Диссертация (Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии), страница 35
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии". PDF-файл из архива "Историческая эволюция системы иэмото – организационной структуры школ традиционных искусств – и ее роль в современной Японии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 35 страницы из PDF
Tradition in Transition: The Shigeyama Chuzaburo Kyougen Family looks to the Future//AsianTheatre Journal, Vol. 24, № 7. USA, University of Hawaii Press, 2007. P. 197-210186Среди полученных Сигэяма Тюдзаборо IV престижных наград можноувидеть гран-при фестиваля искусств при поддержке агентства по вопросамкультуры (2001 г.) и орден Восходящего Солнца с золотыми лучами ирозеткой, полученный от японского правительства в 2003 г. Подпокровительством Саругаку кай (любительская ассоциация семьи Сигэяма, ккоторой принадлежат все обучающиеся), сеть учеников простирается отОсака и Киото до Токио на востоке, Фукуока (Кю:сю:) на западе и Мацуяма(Сикоку) на западе.Как и его отец, Сигэяма Ёсинобу дебютировал в возрасте 4-х лет. Ещебудучи учеником старших классов он выступил в главной роли Лисы вспектакле «Цуригицунэ» (1998), и играл в спектакле «Самбасо:» (2001), едвапоступив в университет.
В 2005 г. он выпустился из Киотосскогоуниверситета искусств и дизайна, получив ученую степень в областиисполнительского искусства. С тех пор он уделяет время исключительносвоей карьере в качестве актера кё:гэн. Он унаследует титул своего отца истанет Тюдзаборо V.Ямагути Ко:до: является учеником Тю:дзабуро с 1994 г., когда он сталчленом Ёсэй кай (Ассоциация юных актеров). Ёсэй кай является ассоциациейдля детей актеров театров но и кё:гэн, а также их учеников, спонсоромкоторойвыступаетправительство.Еецельюявляетсяобеспечениеустойчивой базы для всех видов искусств, относящихся к вышеупомянутымтеатрам, а также обеспечение возможности обучения игре на флейте ибарабанах, используемых в театре но. Через три года после поступления,учащиеся выпускаются, получив статус профессионала, но продолжаютобучение у старшего мастера, часто у своего отца.
Изучая и практикуя кё:гэн,Ко:до: продолжает работать на ферме своих родителей в Сасаяма, чтопримерно в часе езды от Киото.Сигэяма Кунико (род. 1977) с десяти лет выступала в качестве актералюбителя кё:гэн. В 2003 г. она закончила магистратуру университета Осака вобласти междисциплинарных культурных исследований. С тех пор она187выступает секретарем своего отца.
Она, как и ее брат Ёсинобу, называютотца по имени – Тюдзаборо, либо «сэнсэй» - учитель.Данное интервью является компиляцией трех отдельных интервью: поодному с каждым из ведущих актеров и одного группового интервью, взятыхво время регулярных сессий по практике в январе и феврале 2006 г. в Киото.Интервью.Кузель: Было ли вам трудно упражняться, когда вы былиребенком?Ёсинобу: Тяжелее всего для меня было вставать рано, чтобы отец могпровести со мной занятие за час до школы. Довольно быстро эта рутина мненадоела.
Мне было легче заучивать реплики, чем вставать рано. А уже сосредней школы я начал выступать регулярно. Я помню, как каждый раз,когда я не мог принять участия в классных поездках, я стоял на сцене идумал: «Почему я должен быть здесь, пока мои друзья наслаждаютсяжизнью?». А в гримерке я постоянно ныл, как мне хочется поехать со всемина экскурсию.Кузель: Повлияла ли каким-то образом разница в возрасте междувами и вашим отцом на ваши тренировки?Ёсинобу: Конечно, то, что его образ мысли – это образ мысли человекана два поколения старше меня, вызывало проблемы.
Например, он не думал,что мне обязательно нужен сотовый телефон. Но не думаю, что это как-топовлияло на его отношение ко мне.Кунико: А я всегда думала, что Тюдзаборо лучше относился к Ёсинобуиз-за разницы в возрасте в 54 года. Он его обучал, как будто дедушка обучаетвнука.Ёсинобу: Все совсем не так! Я думаю, со мной он был особенно строг,потому что я его единственный сын. И так в любой семье актеров кё:гэн.Сколько себя помню, Тюдзаборо всегда строго настаивал на многих вещах,например, что надо сидеть в позиции сэйдза (традиционная японская поза188для сидения с согнутыми коленями, так, что приходится сидеть насобственных пятках). Для ребенка просидеть целый час в такой позе оченьтяжело, но сейчас я понимаю, насколько это было важно.
Актерам кё:гэнчасто приходится подолгу сидеть в сэйдза во время представления. Авременами Тюдзаборо мог и напугать меня. Если он сердился за мои ошибки,то мог и бросить в меня веером! Я все думал, как хорошо было бы иметьмладшего брата, чтобы упражняться вместе. Когда я учился в средней школе,Ямагути Ко:до: решил стать учеником моего отца. Тогда я об этом не думал,но сейчас понимаю, что его поступок снизил степень напряженности.Тюдзаборо : Разница в возрасте особо не повлияла на мое отношение кЁсинобу. Есть рациональное зерно в том, что для него я больше дед, чем отец,но в первую очередь, я его сэнсэй, и я не менял свой стиль преподавания изза взаимных недопониманий в силу разницы в возрасте.Кузель: Вам хотелось стать кем-нибудь еще?Ёсинобу: странно, но еще с младших классов, когда мои друзьяговорили, что мечтают стать пилотами Формулы 1, полицейскими илилетчиками, я даже и не думал, чтобы стать кем-то еще.
Я знал, что будуактером кё:гэн, и на этом все. Шах и мат. (смеется).Кузель: Вы уже начали свою профессиональную карьеру. Можетесказать, что самое лучшее и самое худшее в жизни актера кё:гэн?Ёсинобу: Могу сказать, что самое лучшее – это заставлять людейсмеяться. С другой стороны, ненавижу, когда люди спят в зрительском зале.Еще терпеть не могу, когда приходится выезжать на один день радипредставления. Ехать в Токио только для одного выступления – хуже непридумать! Так здорово, когда можно расслабиться в горячем источнике,выбраться вечером в какой-нибудь ресторан, и чувствовать, что все заботыотступили, но увы, такая возможность выпадает редко.Кузель: Как именно вам пришла мысль стать учеником Тюдзаборо?Ко:до: :Впервые я заинтересовался театром кё:гэн в возрасте 23 лет.Тогда я начал изучать кё:гэн с Андо Нобумото (род.
1935), который был189учеником Тюдзаборо -сэнсэй. У меня совсем не было опыта игры в театре.Позанимавшись какое-то время с Андо-сэнсэй, я понял, что хочу посвятитьмою жизнь игре в театре кё:гэн. В 1994 г. я попросил Андо-сэнсэйпредставить меня Тю:дзаборо: -сэнсэй, и дал понять, что хочу стать егоучеником.
Думаю, что Андо-сэнсэй с готовностью на это согласился, потомучто безмерно уважал Тюдзаборо -сэнсэй и понимал, что в качестве ученикаТюдзаборо у меня будет больше возможностей для выступления. В это времяЁсинобу учился в первом классе средней школы. Мы в одно и то же времявошли в Ассоциацию юных актеров в Киото (Ёсэй кай). Для этого нужны дверекомендации, и их мне дали Тюдзаборо и Сигэяма Сэнсаку IV (род. 1919).После трех лет практики мы с Ёсинобу выпустились, и наши имена, теперьуже в качестве актеров кё:гэн, были вписаны в списки Ногаку кай(профессиональная ассоциация актеров Но: и кё:гэн).По правилам, если человек не рожден в семье актеров, но хочет войти вмир кё:гэн, он должен стать чьим-нибудь учеником. Я хотел стать актером, ипоэтому у меня не было сомнений в том, что я хочу быть ученикомТюдзаборо.
Я понимал, что если я стану его учеником, мне придетсяпостоянно сопровождать его, будь-то обучение или выступления.Кузель: За что именно отвечает Ко:до: в семействе Тюдзаборо?Тюдзаборо : Есть немного устарелое слово, обозначающее ученика –банто:сан. Это дословно означает «служащий». Я мастер, а Ёсинобу –молодой мастер, мой сын преемник в будущем. В качестве ученика Ко:до:связан с нами как наш помощник (или последователь). Ответственность его втом, чтобы род Тюдзаборо не угас.
Так что он помогает буквально во всем!Например, у него есть машина, и он возит меня на представления в Осака иКиото. Что касается кё:гэн, то он заботится о костюмах. Только это однозанимает невероятное количество времени и усилий. Костюмы нужновыбрать,упаковатьидоставитьнапредставление.КогдаКо:до:сопровождает меня на выступления, он помогает актерам в гримернойодеться. Иногда костюм надо починить или переделать в соответствии с190модой, так что Ко:до: пришлось подружиться с иглой. Если он не занят впредставлении, где выступаю я, он открывает занавес или выполняет ролько:кэн – помощника на сцене. После выступления костюмы нужно сложить иупаковать. А дома надо все высушить и тщательно разместить на хранение.
Вконце июля нужно накрахмалить все хакама (штаны) и катагину (куртки). Аэто занимает два дня, не меньше.В будущем Ко:до: станет учеником Ёсинобу. Ёсинобу должен развиватьсобственную базу учеников, а Ко:до: будет помогать их обучать. Конечно,Ко:до: несет ответственность и перед своей семьей в Сасаяма. В будущем унего будет достаточно времени, чтобы получить репутацию актера кё:гэн, новряд ли у него получится прожить только на это. Я бы не советовал емубросать ферму.Ко:до: : То, что я являюсь учеником Тюдзаборо, не очень мешает моимобязанностям в семье.
Я могу спланировать дела в Сасаяма в соответствии срасписанием моего учителя. Я происхожу из семьи крестьян, и я могууделить время, необходимое для кё:гэн, а остальное время посвятить делам вСасаяма. Кё:гэн для меня сейчас – это основное занятие. У меня даже естьнесколько собственных учеников в Осака. Хоть сейчас у многих актеров иесть другая работа помимо кё:гэн, мне кажется, что в будущем я смогупрожить (только) за счет театра.Кузель: Опишите впечатления от театра человека, который былпринят в театральный мир, а не рожден в семье актера.Ко:до: : Единственный путь попасть в мир театра кё:гэн – это статьучеником в одной из актерских семей. Но это не значит, что тебе сразуоткроется дорога на сцену.
В мире кё:гэн огромное внимание нужно уделятьдеталям, потому что это искусство, которое передавалось из поколения впоколение многие века. Хоть я сам и не выступаю, как ученик Тюдзаборо ясопровождаю его во время выступлений, и моя прямая обязанность следитьза деталями. кё:гэн – это не только выступления на сцене, но и то, чтопроисходит за ней, и это очень закрытое общество. К счастью, мне это по191душе. Кому-то такие мелочи могут показаться несущественными, но мненравится узнавать новое. За сценой, в гримерке я вижу, как разложеныкостюмы, маски и принадлежности.
В мои обязанности входит одеватьТюдзаборо. Все нужно делать так, как положено, и если сделать что-то не так,то тебе сделают замечание. Это выражается и в способе преподавания, ичтобы выучиться, нужно ощутить эту суть.Кузель: Как бы вы охарактеризовали свои отношения с Ко:до:?Ёсинобу: В каком-то смысле мы братья, раз уж сейчас мы оба ученикиТюдзаборо. В будущем, когда я стану пятым Тюдзаборо, Ко:до: техническистанет моим учеником, но это будет означать, что он продолжает бытьучеником рода Тюдзаборо школы Оокура.