Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Ценность гимнографического текста увеличивается, если автор был свидетелеми очевидцем события, примером чему в частности является кондак «На землетрясение и пожар Романа Сладкопевца. Но даже если в гимнографическом тексте неотражаются исторические события, от этого он не перестает быть историческимпамятником и предоставлять ценнейшие исторические сведения, правда,несколько иного характера. Он отражает веросознание, идеологию, нравственнуюи культурную жизнь восточнохристианского общества, Восточной Римской Империи.
Исходя из рассмотренного материала, можно видеть разнообразие исторических событий и явлений, отраженных в гимнографических памятниках. Это истихийные события – землетрясения и эпидемии, социальные бедствия – войны ивосстания, важные события церковной жизни – вселенские соборы и освящениязначимых храмов. Исходя из исследования можно постулировать континуитетдоникейской и византийской гимнографии, в том числе и применительно к проблеме историзма.404. Византийская гимнография была не просто литературным жанром, но религиозно-общественным явлением, зачастую своеобразным знаменем противоборствующих сторон. Являясь частью религиозной жизни и церемониала она нетолько отражала жизнь византийцев, но и формировала ее.
Ряд гимнографическихтекстов обладал не только культурно но и государственнообразущим значением.Пример тому – не только аккламации народа во время царских церемоний,описанных в трактате Константина Багрянородного De ceremoniis, но и целый ряддругих текстов, в частности рассматриваемый нами кондак «На освящение святойСофии».5. В византийской гимнографии присутствует представление об империи, как обобществе христианском по преимуществу, достоянии или собственности Христа,Его «политии», в которой действуют (или должны действовать) Его законы. С известной осторожностью можно говорить об отражении в гимнографии такого явления, как «имперский хилиазм» – представление о христианской державе как«тысячелетнем царствии Христа. Император предстает как «крестоносный царь»,защитник христианской цивилизации и образец христианской нравственности. Вто же время, в службе императору Никифору дается образ царя-мученика.
В византийской гимнографии, в частности в «Акафисте» и в творениях Георгия Писиды, отражается военная тематика, в частности – ряд эпизодов Персидской войныи аварской осады Константинополя – сожжение персидских храмов огня, трудныйпуть войска Ираклия в пустыне, решающий морской бой под стенами Константинополя 8 августа 626 года. В ряде служб, особенности Аморийским мученикам,присутствует такое явление, как ромейский патриотизм и признание святостивоинского подвига.6. В диссертации особое внимание уделяется творчеству и жизненному пути одного из величайших поэтов Византии – преп.
Романа Сладкопевца. В кондаке Романа Сладкопевца «На пожар и землетрясение» освещается восстание «Ника» всовершенно ином ключе, чем в ряде нарративных памятниках. Согласно Роману,41большинство горожан не принимало участия в восстании, а стремилось спастисьбегством из Константинополя, чему мешала буря на Босфоре. Зачинщикамивосстания могли быть некие «чужеземцы», подобные филистимлянам, т.
е. нехристиане. Император предстает защитником верующего народа. В целом Роман неосуждает ни императора, ни восставших, но считает восстание наказанием за грехи всего народа. В творчестве Романа Сладкопевца отражается эпидемия чумы544 года и великие землетрясения сороковых-пятидесятых годов шестого века.Эти бедствия преп. Роман считает прологом Второго Пришествия и наказанием загреховный инфантилизм ромеев, за их упорство в пороках и нераскаянность.Биография преп. Романа Сладкопевца, реконструируемая на основе ранних гимнографических памятников, в том числе его собственных произведений, в корнеотличается от поздних житийных памятников.
На место отшельника и созерцателя, отдаленного от мирских дел, пред нами предстает образ активного деятеля, внекотором смысле, политика, советника и приближенного св. императора Юстиниана.7. В ряде гимнографических памятников находят свое отражение общественные иправовые реалии – инквизиционный процесс, процедура отпуска на свободу раба,вчинение иска о недобросовестном исполнении контракта. В церковно-поэтических произведениях отражается тема коррупции и угнетения человека человеком.8.
Античная и христианская культура противопоставляются в гимнографичесикхтекстах как культуры мифа и истины, технологии как средства манипуляции, создания химер с одной стороны и искусства как прославления Бога с другой.Согласно византийским поэтам, на место знания рационального и дискурсивногоприходит ведение сверхрациональное, «превыше ума», которое носит жизненный,практический и жизнеутверждающий характер.
