Отзыв официального оппонента 2 (Культурная фундированность горизонта времени в европейской традиции)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента 2" внутри архива находится в папке "Культурная фундированность горизонта времени в европейской традиции". PDF-файл из архива "Культурная фундированность горизонта времени в европейской традиции", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Отзыв официального оппонента, кандидата философских наук О.А. Шестериковой на диссертацию Д.В. Смирнова <<Культурная фундированность горизонта времени в европейской традиции», представленной на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.13 - философская антропология, философия культуры Представленная диссертация Д.В. Смирнова посвящена выявлению способов символизации времени в европейской культуре и прослеживанию причин их трансформации в культурно-исторической перспективе.
Актуальность диссертационной работы Смирнова Д. В. не вызывает сомнения. Современная социокультурная ситуация дает много поводов для утверждений о том, что сознание современного человека изменилось и продолжает меняться. Причины этих изменений и их последствий широко обсуждаются в гуманитарных научных изданиях и средствах массовой информации.
Исследование трансформации концепта времени, как основополагающего в формировании представлений человека о мире и о себе самом, может способствовать пониманию проблем современности, и поэтому является актуальным и имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В качестве основных задач данного исследования автор определяет анализ концепта времени конкретного культурно-исторического периода и определение его символического смысла в сопоставлении с общей культурно- исторической ситуацией. Логика исследования соответствует целям и задачам, заявленным автором.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка используемой литературы. В качестве методологической основы диссертационного исследования автор использует философские, культурологические, исторические концепции; применяет методы логического, культурологического, историко-философского, историко-культурологического и психологического анализа, использует системный и культурологический подходы.
В первой главе диссертационного исследования автор рассматривает способы символизации времени в европейской культуре от первобытного периода до Нового времени. В анализе первобытной культуры автор опирается на работы Леви-Брюля, Гэтчета и др. и приходит к выводу о синкретичности способа временения данного периода.
Автор проводит достаточно полный анализ и выдвигает ряд интересных положений о причинах формирования специфического способа временения в первобытной культуре. При рассмотрении концепта времени античной Греции автор, опираясь на материалы античной философии, указывает на смену мировоззренческой |юзиции и переход к «мифологическому» времени, имеющему круговой характер, с приоритетом модуса настоящего. Для аргументации данного положения Смирнов Д.В. анализирует как философские концепции античных авторов, так и различные формы античной культуры — античную греческую скульптуру, древнегреческую литературу и музыку.
Высказанные автором положения о способе временения античности достаточно аргументированы и интересны. В разделе «Картина временения европейского Средневековья» автор обращается к вопросу о влиянии христианства на представление о времени в европейской культуре и дальнейшей трансформации временной парадигмы, связанной с ростом городов и экономическими преобразованиями.
Д.В.Смирнов указывает на эсхатологическую составляющую данного периода как базовую, подчеркивая обращенность к индивидуальному бессмертию, задавшую направление способам познания мира и сформировавшую специфическое линейное время западной Средневековой культуры. Выделение двух способов временения в рамках данного периода представляется интересным и достаточно убедительным. Материал, использованный для аргументации положений о способе временения Средневековой культуры, также обширен и интересен. При анализе переходного периода от Нового времени к современности, автор диссертационного исследования указывает на кардинальную смену символической парадигмы временения, которая определяется как ориентация на рациональность.
Автор указывает на стиль барокко как отражающий кардинальную смену представления о времени — от сакрального к рациональному. Особенное внимание автор уделяет протестантизму как теоретической концепции, значительно повлиявшей на смену представлений новоевропейского человека о времени. Для обоснования приведенных положений Смирнов Д.В. привлекает философские концепции, в частности концепцию М.Вебера, достаточно убедительно указывая на смену темпоральной парадигмы и одновременно иллюстрируя сохранение средневековых представлений в мировоззренческих установках данного периода. Вторая глава диссертационного исследования посвящена анализу способов темпоральной символизации современности.
В первом разделе второй главы автор рассматривает темпоральность в современном европейском научно-философском дискурсе. На основе философских сочинений А, Бергсона, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж. Дерриды и др. автор приходит к выводу об усложнении темпоральных представлений и о совпадении по ряду признаков между теоретическими и обыденными представлениями о времени в современной культуре. Во втором разделе второй главы автор исследует трансформацию представления о времени в современной культуре через произведения современной живописи и архитектуры. В качестве модели символизации времени Смирнов Д.В.
предлагает «ризомическую модель», указанную Ж. Делезом и Ф.Гваттари, подчеркивая, что данная модель является выразителем общих культурных тенденций. Особенно интересным представляется указание автора на отражение темп оральной парадигмы современности в архитектуре и сопоставление способов временения с современными социокультурными процессками, в частности — процессами глобализации. Таким образом, автор предлагает концептуально целостное исследование с четкой структурой и обоснованными положениями, выносимыми на защиту. Автору в полной мере удалось достигнуть цели исследования и решить поставленные задачи. В качестве достоинств данной работы также следует отметить обширный материал, в т.ч.
по литературе, изобразительному искусству, архитектуре, привлеченный для анализа и аргументации. Все это еще раз подтверждает теоретическую и практическую значимость работы и делает ее интересной для прочтения. Следует отметить, что благодаря междисциплинарному характеру и фактологической насыщенности, результаты данного исследования могут быть использованы в учебно-методической, научно-исследовательской работе, а также для подготовки лекционных и семинарских занятий по целому ряду гуманитарных дисциплин. Диссертационная работа определенно обладает научной ценностью и новизной и заслуживает высокой оценки.
Вместе с тем следует отметить некоторые недостатки работы. 1. В качестве отправной точки исследования автор выбирает трансцендентальную концепцию И. Канта, в которой время постулируется как одна из оформляющих опыт априорных форм чувственности. Автор подробно анализирует данную концепцию, но поскольку речь идет в диссертации не о возможности формирования опыта, а о самом опыте, выбор ее в качестве отправной точки данного исследования представляется не достаточно ясным.
2. Во второй главе автор рассматривает вопрос об изменении представлений о времени в современной культуре под воздействием глобализационных процессов и распространения сети Интернет. Тем не менее, ввиду актуальности и остроты вопросов, связанных с современными социокультурными изменениями, раскрытие данной проблематики заслуживает более пристального внимания. Однако следует отметить, что высказанные замечания носят дискуссионный характер, не снижают научной ценности диссертационной работы и имеют рекомендательный характер.
Автореферат соответствует содержанию диссертации, в лаконичной форме проясняет ее основные, выносимые на защиту, положения, теоретическую и практическую значимость, а также новизну исследования. Публикации в журналах, входящих в Перечень российских рецензируемых научных журналов, отражают результаты проделанной исследовательской работы. Все авторские тексты написаны хорошим языком и достаточно внимательно отредактированы. Диссертация Смирнова Д.В. «Культурная фундированность горизонта времени в европейской традиции" соответствует пунктам 9-14 «Положения о присуждения ученых степеней», утвержденного постановлением правительства РФ от 24.09.2013 г.
№ 842 (в ред. От 28.08.2017 г.). Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что соискатель Смирнов Д.В. заслуживает присуждения ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.13 - философская антропология, философия культуры. Официальный оппонент: Шестерикова Ольга Авенировна кандидат философских наук (24.00.01 — теория и история культуры), доцент кафедры международных отношений Северо-Западного института управления ФГБОУ ВО «РАНХиГС» при Президенте Российской Федерации» Адрес: 199178 Санкт-Петербург, Средний пр.
В.О., д.57!43. Телефон: +7 (812) 335-94-94, Шестерикова О.А. 07 мая 2018 года .