Диссертация (Сравнения в римском героическом эпосе I в. до н. э. – I в. н. э), страница 10

PDF-файл Диссертация (Сравнения в римском героическом эпосе I в. до н. э. – I в. н. э), страница 10 Филология (46654): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Сравнения в римском героическом эпосе I в. до н. э. – I в. н. э) - PDF, страница 10 (46654) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Сравнения в римском героическом эпосе I в. до н. э. – I в. н. э". PDF-файл из архива "Сравнения в римском героическом эпосе I в. до н. э. – I в. н. э", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Образы сравнения чрезвычайно разнообразны, здесьпроявиласьисключительнаяизобретательностьВергилия,подкрепленнаяширокой эрудицией и поэтическим чутьем.Как сравнения распределены в тексте поэмы, представлено в Таблице 2.Таблица 2Распределение сравнений по книгам в «Энеиде» ВергилияКнига1IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXIXIIВсегоОбщее количествостихов27568047187058719018177318189089159529896Количество стихов,занимаемых сравнениями3475786069616154849368127789Процент сравненийв тексте46,27,11,18,57,96,87,57,410,310,27,413,38,0Как видно из Таблицы 2, количество стихов, занимаемых сравнениями,в процентном отношении вырастает от начала поэмы к концу; исключениесоставляет 3-я книга, в которой Эней рассказывает о своих скитаниях по путив Карфаген. Больше всего стихов занято сравненями в заключительной 12-йкниге.50Как отмечают исследователи, в «Энеиде» сравнений, придуманных самимВергилием, совсем немного77; большинство их них имеют литературныйисточник, и поэт этого не скрывает.

Кроме Гомера, таковым выступаетАполлоний Родосский: как отмечает А. Холлис, влияние Аполлония на Вергилияпроявляется не только в описании истории любви Дидоны и Энея, но – и нев меньшей мере – в эффектных сравнениях78. В ряде случаев на Вергилияповлияли сочинения трагиков (например, IV, 300–303; 465–473; VI, 305–312; 469–471; XI, 718–724; XII, 715–724); а эпиграмма Каллимаха (1 Pfeiffer) вдохновила насопоставление Аматы, которая, взбешенная змеиным ядом, несется по Лавренту,с волчком, несущимся под действием ударов (VII, 378–384)79.

В ряде местусматривается влияние Катулла (II, 624–631; IV, 441–449; V, 446–449; XI, 67–71),в том числе в знаменитом сравнении погибшего Эвриала со срезанным цветком(IX, 433–437)80. Из некоторых сопоставлений видно, что поэт обращался кпроизведениям Энния (IV, 401–407; XI, 487–497) и Лукреция (например, II, 494–499; V, 525–528; VI, 205–209; 781–787; VII, 460–466; 523–530; VIII, 388–392;X, 356–361; XII, 101–106; 521–528; 908–914).

Кроме того, в «Энеиде» встречаютсясравнения, которые уже имели место в «Георгиках»81: например, в 4-й книгеЭней, которого Анна слезами и мольбами просит не покидать Карфаген,сравнивается с дубом, который поднявшиеся ветры терзают, но вырвать не могут(ст. 441–449):77М.

Коффи считает оригинальным только одно сравнение – XII, 473–480, где Ютурнасопоставляется с ласточкой (Coffey M. The Subject… P. 67). Это преувеличение – можноговорить о самобытности таких сравнений, как, например, IV, 68–73; V, 588–595; 273–281. Обисточниках Вергилия см.: Regel G. De Vergilio poetarum imitatore testimonia. Diss. Inaug. Gottingae, 1907; Williams R.

D. The Aeneid. London, 1987. P. 11–24.78Hollis A. S. Hellenistic Colouring in Virgil’s Aeneid // Harvard Studies in Classical Philology.1992. Vol. 94. P. 269.79См.: Salvatore A. La similitudine della trottola in Callimaco e Virgilio // Studi di filologia classicain onore di G.

