Диссертация (Сравнения в римском героическом эпосе I в. до н. э. – I в. н. э), страница 6

PDF-файл Диссертация (Сравнения в римском героическом эпосе I в. до н. э. – I в. н. э), страница 6 Филология (46654): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Сравнения в римском героическом эпосе I в. до н. э. – I в. н. э) - PDF, страница 6 (46654) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Сравнения в римском героическом эпосе I в. до н. э. – I в. н. э". PDF-файл из архива "Сравнения в римском героическом эпосе I в. до н. э. – I в. н. э", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Во внимание принимаютсяколичество, форма, сила, а также какое-либо отношение к другим вещам(numerus, species, vis, quaedam etiam ad res aliquas affectio). Затем объясняется, чтопредставляет собой сравнение по количеству, сравнение по форме, силав сравнении, отношение к другим вещам (68–71).В «Топике» также рассматриваются разные типы similitudo (42–43):1) сравнение, которое получается из сопоставления множества вещей (ex pluribuscollationibus perveniunt), – inductio, по-гречески ™pagwg»; им часто пользовалсяв своих беседах Сократ; 2) «другой род уподобления строится из сопоставления,при котором с одной вещью сравнивается другая, ей равная»37. Далее Цицеронпереходит к exempla (44)38, а заканчивает пассаж обсуждением гиперболы (45).Однако во всех случаях речь здесь идет о юридической практике.Итак, Цицерон подробно останавливается на сравнении в раннем трактате«О нахождении».

В остальных случаях он затрагивает этот вопрос лишьэпизодически применительно к практике судебного оратора.1.1.4 «Institutio oratoria» КвинтилианаОсобенноевниманиехудожественномуприемусравненияуделяетКвинтилиан: этому посвящены два крупных пассажа в 5-й и 8-й книгах трактата«Institutio oratoria» (V, 11, 1–31; VIII, 3, 72–81), а также отдельные места в другихкнигах.37Цитата из трактата «Topica» приводится в переводе А.

Е. Кузнецова по изданию:Цицерон М. Т. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.38Сочетая similitudo и exemplum, Цицерон следует предшествующей традиции.27Следуя в целом традиции, сложившейся в греко-римской литературе(Аристотель, «Риторика к Гереннию», Цицерон), Квинтилиан делит similitudo надва типа: сравнения для доказательства (ad probationem) и сравнения дляукрашения (ad ornatum).О сравнениях для доказательства речь идет в 5-й книге:Tertium genus ex iis, quae extrinsecus adducuntur in causam, Graeci vacantpar£deigma, quo nomine et generaliter usi sunt in omni similium adpositione etspecialiter in iis, quae rerum gestarum auctoritate nituntur.

nostri fere similitudinemvocari maluerunt, quod ab illis parabol» dicitur, alterum exemplum, quanquam et hocsimile est et illud exemplum (V, 11, 1).«Третий род доказательств, которые заимствуются вне дела к утверждению его,греки называют par£deigma, каковым названием они в общем и пользуютсяприменительно ко всякому сравнению и особенно к тем, что опираются наавторитет исторических событий. Наши же (т. е. римские писатели) предпочитаютназывать сравнением то, что ими (т.

е. греками) называется parabol»,а par£deigma называют примером, хотя пример есть сравнение, а сравнение –пример».Согласно Квинтилиану, similitudo – это латинский аналог греческогоparabol». По-видимому, в этом пассаже он имеет в виду Аристотеля, которыйв Rhet. II, 20 сообщает, что par£deigma включает в себя и исторический пример(par£deigma в узком смысле), и сравнение (parabol»). Квинтилиан, обращаяськ классификации Аристотеля, использует exemplum для обозначения отдельноготипа доказательства и для обозначения исторического примера.

Exemplum в узкомсмысле может применяться в паре со сравнением (similitudo)39.39Об exemplum в узком смысле речь идет в Inst. orat. V, 11, 6: potentissimum autem est inter eaquae sunt huius generis, quod proprie vocamus exemplum, id est rei gestae aut ut gestae utilis adpersuadendum id quod intenderis commemoratio («Самым сильным из доказательств такого родаявляется то, которое мы называем примером в собственном смысле, то есть напоминаниео событии, историческом или вымышленном, полезное для убеждения в том, что ты28Обсуждение similitudo начинается с V, 11, 22. Квинтилиан считает, что длядоказательства лучше то сравнение, которое не содержит метафору, и в котороммежду объектом и образом сравнения есть явное сходство.Разные типы сравнений подходят для разных ситуаций (V, 11, 24).

E„kènотличается от того типа сравнений, который делает то, о чем говорится, болееправдоподобным, поэтому в речах e„kèn нужно использовать нечасто. Причинаэтого, по-видимому, в том, что e„kèn метафорично, а Квинтилиан считаетнаиболее подходящими для доказательства те сравнения, в которых метафорынет40. Подчеркивается необходимость тщательно следить за наличием илиотсутствием образного сходства между частями сравнения.Весьма обстоятельно идет речь о сравнении в главе, посвященной средствамукрашения в ораторском искусстве (VIII, 3). Квинтилиан соотносит сравнения дляукрашения с e„kèn (о нем он говорил в V, 11, 24) в плане их художественной цели(VIII, 3, 72), обращая внимание на то, что «нужно особенно следить, чтобы то, чтомы взяли для сравнения, не было ни темным, ни неизвестным.

