Диссертация (Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии". PDF-файл из архива "Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Одна из первыхзначительныхработ–книгапреосвященногоФиларета(Гумилевского)«Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви», впервыеизданая в 1860 году и выдержавшая три издания (последнее – 1902 год) 37. В нейпреосвященнный Филарет соединяет талант экзегета и литургиста с большим иглубоким знанием источников, прежде всего – рукописных. Особенное вниманиев книге уделяется истории канонов и их писателей, она занимает более половиныработы38.Следует отметить ряд других работ пятидесятых – шестидесятых годовдевятнадцатого века, например – работы Никольского39, и прот, ДмитрияРазумовского40. Преосвященный Амфилохий (Сергиевский) известен в русскойнауке палеографическими исследованиями древних миней и триодей 41, а также –публикациями неизвестных гимнографических текстов – прежде всего – каноновАндрея Критского42.
Однако, его заслуги в исследовании византийской36Krumbacher. Geschichte... S.186.Это издание было переиздано репринтным способом в 1995 году.38Филарет (Гумилевский) преосвящ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения ГреческойЦеркви. М., 1860. С.189-381.39Никольский К. Греческое церковное пение. М., 1860.40Разумовский Дмитрий.
Материалы для археологического словаря //Древности. ТрудыМосковского археологического общества. М., 1865-67. Т.1.41Амфилохий (Сергиевский, еп.). Палеографическое описание рукописей IX и X века М., 1879.42Амфилохий (Сергиевский еп.) О неизданных канонах в служебной февральской греческойминее Х века. М., 1870.1637гимнографии этим не исчерпываются: в 1874 году он издает Струмницкий октоих– древнейший славянский октоих, датируемый XI веком.Если говорить о исследовании гимнографических славянских рукописей, топрежде всего стоит упомянуть фундаментальный труд Ягича – публикациюдревнерусских миней конца XI века (сентябрь, октябрь, ноябрь)43.Последняя четверть девятнадцатого века и начало двадцатого связана сдеятельностью Афанасия Пападопуло-Керамевса.
Значительный вклад в изучениевизантийской гимнографии внес ряд его публикаций 44 и прежде всего –знаменитая Ἀναλέκτα Ἱεροσολυμητικῆς Σταχυολογίας 45, в которой на основерукописей Патриаршей Иерусалимской библиотеки (прежде всего – знаменитогопатриаршего типикона 1122 года) опубликован ряд неизвестных канонов, преждевсего – архаическую редакцию канона Великой Субботы.Началодвадцатоговекаознаменованорасцветомшколырусскихлитургистов и исследователей гимнографии. Особо следует упомянуть именаДмитриевского, Кекелидзе, Скабаллановича и в особенности Карабинова.С именем Алексея Дмитриевского связан ряд работ, непосредственноотносящихся к истории канона. Прежде всего это – «Богослужение страстной ипасхальной седмицы»46, работа, построенная на исправлении публикацииСвятогробскоготипиконаПападопуло-Керамевсом.Затемвопросылитургического функционирования канонов освещены в фундаментальном трудеДмитриевского – «Литургические рукописи Христианского Востока»47.43Ягич И.В.
Служебные Минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь в церковнославянском переводе порусским рукописям 1095-1097 гг. Спб, 1886.44Например Παπαδόπουλος Κεραμευὺς А. Σχεδιάσμα περι τῶν λειτουργικῶν Μηναίων ἐξ ἱστορικῆςκαι ὸ κριτικῆς ἐπόψεως. Византийский Временник. Спб 1894. T. 1. C. 341-88; ΠαπαδόπουλοςΚεραμευὺς А. Ῥωμανός καί Ἰωάννης Δαμασκηνός. . Byzantinische Zeitschrift. - Leipzig, 1905. T. 14.45Παπαδόπουλος Κεραμευὺς А. Ἀναλέκτα Ἱεροσολυμητικῆς Σταχυολογίας Ἐν Πετρουπόλει, 1891-1898.T.I-V.46Дмитриевский А. П. Богослужение страстной и пасхальной седмицы во св.Иерусалиме IX-Xвеке. Казань, 1894.47Дмитриевский А.
П. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотекахправославного Востока. Т.1. Ч.1.Τυπικαὸ. Киев, 1895.17Корнелий Кекелидзе впервые ввел материал грузинских сборников, миней итриодей в научный обиход в работе «Литургические грузинские памятники и ихзначение»48. Особенно важными представляются сведения о папируснопергаменном сборнике (Иадгари), содержащем каноны древнейшей редакции,предшествовавшей канонам Андрея Критского.Работа Ивана Карабинова «Триодь постная»49, несмотря на то, что онаиздана более ста лет назад, до сих пор остается самым полным и обширнымизданным трудом в мировой науке по истории постной триоди.