Monaco. Vol. 1. Palermo, 1991. P. 395–400.80См.: Celentano M. S. Il fiore reciso dall’ aratro: Ambiguità di una similitudine (Catull. 11, 22–24) //Quaderni Urbinati di Cultura Classica. New Ser. 1991. Vol. 37. P. 83–100.81См.: Albrecht M. von. Vergil. Bucolica, Georgica, Aeneis: Ein Einführung. 2. Aufl. Heidelberg,2007. S. 153; Schell K.

C. Vergil’s Self-Referential Simile… P. 208–224.51ac velut annoso82 validam quum robore quercumAlpini Boreae nunc hinc nunc flatibus illinceruere inter se certant; it stridor, et altaeconsternunt terram concusso stipite frondes;ipsa haeret scopulis, et, quantum vertice ad aurasaetherias, tantum radice in Tartara tendit:haud secus adsiduis hinc atque hinc vocibus herostunditur, et magno persentit pectore curas;mens inmota manet; lacrimae volvuntur inanes.«И словно крепкий многолетний (досл.: с многолетним стволом) дуб альпийскиеБореи порывами то оттуда, то отсюда наперебой стараются вырвать [из земли];идет скрип, и с высоты устилают землю листья оттого, что ствол качается; сам же[дуб] стоит на вершине и, насколько вершиной к небу эфирному, настолькокорнем к Тартару устремляется: так же со всех сторон герой неустанными речамитерзаем и большим сердцем глубоко чувствует заботы; рассудок остаетсянепреклонным; слезы катятся тщетно»83.В этом сравнении часть, связанная с Тартаром (quantum vertice ad auras /aetherias, tantum radice in Tartara tendit), дословно повторяет «Георгики» (II, 291–292), где в пассаже о виноградниках описывается дуб, который дает им обширнуютень (ст.

290–297):82О прилагательном annosus см.: Kotova A. ‘Tenebricosus’ and Irony in Catull. 3 // Hyperboreus.2012. Vol. 18. P. 129–130.83И. Луньяк (Luniak J. De Homericis similitudinibus… P. 206–210) считал, что Вергилий в этомсравнении неудачно воспользовался местом из «Илиады», где ахейцы Полипет и Леонтей,защищающие вход в башню от троянца Азия, сравниваются с двумя дубами, растущими нагоре, которые выдерживают силу ветров (Il. XII, 131–136). По И.

Луньяку, «жестокий натискврагов лучше соотносится с ветрами и бурями, чем женские слезы» – иными словами,физическая атака для такого сравнения подходит лучше, нежели моральное давление. В том,что Вергилий использует сопоставление, которое обычно ассоциируется с физической борьбой,виден намеренный обман ожидания читателей; изменение исходного гомеровского контекстаподчеркивает особую значимость пассажа, а не является следствием неудачной адаптации.52altior ac penitus terrae defigitur arbos,aesculus in primis, quae quantum vertice ad aurasaetherias, tantum radice in Tartara tendit.ergo non hiemes illam, non flabra neque imbresconvellunt: immota manet84 multosque nepotes,multa virum volvens durando saecula vincit,tum fortis late ramos et bracchia tendenshuc illuc media ipsa ingentem sustinet umbram.«Глубже внутрь земли сажается дерево, в первую очередь, дуб, которыйнасколько вершиной к небу эфирному, настолько корнем к Тартару стремится;и его ни непогоды, ни ветры, ни ливни не вырывают; остается недвижим и,многих потомков, много поколений людей переживая, долголетием [их]побеждает; тогда широко протягивая сильные ветви и сучья, там и тут сам посередине (т.

е. над собой) поддерживает обширную тень».Как заметил Дж. Спэрроу, почти всегда то, что было у Вергилияв «Георгиках» описанием, в «Энеиде» воспроизводится в составе сравнения85.У. Бриггс по поводу этого повтора отмечает, что дуб в «Георгиках» «описываетсяпочти как paterfamilias фруктового сада, что придает сравнению, описывающемуpater Aeneas, дополнительную весомость и силу»86. Согласно К.