Ведь то, что мыберем для объяснения другой вещи, само должно быть яснее того, что оноосвещает. Поэтому оставим же поэтам такого рода примеры: “Как Аполлон, когдаон покидает зимнюю Ликию и потоки Ксанфа и посещает материнский Делос”.Оратору такое не подобает – разъяснять очевидное при помощи темного»(VIII, 3, 73).Это сравнение упомянуто, вероятно, с долей иронии: много ли проку отсравнения с Аполлоном, которого никто из читателей «Энеиды» не видел? Приэтом Квинтилиан первым из дошедших до нас античных авторов отметил, чтов речах ораторов образ сравнения должен быть яснее объекта сравнения.Оструктуреэтогохудожественногоприемаговоритсяследующее(VIII, 3, 77):утверждаешь»).

Цицерон отсылает к exemplum в узком смысле, когда говорит об exemplumи collatio, которое выступает синонимом similitudo (De inv. I, 30, 49).40E„kèn близко к сравнению для украшения, о котором речь пойдет дальше.29In omni autem parabole aut praecedit similitudo, res sequitur, aut praecedit res etsimilitudo sequitur. Sed interim libera et separata est, interim, quod longe optimum est,cum re cuius est imago conectitur, conlatione invicem respondente, quod facit redditiocontraria, quae antapodosis dicitur.«Но во всяком сравнении или предшествует образ сравнения, а потом объектследует, или предшествует объект сравнения, а образ за ним следует.

Но иногдаобраз сравнения стоит отдельно, а иногда, что гораздо лучше, ставится рядомс вещью, которую изображает; при этом происходит взаимное сопоставление, чтоделается в фигуре redditio contraria, которая называется антаподосис»41.Приводятся примеры двух типов сравнений: когда сначала идет образсравнения, а затем объект сравнения и наоборот (VIII, 3, 78). Первый случайиллюстрируется пассажем из «Энеиды» (II, 355–356), а второй – из «Георгик»(I, 512–514); ни в одном из примеров антаподосиса нет42.Заканчивается рассуждение таким замечанием (VIII, 3, 81):Sunt et illae breves: «vagi per silvas ritu ferarum», et illud Ciceronis in Clodium: «quoex iudicio velut ex incendio nudus effugit».

Quibus similia possunt cuicumque etiam excotidiano sermone succurrere.«Есть и краткие сравнения: “Скитаются по лесам наподобие диких зверей”.И употребленное Цицероном против Клодия: “С этого суда, как нагой с пожара,выбежал”. Подобные этим сравнениям могут встретиться каждому дажев обыденной речи».41Обращает на себя внимание то, что в этом пассаже Квинтилиан в значении «сравнение»использует термин parabole; М. МакКолл это связывает с нехваткой лексики: так как similitudoздесь означает образ сравнения, для сравнения целиком пришлось подобрать другой термин –parabole, который схож с parabol» в значении уподобления для доказательства целиком (V, 11,23) (McCall M.

H. Ancient Rhetorical Theories… P. 221–222). Кроме того, в этом отрывкевстречаются термины imago и collatio, но ни одно из них не означает стилистическую фигуру.42Квинтилиан сообщает, что у Вергилия есть множество примеров, где есть антаподосис, нопри этом примеры берет из Цицерона: Pro Mur. 13, 29; 17, 36 (VIII, 3, 79).30В «Institutio oratoria» есть ряд мест, где в духе предшествующей традициивместе (но не всегда рядом) появляются сравнение и пример: III, 9, 4; V, 13, 23–24; IX, 1, 31; 2, 2; X, 1, 49 и др.В 9-й книге, говоря о фигурах и тропах, Квинтилиан приводит цитату изЦицерона (Cic.

De orat. III, 52, 201 – 54, 208), где тот кратко говорит о фигурахмысли, в том числе о сравнении и примере (IX, 1, 31 = De orat. III, 53, 205):Tum duo illa, quae maxime movent, similitudo et exemplum.«Затем те два приема, которые сильнее всего воздействуют, – сравнениеи пример».Рассуждая о фигурах мысли, Квинтилиан считает нужным включать в ихчисло только те средства, которые «отклоняются от простого способаутверждения»; в отличие от предшественников он не причисляет similitudoи exemplum к фигурам мысли.Показательно, что он неоднократно сближает сравнение и метафору:например, IV, 1, 70; VI, 3, 61–62.

Так, в 8-й книге читаем:In totum autem metaphora brevior est similitudo, eoque distat quod illa comparatur reiquam volumus exprimere, haec pro ipsa re dicitur. Comparatio43 est cum dico fecissequid hominem «ut leonem», tralatio cum dico de homine «leo est» (VIII, 6, 8–9).«В общем же метафора – это краткое сравнение; от него она отличается тем, чтов сравнении что-то сравнивается с предметом, который мы хотим представить,метафора же ставится вместо самого предмета. Сравнение – это когда я говорю,что человек сделал что-то “как лев”, метафора – когда я говорю о человеке: “он –лев”»44.43Comparatio у Квинтилиана часто означает не фигуру сравнения, а сравнение каксопоставление одного предмета с другим.44См.: Дуров В.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее