Диссертация (Культур-философские основания эпистемологии конфликта), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Культур-философские основания эпистемологии конфликта". PDF-файл из архива "Культур-философские основания эпистемологии конфликта", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
В линейности времени, вкотором оказывается конфликтолог-практик, бытийные модусы присутствияутрачивают собственную множественность, способность Я быть в конфликтене экстатирует, не замыкается сама на себе. Конфликторазрешение, какнекий процесс, длительность, оказывается вне временения и, по М.Хайдеггеру, утрачивает собственную историчность90. В линейном времениконфликт ускользает от собственного разрешения, теория конфликта недостигает понимания того, какие конфликты были урегулированы, а какие неподлежалиуправлению,предупреждениюилинаоборотуспешноразрешились.
Для теории конфликта до сих пор актуальна проблема созданияхронологии конфликтов, основанной не на перечислении преимущественнокрупныхвоенныхэкстатированиястолкновений,разрешающегоноисходящейконфликтЯ.изнепрерывностиНаучноепониманиеконфликтного времени не становится ноэтическим, научное познание,88Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. / пер. с нем.
А.С. Солодовниковой. – М.: Высшая школа,1991. – С. 131-145.89Хайдеггер М. Бытие и время. / пер. с нем. В. Бибихина. – Харьков.: Фолио, 2003. – С. 389.90Там же. – С. 429.50находясь в рамках линейного времени, не приближается к схватыванию сутианализируемого феномена. Достижение цели по снятию этого противоречияподразумевает переоценку значения конституирующих конфликт как то, чтодолжнобытьразрешено,понятий«предупреждение»,«управление»,«урегулирование», «разрешение» конфликта – в ракурсе способностиприсутствия давать время возможностям себя.
Ноэтика в данном контекстеподразумевает познание истины о терминах как «идеальном коррелятемимолетного субъектного акта познания, как единой, в противоположностьнеограниченному многообразию возможных актов познания и познающихиндивидов»91.Предупреждениеозначаетвоздействиенапрошлоеконфликта,изменение того, что ему предшествует. Предупреждение конфликта всегдафактичное, поскольку имеет дело со случайностью в-себе, возможности небытькоторойуЯ,впоследствииуправляющегоконфликтомилирегулирующего его, нет. Феноменологическое Я способно зафиксировать впознании предупреждение конфликта только как негативную случайность,которой субъект в своей текущей практической деятельности не можетсуществовать, но также не может ей не быть.
Предупреждение конфликтаесть в-себе, но оно предстает познанию в своем так-бытии только еслипревентивные меры по недопущению конфликта, составляющие сутьпредупреждения, оказались неудачны. Естественно, в ноэматическомизмерении смысл понятия «предупреждение конфликта» качественноотличается. Например, критерии, на основании которых в теории конфликтаоценивается уровень социальной напряженности, позволяют в зависимостиот эффективности мер по снижению конфликтогенности в обществе сделатьвывод о том, что назревавший конфликт был предупрежден.
Если социальнаянапряженность – это распространение в самых широких кругах населениянастроений недовольства существующим положением дел в жизненно91Гуссерль Э. Логические исследования. Т. I: Пролегомены к чистой логике / Пер. с нем. Э.А. Бернштейнпод ред. С.Л. Франка.
Новая редакция Р.А. Громова. – М.: Академический проект, 2011. – С. 200.51важных сферах общественной и политической жизни92, то решение такихпроблем, как бедность, миграция, низкая продолжительность жизнинаселения,заведомопредполагаетуменьшениечисласоциальныхконфликтов.
Но с феноменологической точки зрения такая аргументация неможет быть использована: предупреждение предстаѐт в ясности иотчѐтливоститолькотогда,когдавозникконфликт.Толькокогдапредупреждение конфликта ни к чему не привело, мы вправе утверждать, чтооно из себя представляет именно «а вот это» в своей фактичности. В этомслучае оно есть в-себе, не имеющее никакого отношения к снятию конфликтаэкстатирующим Я, которое уже озабочено урегулированием и управлениемактуальными противоречиями между конфликтующими сторонами.Вотличиеотпредупреждения,урегулированиеиуправлениеконфликтом ориентированы на его настоящее, трансформацию того, чтопроисходит сейчас. Они есть не в-себе, а для-себя. В урегулировании иразрешении конфликт соприсутствует всем вещам сразу, посколькусуществующие вещи есть все одновременно93.
Урегулирование и разрешениесвидетельствуют собственному бытию, конфликт интенционально выходитза пределы самого себя, соприкасаясь с бытием других соприсутствующихданностей. Происходит проникновение конфликта в различные формыэкзистированияконфликтующихсубъектов,которыевпоследствииконцептуализируются профильными отраслями знания и придают теорииконфликта междисциплинарный характер. Естественно, здесь происходитразрыв настоящего с прошлым, урегулирование и разрешение не достигаютсобственного в-себе, то есть предупреждения, отношение между нимиразорвано, одно исключает другое и в то же самое время они стремятся статьединым целым. Если конфликт актуализируется, то из прошлого возникает истановится предметом анализа в настоящем его предупреждение, которое дляспециалиста-практика уже предстает как начальная фаза урегулирования92Е.И.
Современная конфликтология: общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджментусоциальных конфликтов. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – С. 50-55.93Хайдеггер М. Бытие и время. / пер. с нем. В. Бибихина. – Харьков.: Фолио, 2003. – С. 163-165.52конфликтногостолкновения.«Предупреждение»стремитсяcтать«урегулированием» и «управлением», но никогда не достигает этогоединения, сродни тому как Я обнаруживает себя каждый раз различнымобразом, сродни тому чем обладает, но при этом не находит себяоднородным этому обладаемому94.Собственно разрешение конфликта имеет дело не в настоящем иотносится к будущему конфликта.
Здесь опять возникает конфликт в-себе, ноне как фактичность, а как проект. В разрешении конфликта проектируетсяпредупреждение им самого себя, поскольку решается задача по устранениюсамой возможности конфликтовать по изначальному поводу. Конфликт здесьтолько раскрывается в своей возможности не быть, причѐм посредствомотрицания самого себя, через возникновение в небытии первоначальногосостояния в качестве Другого, заведомо предполагает экзистенциальноеотличие от того конфликта, который оказывается успешно разрешенным.Таким образом, происходит бесконечное становление возможностей,разрешение конфликта порождает его невозможность быть и одновременнонеспособность предупреждения охватить всѐ многообразие потенциальныхконфликтных форм, что опять приводит разрешение конфликта к своему всебе в качестве собственного недостатка, обеспечивая таким образомэкстатическую целостность.
Итак, регулирующее воздействие на конфликт, сфеноменологическойточкизрения,непредполагаетлинейного,последовательного возникновения во времени, действия по предупреждению,управлению, урегулированию и разрешению конфликтов. Разрешающееконфликт Я темпорализуется в рамках экстатической временности, чтоозначает исчезновение «перед» и «после», неактуальность их статичности всобственной необратимости. Вместо этого Я начинает временить в трѐхэкстазах:превзойденнаяфактичность,неспособнаязавершитьсяцелостность, непрерывное становление возможностей. Все базовые понятия94Гуссерль Э.
Основные проблемы феноменологии. / пер. с нем. А.А. Анипко. – СПб.: Издательский домСанкт-Петербургского государственного университета, 2004. – С. 226.53теории конфликта в рамках ноэтического отношения cogito-cogitatum,оставаясь независимыми феноменами, при этом как бы сливаются в единоецелое, обретая законченность. Я временит самим собой в разрешенииконфликта через собственные возможности. Я может урегулироватьконфликт, не предупреждая его; Я, управляя конфликтом, постояннопроектирует его разрешение; Я, разрешающее конфликт, предупреждает егокак самое себя, но не как Другое.Итак, конфликт – это являющееся и собственно явление, которое можетбыть раскрыто только через самое себя, причем конфликт – это целостноевременение через собственные возможности. Таким образом в стремлениионтологически фундировать конфликт, раскрыть его как своѐ собственное,мы приближаемся к пониманию того, что конфликт есть то, что непременнодолжно быть снято, разрешено, переведено в другую форму.Феноменология конфликта по своей сути во многом близка аналитикегреха в философии С.