Античности была чужда теснаясвязь жизни и знания, напротив, для христианства она является определяющей,что отражается в византийской гимнографии. В византийской гимнографии, вчастности, в Великом каноне Андрея Критского подвергается сомнению принцип42«познай себя» связано с самоанализом, с самовзысканием, познанием себя, какцентра мира, а не Бога.Творчествообладаеттриадологическим,пневматологическимиэкклесиологическим измерением. Воплощение и домостроительство спасенияосмысляетсякактворчествоиновотворение.Христианскаяжизнь,подвижничество в византийской гимнографии рассматривается как творчество,«деятельное восхождение». Жизнь и творчество гимнографов (в частности –Романа Сладкопевца) осмысляется в рамках православной мистики, аскетики,богопознания, экклесиологии.
Творчество Романа обладает общественным,учительным значением. Его произведения воздействуют на все виды чувств иобладают космологическим значением.Апробация диссертации.Положения диссертации были обнародованы в ряде выступлений и публикаций.Автор принимал участие в ежегодной конференции с участием иностранных ученых «Жебелевские чтения» и в 23 Международном Византийском конгрессе. Содержание диссертации отражено в следующих публикациях.Публикации по теме диссертации.Монографии.Василик В.В.
Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика. СПб:, Издательство Санкт-Петербургского Университета. 2006. – 320 с.Василик В.В. Церковь и империя в византийских гимнографических памятниках.СПб Алетейя. 2016.Статьи, рекомендованные ВАК43Василик В.В. О древнейшем фрагменте Триоди // Византийский Временник. Т. 61(86). 2002. С. 93-102.Василик В.В. Влияние богословия св. Кирилла Александрийского на византийскую гимнографию в контексте общественно-религиозной борьбы в ВизантииV-VIII века // Вестник СПБГУ. Серия 2. 2006.Василик В.В.
Отражение жизни византийского общества 20-50 годов VI в. в творчестве Романа Сладкопевца. Вестник Санкт-Петербургского Университета. СПб.,2006. Серия. 2. Выпуск 2. С. 76-83.Василик В.В. Из истории византийской книжности. О греческом литургическомпалимпсесте из Российской Национальной библиотеки и его значении // ВестникСПБГУ. N2.
2008. C. 119-127.Василик В.В. К проблеме реконструкции византийских гимнографических текстови их исторического контекста // Вестник СПБГУ N4. 2008. B. 159-169.Василик В.В. Роман Сладкопевец. Кондак Иосифу Праведному. Вступит. ст., пер. ипримеч. В.В. Василика (Москва) / Вестник Древней Истории. 2010. № 4.С. 266274.Василик В.В. К проблеме реконструкции византийских гимнографических текстов// Византийский временник. Т. 68 (93) 2009. С. 143-151.Василик В.В. Империя и крест в византийской гимнографической традиции //Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 2.
2009.Василик В.В. Апостольская география в раннехристианских и ранневизантийскихгеографических памятниках // Вестник Древней Истории. 2010. №2 (272). С. 172179.Василик В.В. Гимн Троице как возможный однопеснец // Вестник древнейистории. 2012.Василик В.В. Эсхатологические представления в Галицко-Волынской летописи.Русин. 2013 №1 С. 136-148. (журнал входит в Scopus)44Василик В.В. Тема Нового Иерусалима в Галицко-Волынской летописи.
Русин.2013 №2 С. 121-130 (журнал входит в Scopus)Василик В.В. Litteraria illiterata (О некоторых фонетических особенностях играмматических тенденциях византийского греческого языка Х века на материалелатинских литургических рукописей) // Индоевропейское языкознание иклассическая филология – XVI Материалы чтений, посвященных памятипрофессора Иосифа Моисеевича Тронского 18-20 июня 2012 г. С. 127-132.Василик В.В.
О болезни и смерти Владимиро-Волынчкого князя ВладимираВасильковича. Некоторые медицинские, гомилетические и литургическиенаблюдения. Русин. 1. 2015. С. 51-68.Василик В.В. Отражение стихийных бедствий и эпидемий в кондаках преп. Романа Сладкопевца // Вестник Костромского Университета им Н.А. Некрасова.2015.
№5. С. 1-8.Василик В.В. Св. равноапостольный Владимир как новый Константин. Русин. 4.2015. С. 323-334.Василик В.В. Конференция «Св. Равноапостольный князь Владимир и его эпоха».Русин. 4. 2015. С.Vasilik V.V. About a hitherto unknown prayer to St. Anastasia // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2015 (2). P. 96-108.Статьи в прочих журналах и сборниках.Василик В.В. Новые данные по истории палестинской гимнографии / Традиции инаследие христианского Востока, М.: Индрик, 1996.