В нейрассмотрена история ряда гимнографических структур, в частности описанаистория возникновения трипеснца и четверопеснца, их связь с временем поста,история возникновения канона и первых песнописцев, создававших каноны,относящиеся ко времени четыренадесятницы. Особенно много вниманияКарабинов уделяет в своей книге Иосифу Песнописцу и выдвигает соображение,чтотрипеснцыичетверопеснцы,надписанныеименамиСофронияИерусалимского, на самом деле принадлежат Иосифу (+883).Наконец, Михаил Скабалланович в «Толковом типиконе» дал подробныйочеркразвития«Христианскиевосточно-христианскойпраздники»50.гимнографии,Скабаллановичавосуществилсвоемциклеподробныйлитургический и источниковедческий анализ праздничных канонов.В дореволюционной России интенсивно изучалась не только славянская,греческая и грузинская, но также и армянская гимнографическая традиция и вособенности – шараканы, жанр близкий к канону.
В 1914 году Эмин издалсборник переводов шараканов с комментариями51, а Микаэль Абегян опубликовал48Кекелидзе К.С. Литургические грузинские памятники и их значение. Тифлис, 1912.Карабинов И. Н. Триодь постная. Спб, 1910.50Скабалланович М. Христианские праздники.
Киев. 1916.51Шаракан. Богослужебные каноны и песни армянской восточной церкви / Перевел сдревнеармянского языка Н. Эмин. М., 19144918фундаментальное исследование, посвященную шараканам, их истории, метрике исодержанию52.Таким образом, русская литургическая школа к 1917 году достиглазначительных успехов, выйдя на уровень мировой науки, а в некоторыхотношениях далеко обогнав ее (на работы Дмитриевского, Карабинова иСкабаллановича до сих пор ссылаются не только отечественные, но и зарубежныеученые). К сожалению, Октябрьский переворот на долгие годы затормозилизучение гимнографии и канона, как литургического жанра.Вернемся к европейской науке. Начало двадцатого века отмечено работамиВейха53 и Мааса54, посвященными проблемам акростиха в каноне и метрикеканонов (точнее, канонов, выполненных в квантитативном шестистопном ямбе).В начале XX века (в 1903 году) основывается журнал Nέα Σιών,впоследствии одно из основных периодических изданий, посвященных вопросамВизантийской гимнографии.Двадцатые годы XX века отмечены появлением нескольких важных работпо истории византийской гимнографии.
Прежде всего – это труд Тильярда –«Византийская Музыка и гимнография»55, в котором подробно освещены вопросыисполнения гимнографических памятников. Благодаря Тильярду основываетсясерия Monumenta Musicae Byzantinae. Затем следует упомянуть работуПантелакиса «Кондаки и каноны церковной поэзии»56, в которой прослеживаютсясвязи между кондаками и канонами.Двадцатые-тридцатые годы – время деятельности такого замечательногоисследователякакмитрополитаСофронияЕвстратиадиса–авторамногочисленных статей и монографий по истории византийской гимнографии. Он52Абегян М.
О шараканах // Aрарат. N7, 8, 12. 1912.Weyh А Die Acrostichis in der Byzantinischen Kanonesdichtung // BZ 1908. T.7. S.28 ff.54Maas P. Der Byzantinische Zwolfsilber // BZ. 1903. T.12. S.278-323.55Tillyard H.J.W. Byzantine Music and Hymnography. Oxford, 1923.56Παντελάκης Ε. Κοντάκια καί κανόνες τῆς ἐκκλησιαστικῆς ποιήσεως. Αθῆναι, 1920 .5319переиздал ирмологий57 и Феотокарий58 Никодима Святогорца, снабдив ихмногочисленными дополнениями и примечаниями. Его основные работы –«Христос в Византийской гимнографии»59 и «Богородица в Византийскойгимнографии»60 – построены на принципах литургической и догматическойэкзегетики гимнографических текстов, прежде всего – канонов.В начале тридцатых годов была написана и защищена (к сожалению – неопубликована) диссертация Каппюэна – «Триодь»61, в которой на основеизвестного автору материала подробно рассмотрена история Триоди и вчастности содержащихся в ней канонов: как полных, так и трипеснцев ичетверопеснцев.
Одна из основных заслуг автора – подробный анализрукописного материала – прежде всего, синайских рукописей.Десятые-пятидесятые годы нашего века связаны с созданием и развитиемособой дисциплины – сравнительной литургики, отцом которой можно по правусчитать великого литургиста и филолога Альфреда Баумштарка. В егофундаментальнойработе«Сравнительнаялитургика»62уделяетсяособоевнимание проблеме происхождения и развития канона, и прослеживаются связижанра канона с сирийскими eniane. В своей книге «Ночная хвала» 63 Баумштаркподробно рассматривает историю и предысторию канона, а также развитиевсенощного бдения и тех литургических структур, на основе которых создавалсяканон.Eὐστρατιάδης. Σ. Eἱρμολόγιον.