Диссертация (Образ власти в каролингской литературе VIII-IX веков), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ власти в каролингской литературе VIII-IX веков". PDF-файл из архива "Образ власти в каролингской литературе VIII-IX веков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Закономерной чертой изучения каролингских сюжетов в недрахмолодой американской исторической науки являлся интерес к одному из6667Berges W. Die Fürstenspiegel des hohen und späten Mittelalters. Stuttgart, 1992.Ibid. S. 3-22.25прародителей «англосаксонского мира» - просветителю Британии и ФранкииАлкуину Йоркскому.Одним из первых подробно исследовал представления Алкуина оКарле Великом как о «новом Давиде» А.Ф.
Уэст в работе «Алкуин и подъёмхристианских школ» (первое издание вышло в 1892 году)68. Как и вупоминавшейся книге Ф. Лоренца, именно Алкуин, по мнению А.Ф. Уэста,вдохновил Карла на поход за Альпы в 800 году и спасение папы отгруппировок римской знати69. Похожих взглядов, с ещё большим акцентомна формируемый Алкуином образ монарха, придерживался автор вышедшейв 1909 году книги «Письма Алкуина» Ральф Барлоу Пэйдж: для Алкуина иего современников Карл Великий – пророк-священник и король-воин.
Егодеятельностьохватываетвсенасущныевопросысвоеговремени:распространение христианства среди язычников, наставление поданных впостижении истинной веры, забота о мире в королевстве, законодательная исудебная стези70. В 1922 году в серии «Католические мыслители» вышлакнига Эзель Мари Вильмот-Бакстон «Алкуин»71, во многом подытожившаяисториюизучениядействующеголицаличностийоркскогоКаролингскойэпохи.пастыряВэтомкакотдельногобиографическомисследовании Алкуин также предпосылает Карлу концепцию властихристианской империи, являясь душой и двигателем политики монарха72.Однако ни один из упомянутых исследователей творчества Алкуина некасался в своих работах позднекаролингского времени, что делает ихиспользование в рамках настоящей диссертации довольно ограниченным.Вторая половина XX – начало XXI вв.Накопивбагажфактовиразличныхконцепций,западнаяисториография, изучающая проблему власти в Каролингскую эпоху, былаготова к переворотам в исторической науке во второй половине XX столетия.68West A.F.
Alcuin and the rise of the Christian schools. New York, 1912. P. 81-86.Ibid. P. 81-86.70Page R.B. The Letters of Alcuin. New Yor: The Forest press, 1909. P. 41.71Wilmot-Buxton E.M. Alcuin. New York, 1922.72Ibid. P. 162-171.6926Своеобразным «рубежным» трудом, обозначившим переход от исследованияструктур и институтов власти к её образу, репрезентации и идеологии,стала работа немецко-американского исследователя ЭрнстаКанторовича(1895-1963гг.)«Двателакороля.ГерманаИсследованиепосредневековой политической теологии»73. Анализируя соотношение образовБога и короля, Э.Г.
Канторович приходит к выводу от теоцентричностикаролингских монархов как государей, воплощающий на земле образ Бога, вто время как епископ является викарием Христа, Сына Божьего, то естьобладает более низким статусом, чем светский правитель74. Одновременно уКаролингов было и второе «тело» - человеческое, природное, в котором онибыли «новыми Давидами», продолжателями священного regnum Davidicum75.Кроме того, Э.Г. Канторовичем был введён в западную медиевистику термин«политическая теология», означающий конструирование идей власти спомощью инструментария теологии.
Стоит отметить, что интерес к образусредневековых правителей появился у Э.Г. Канторовича ещё во время егонемецкой молодости, когда была написана работа «Император ФридрихВторой» (1928 г.): однако в ней Каролинги были лишь упомянуты, но какпервые основатели «германского рейха», средневековый расцвет которогоприходится на времена Штауфенов76.Немалое влияние на поворот к изучению образов власти оказывалпроникавший с середины XX века в историческую науку структурализм77.Трактовка идеологии и политической этики как систем «знаков» и «правил»,«понятийных систем» способствовало новому взгляду на каролингскиезерцала, который предложил Ханс Хуберт Антон (р. 1936 г.).
Именно он сталпервым историком, сделавшим идеи власти в литературе эпохи Каролинговпредметом73специальногоисследования.Ввышедшейв1964годуКанторович Э.Х. Два тела короля / Пер. с англ. М.А. Бойцова и А.Ю. Серегиной.Там же. С. 153.75Там же. С. 157.76Kantorowicz E.H. Kaiser Friedrich der Zweite: Hauptband. Stuttgart, 2010.77Подробнее об основах структурализма см.: Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию / Пер.с фр. А. А. Холодовича.
М., 1977; Якобсон Р.О. Работы по поэтике. М., 1987.7427монографии «Княжеские зерцала раннего и высокого Средневековья»историк попытался поставить вопрос об общей традиции зерцал в первые двапериода Средних веков78. Согласно Х.Х. Антону, королевские зерцалазародились во времена Каролингов как трактаты-наставления, инициативакоторых чаще всего исходила от их авторов, желавших внушить монархамважность этических норм, основанных на христианских ценностях.
Именнополитическая этика была фундаментом каролингских зерцал: основана онабыла сформировавшихся в Ирландии в VI-VII веках идеях Псевдо-КиприанаКарфагенского, в которых церкви и, в частности, епископам, отводиласьключевая, наставническая по отношению к королям роль79. В самом началекаролингской эпохи сами фигуры франкских государей вдохновляли авторовзерцал на написание своих трактатов: таковыми, притягательными длясоздания политико-этических шаблонов, были фигуры Карла Великого иЛюдовикаБлагочестивого80.каролингскогомира,Однакоинициативупозднее,воокончательновременавзяливкризисасвоирукиобразованные клирики, ключевой фигурой среди которых являлся ХинкмарРеймсский, в своих, адресованных королям Карломану и КарлуIIIнаставительных сочинениях («О дворцовом порядке» и «О королевскойперсонеикоролевскомслужении»)переработавшийидеи«псевдокиприанизма»81.
Вслед за Антоном тему зерцал поднял историк праваГерард Тейеркауф (1933-2014 гг.), поставив, тем не менее, «зерцала» в одинряд с юридическими памятниками. Однако в его работе зерцала эпохиКаролинговтрактовалисьименнокакюридическиеисточники:рассмотрением самого образа идеального монарха эпохи Г. Тейеркауф незанимался82.78Anton H.H. Fürstenspiegel des frühen und hohen Mittelalters. Darmstadt, 2006.
504 s.Ibid.80Anton H.H. Fürstenspiegel des Hohen und Frühen Mittelalters. Forschungsbericht. UniversitätTrier. URL: http://www.ahf-muenchen.de (дата обращения: 24.03.2015).81Ibid.82Theuerkauf G. Lex, Speculum, Compendium iuris. Rechtsaufzeichnung und Rechtsbewußtseinin Norddeutschland vom 8. bis zum 16. Jahrhundert // Forschungen zur deutschenRechtsgeschichte. 1968. №6. Köln: u. a., 1968.7928Каролингские сюжеты и проблематика власти данной эпохизатрагивалась и в рамках более традиционного, воспитанного ещёпозитивизмом XIX века изучения и издания каролингских памятников.Важным этапом в опубликовании и изучении источников, раскрывающихтему власти и ключевых монархов эпохи, стал выход с 1952 по 1973 годыработ историков разных поколений - Вильегльма Ваттенбаха (1819-1897 гг.),Вильгельма Левисона (1876-1947 гг.) и Хайнца Лёве (1913-1991 гг.) - подобщим названием «Исторические источники средневековой Германии»,второйтом которыхвключал критическийразборвсехизвестныхнарративных источников каролингского времени83.
Суть этого проектазаключалась в новом критическом переиздании источников, с болееподробными биографиями авторами и событийными справками о жизнимонархов и других исторических персонажей, феномены власти отдельныхпредставителей рода Каролингов в труде не рассматривался.В 1950-х - начале 1970-х в немецкой историографии продолжалоразвиваться уходящее корнями в XIX век политико-государственноенаправление, также затрагивавшее проблемы власти в Каролингскую эпоху.Х. Миттайс в выдержавшей несколько изданий работе «Немецкая историяправовых идей» продолжал развивать традицию изучения государства иправа средневековой Германии, в том числе VIII-IX веков84.
Однако с начала70-х годов перевесполучают структуралисты, наряду с которымиформируются новейшие подходы к работе с историческим материалом.Ключевой момент в изучении темы власти Каролингской эпохинаступил в 1980-е годы – именно с этого момента можно отсчитыватьсовременный этап изучения темы (до начала 2010-х годов). Распространениеантропологическогопостмодернистскойподхода,новойисториософскойсоциальнойконцепцииисториипородилоиогромноеколичество работ по каролингской истории, посвящённых самой разной83Wattenbach-Lewison-Lowe. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter.
H. 2. Weimar,195384Mitteis H. Die Rechtsidee in der Geschichte. Muchen, 1957.29тематике: административному аппарату, двору, семейно-династическимотношениям, идеям власти, элите, традиции памяти.Увлечённая перечнем всех этих сюжетов, немецкая историографиявступила в пору одного из самых жарких концептуальных споров,разгоревшимся в научных кругах и на немецком телевидении между двумякрупнейшими специалистами по раннесредневековой немецкой истории –Йоханессом Фридом (род.