средневековую властьскореестоит«верховенства»определять(Herrschaft,понятием«господства»,lordship)98.Юрген«первенства»Ханнинг,илинапример,подчёркивает идеи компромисса и согласия как генеральную линию вовзаимоотношениях короля и знати в раннее Средневековье99.Нельзя обойти вниманием и французскую историографию начала XXIстолетия.
Если во второй половине прошлого века второе (Ж. Дюби, 19191996 гг.) и третье (Ж. ле Гофф, 1924-2014 гг.) поколения историков «ШколыАнналов» в целом не испытывали интереса к Каролингской эпохе,высказывая всё больший скепсис в отношении успешности и значимостикаролингской «попытки организации германского мира» и всё более тяготеяк изучению периода Капетингов100, то сейчас ситуация изменилась.96Werner K.-F. Naissance de la noblesse. Paris, 2012.Hartmann W. Kirche und Kirchenrecht um 900: Die Bedeutung der spätkarolingischen Zeit fürTradition und Innovation im kirchlichen Recht.
Hannover, 2008; Hartmann W. Ludwig derDeutsche. Darmstadt, 2002; Hartmann W. Karl der Große. Stuttgart, 2010.98Fried J. Das Mittelalter. Geschichte und Kultur; Davies R. Lords and Lordship in the BritishIsles in the Late Middle Ages. Oxford, 2009.99Hanning J. Consensus fidelium. Frühfeudale Interpretation des Verhältnisses von Königtumund Adel am Beispiel des Frankenreiches. Stuttgart, 1982.100См, напр.: Дюби Ж.
История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк.987-1460 / Пер. с фр. Г.А. Абрамова, В.А. Павлова. М., 2000; Ле Гофф Ж. Цивилизация9733Например, один из ныне ведущих французских медиевистов, Пьер Рише(род. в 1921 г.), посвятил ряд монографий культурным и политическимаспектам каролингской истории: исследовав как семейно-династическуюпрактику Каролингов, так и культуру «каролингского ренессанса», П. Ришепришёл к выводам об крупном значении VIII-IX веков не только дляфранцузской, но и европейской истории, озаглавив свою ключевую работу«Каролинги: фамилия, которая создала Европу»101. Актуальна во Франции итема отношений между королём и знатью в VIII-IX веках: главнымспециалистом в этой области сейчас является Режин Лё Ян (род.
в 1945 г.).Исследовательница стоит на позициях, близких её немецким и американскимколлегам: при Каролингах во взаимодействии короны и нобилитетапреобладал вектор сотрудничества, а главным способом раздела властимежду королём и знатными семьями выступал брак102.Акценты на изучении семьи, династии, знати их взаимодействий враннее Средневековье, в том числе, в эпоху Каролингов, являются одними изсамых популярных тем в англо-американской медиевистике, которая постепени активности разработки каролингских сюжетов уже составилаконкуренцию немецкому учёному сообществу, оставив далеко позадифранцузскую историческую мысль. Ещё в 1960-е годы вышли и практическисразу получили главные работы англо-немецкого исследователя ВальтераУльманна (1910-1983 гг.).