Диссертация (Образ власти в каролингской литературе VIII-IX веков), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ власти в каролингской литературе VIII-IX веков". PDF-файл из архива "Образ власти в каролингской литературе VIII-IX веков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Именно VIIIIX века положили начало процессам, сыгравшим ключевую роль встановлении средневековой цивилизации: взаимодействие христианской,германской и римской культур дошло до стадии полноценного синтеза,возникли первые контуры феодального общества, христианство сталогосподствующей религией на большей части континента, а структурамонархии приобрела очертания, которые в целом сохранятся на протяженииX-XV веков.Поэтому не менее интересен вклад сложившегося в эпоху Каролинговобраза правителя в представления о власти эпохи Средних веков и раннегоНового времени. Еще Ж.
Флори отметил, что монархическая этика VIII-IXстолетия, «распавшись», в дальнейшем стала основой идеологии «божьего3См., напр.: Образы власти на Западе, в Византии и на Руси: Средние века. Новое время /Под ред. М.А. Бойцова, О.Г. Эксле. М., 2008; Власть и образ: очерки потестарнойимагологии / Отв. ред. М.А. Бойцов, Ф.Б. Успенский. СПб., 2010.; Бойцов М.А. Величие исмирение.
Очерки политического символизма в средневековой Европе. М., 2009.4Бойцов М.А. Что такое потестарная имагология? // Власть и образ: очерки потестарнойимагологии / Отв. ред. М.А. Бойцов, Ф.Б. Успенский. С. 5-37.5Прокопьев А.Ю. История гроба как история власти // Старая Европа. Очерки историиобщества и культуры. Памяти А.Н. Немилова / Под ред. А. Ю. Прокопьева. СПб., 2007. С.166-185; Федоров С.Е. Liber Regalis и английские королевские инсигнии // Власть и образ:очерки потестарной имагологии / Отв. ред. М.А.
Бойцов, Ф.Б. Успенский. СПб., 2010. C.159-175.6мира» и рыцарской этики Средневековья6. Этот интересный тезис – еще одноподтверждение актуальности каролингских образов государей в делеизучения медиевальных представлений о власти. Между тем, проблемаобраза власти эпохи Каролингов, представлений о ней, свойственных этойэпохе, на данный момент изучены недостаточно хорошо.
Помимо ставшихуже классическими трудов В. Бергеса и Х.Х. Антона, посвящённых«зерцалам князей» (Fuhrstenspiegel)7, не так давно вышла монография русскоамериканского историка И.Х. Харипжанова, посвящённая «символическомуязыку» власти в каролингский период франкской истории8. Однако еслипервые два исследователи ограничились только одним жанром каролингскойлитературы – зерцалами – то И.Х. Харипжанов сконцентрировался наизучении материальной культуры, символического и актового материала:монет, монограмм, титулов и формул, почитав материал нарративныхисточников«вторичным».Проблемаобразавластивкаролингскойлитературе, под которой мы понимаем всю совокупность повествовательныхисточников эпохи, ранее не ставилась в исторической литературе.Суммируя всё вышесказанное, становится предельно ясна высокаяактуальность такой постановки темы, как «Образ власти в каролингскойлитературе VIII-IX веков». Объектом исследования будут выступатьповествовательные (нарративные) источники Каролингской эпохи, дляобщей характеристики которых мы также будем использовать такиесинонимичные термины, как «каролингская литература» или «литература«каролингского возрождения».
Предмет исследования, которым являетсяобразвластивкаролингскойлитературе,требуетдополнительногопояснения. Под образом власти в эпоху Каролингов мы понимаем, вопервых, образ верховной светской власти, то есть, прежде всего, образмонарха. Однако в исследуемый период этот образ мог существовать в6Флори Ж. Идеология меча / Пер. с фр. М.Ю. Некрасова. СПб., 1999. С. 86-161.Berges W. Die Fürstenspiegel des hohen und späten Mittelalters. Stuttgart, 1992; Anton H.H.Fürstenspiegel des frühen und hohen Mittelalters. Darmstadt, 2006.8Haripzanov I.H. The Symbolic Language of Authority in the Carolingian World (c. 751–877).Leiden; Boston, 2008.77различных вариациях: а) образ конкретного исторического государя,воплощённый каролингскими авторами, что было характерно для анналов,биографий и исторических сочинений; б) образ абстрактно-идеальногомонарха, трансцендентный образец для подражания, характерный для«королевских зерцал» и, иногда, наставительных писем; в) кроме этого, впериоды кризиса «больших» жанров литературы (биографий, историй,зерцал), частым явлением был не целостный образ правителя, а образжелаемой практики действий монарха, который создавали каролингскиеанналисты и историки с помощью определённых акцентов и риторическихприёмов.Ихзадачейсталоне целенаправленное созданиеобраза,«имагинарного»9, а сохранение в памяти потомков деяний того или иногоправителя.
Тем самым они создавали образ в глазах потомков, под влияниемчего, во многом, оказались и современные исследователи, характеризуяописанные ими представления о власти как «образ власти». Потому болеекорректно было бы назвать такие «потестарные» построения франкскиханналистов их представлениями о власти.Необходимо также подчеркнуть, что в данной работе термин «образвласти» является исключительно рабочим, аналитическим или обобщающими не претендует на аутентичность10.
В повествовательных источниках9История «имагинарного» по Ж. Ле Гоффу - это «история сотворения и использованияобразов, побуждающих общество к мыслям и действиям, ибо они вытекают из егоментальности, чувственного ощущения бытия, культуры, которые насыщают их жизнью».См.: Ле Гофф Ж. Герои и чудеса Средних веков / Пер. с фр. Д. Савосина. М., 2012.
С. 9.10Также стоит упомянуть такие термины как христианская монархия и христианскаяимперия, использовавшиеся в ряде предыдущих работ автора диссертации. Если под«христианской империей» справедливо следует понимать державу, созданную КарломВеликим и основанную на христианских принципах, то под «христианской монархией» –качество Франкского королевства, которое оно приобрело с крещением Хлодвига.Одновременно, «христианскую монархию» можно понимать как универсальнуюхарактеристику базирующихся на христианстве идей королевской власти, развивавшихсяв Каролингской державе в VIII-IX вв.
Однако в данном исследовании эти терминыиспользуются крайне редко по причине их расплывчатости. Сам термин «монархия»,греческий по-происхождению, был введён в средневековый контекст лишь в конце XIIIвека писателем Данте Алигьери, в качестве характеристики уже формы правления. См.:Гайворонский И.Д. Христианская монархия первых Каролингов в трудах ее идеологов иполитическая реальность // Проблемы истории и культуры средневекового общества:тезисы докладов XXIX всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых8каролингского времени практически не использовалось такое понятие как«королевская власть» (regalis potestas): франкские хронисты и историкипредпочитали говорить о короле (rex), затем описывая его конкретныедобродетели и задачи11.В целом же на протяжении исследования понятия «образ власти»,«образ монарха», «представления о власти», «концепция власти» (в которуюдействительновырасталимногиеидеикаролингскихавторов)и«политическая теология»12 будут использоваться как синонимичные, кромеспециально оговариваемых случаев.
Иными словами, предметом данногоисследования является вся совокупность представлений о государе влитературе Каролингской эпохи13.Хронологические рамки работы охватывают период франкскойистории с середины VIII до конца IX века. Кроме того, в главе 2, дающейобзор концепций власти, существовавших до эпохи Каролинги, авторзатрагивает более ранние исторические эпохи. В последней главе, описываядальнейшую судьбу каролингского образа государя, затрагиваются идеиученых «Курбатовские чтения». СПб., 2010. С. 144–147; Гайворонский И.Д. Христианскаямонархия Каролингов во второй половине IX в.: образ в литературе и истоки егоформирования // Новый век: история глазами молодых: Межвуз. сб. науч.
тр. молодыхученых, аспирантов и студентов. Вып. 12 / Под ред. Л. Н. Черновой. Саратов, 2013. С. 1425; Данте Алигьери. Монархия / Пер. с итал. В. П. Зубова. М., 1999.11Термин «королевская власть» (regalis potestas) употреблялся лишь автоармикоролевских зерцал, которые представляют собой вспомогательный материалдиссертации, о чём будет сказано ниже. Епископ Иона Орлеанский и архиепископРемйсский использовали данное словосочетание с целью разграничения власти короля и«священной власти понтифика» (auctoris sacra pontificum). Кроме того, авторы анналовдовольно часто использовали термин regnum (королевство), подразумевавшийтерриторию, на которой распространяется власть короля .
См.: Jonae. Opusculum deinstitutione regia // Migne J.P. Patrologia Latina. T.106. Paris, 1864. P. 279-306; Hincmar. DeOrdine Palatii epistola / Texte latin traduit et annote par M. Prou // Bibliotheque de l’ecole deshautes etudes. Paris, 1885. P. 2-97; Goetz H.-W., Jarnut J., Pohl W. Regna and Gentes: TheRelationship Between Late Antique and Early Medieval Peoples and Kingdoms in theTransformation of the Roman World. Leiden; Boston, 2003.12Термин, введённый в западную медиевистику Э.Х. Канторовичем и означающийконструирование идей власти с помощью инструментария теологии. См.: КанторовичЭ.Х.
Два тела короля / Пер. с англ. М.А. Бойцова и А.Ю. Серегиной. М, 2014.13Понятия «монарх» (несмотря на его греческое происхождение), «государь» и«правитель» будут использованы в диссертации в качестве синонимичных понятиям«король» и «император», поскольку многие Каролинги объединяли последние два титула,и выделять значимость какого-то из них (титулов) в ряде случаев нецелесообразно.9власти X столетия. Географические границы исследования охватываюттерриторию Франкского королевства под властью династии Каролингов в751-843 годах и земли отдельных каролингских королевств в 843-900 годах, снезначительнымакцентомнасобытиях,источникахиписателях,относящихся к Западно-франкскому королевству.Степень изученности проблемы.
Зарубежная историография.Ещё до того, как в раннее Новое время правители дома Каролинговстализатрагиватьсявисторическихтрудах,ониполучилипервоеосмысление ещё в период Средних веков и в эпоху Возрождения.Первоначально, в X-XII веках каролингские монархи лишь едва заметнофигурировали на страницах французских и немецких хроник, своимицарствованиямиописываемого«предваряя»хронистами14.событияКаквремени,правило,непосредственносведенияоправлениикаролингских династов в хрониках Высокого Средневековья становилисьрезультатом компиляции собственно франкских источников: самым яркимпримером этого является «Хроника» Адемара Шабаннского (989-1034 гг.)15.Лишь в XII веке о каролингском имперском наследии, востребованном вГермании с момента восстановленияимперииОттонами, начинаютупоминать идеологи монархии: говоря о translation imperii, ОттонФрейзингенский (1112-114 – 1158 гг.) включает в этот процесс империюфранков,14получившуюимператорскоедостоинствоизВизантии16.См., напр., хроники Видукинда Корвейского, Адемара Шабаннского, Первые Мецские иХильдесхаймские анналы: Widukindi monachi Corbeiensis rerum gestarum Saxonicarum libritres / Recognovit P.
Hitsch // SS rer. Germ. Bd. 60. Hannover, 1935. S. 25-27; Ademar deChabannes. Chronique / Publiee d’apres les manuscrits par J. Chavanon. Paris, 1897; перевод нарус. язык: Адемар Шабаннский. Хроникон / Пер. с лат. А. Банникова, А. Слёзкина и Г.Шмидта. СПб., 2015; Annales Mettensis priores / Primum recognovit B. de Simson // MGH.
SSrer. Germ. Hannover et Lipsia, 1905. S. 9-19.15Ademar de Chabannes. Chronique / Publiee d’apres les manuscrits par J. Chavanon; Осочинении Адемара подробнее см.: Landes R. Relics, Apocalypse, and the Deceits of History:Ademar of Chabannes, 989—1034. Cambridge, 1995; Grier J. Adémar de Chabannes,Carolingian musical practices, and «Nota Romana» // Journal of the American MusicologicalSociety. 2003.