К. Шелл, этаавтореминисценция призвана подкрепить мотив стойкости Энея: читательВергилия, помня, что дерево, чьи ветви доходят до неба, а корни до Тартара,переживет многие поколения, может быть уверен, что и Эней не станетколебаться87. Как замечает М. Коффи, Вергилий обогащает сравнения в «Энеиде»ассоциациями, взятыми из «Георгик»88. Вопреки Дж. Спэрроу, который считает,84Очевидна перекличка с (mens) inmota manet в Aen. IV, 449.Sparrow J.

Half-Lines and Repetitions in Virgil. Oxford, 1930; к сожалению, эта работа мненедоступна, цит. по: Briggs W. W. Jr. Lines Repeated from the Georgics in the “Aeneid” // TheClassical Journal. 1981/1982. Vol. 77. P. 130–131.86Ibid. P. 142–143.87Schell K. C. Vergil’s Self-Referential Simile… P. 55.88Coffey M. The Subject… P. 72.8553что этот повтор вызван недоработанностью поэмы89, полагаю, что дословноесовпадение сделано поэтом намеренно.

Так, в «Георгиках» говорится о двухкачествах дерева: оно высокое, благодаря чему дает обширную тень, и имееткрепкие корни – и то, и другое, в сущности, полезно, то есть «quantum vertice adauras aetherias» и «tantum radice in Tartara tendit» равноценны. В «Энеиде» жесоотношение несколько иное.

Здесь усматривается противопоставление «хотя –но», видимо, важное для характеристики Энея: пускай дуб высок и тем самымболее уязвим, но он крепко вцепился в землю корнями и благодаря этомувыдерживает натиск ветров.Что касается материала предшественников, Вергилий использует егосознательно, но не слепо перенимая, а творчески перерабатывая. По-видимому,Вергилий всякий раз рассчитывал, что читатель, встретив очередное сравнение,вспомнит источник и будет следить за его метаморфозами90.СогласнопредшественниковР. Хайнце,всякийВергилийразиспользуетпо-разному,однакоматериалегоприемысвоихможноклассифицировать, расположив их между двумя крайностями. Самый простойпуть – взять пассаж другого поэта, обычно Гомера, без каких-либо изменений.Самый трудный – заимствовать не целую сцену либо ее часть, а мотивы и деталииз множества источников, которые, будучи сплетенными вместе, образуют новоецелое.

Ярчайшим примером здесь служит сюжетная линия Дидоны, чей характерсочетает в себе черты, восходящие к разным поэтическим образам, но полностьюни на какой из них не походит91.Что касается семантической классификации образов сравнений, тов «Энеиде», как видно из Таблицы 1 и Приложения А, много сравнений из сферыприродных явлений, в том числе неблагоприятных (например, сильный ветер:II, 413–419; X, 96–99; 356–361; XII, 451–458; град: V, 458–460; IX, 664–671), такиесравнения являются традиционным средством для иллюстрации движения89Sparrow J.

Half-Lines…; цит. по: Briggs W. W. Lines Repeated… P. 132.См.: Thomas R. F. Virgil’s Georgics and the Art of Reference // Harvard Studies in ClassicalPhilology. 1986. Vol. 90. P. 172, n. 8. Об аллюзиях в римской поэзии см. подробнее: Hinds S.Allusion and Intertext: Dynamics of Appropriation in Roman Poetry. New York, 1998.91Heinze R. Virgils… S. 252.9054и звуков вступивших в бой противников. Есть сравнения с растениями: деревья,как правило, передают размер или стойкость (II, 624–631; III, 677–681; IV, 441–449; V, 446–449; IX, 677–682), листья и посевы – многочисленность (VI, 305–312;VII, 710–721); кроме того, немало сравнений с животными (II, 220–224; 355–360;IV, 68–73; IX, 59–66; 334–341; 551–555; 561–566; 791–798; X, 454–456; 723–729;XI, 487–497; 809–815; XII, 4–9; 101–106; 715–724; 746–755), птицами (I, 397–400;IV, 253–258; V, 213–219; VII, 698–705; IX, 561–566; X, 262–266; XI, 718–724; 751–758; XII, 473–480), насекомыми (I, 423–436; IV, 401–407; VI, 706–709; XII, 583–592); есть сравнения из сферы изобразительного искусства (I, 588–593; X, 132–138; XII, 67–69).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее