Диссертация (Проблемы суверенитета и национального самоопределения в Испании в условиях глобализации), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблемы суверенитета и национального самоопределения в Испании в условиях глобализации". PDF-файл из архива "Проблемы суверенитета и национального самоопределения в Испании в условиях глобализации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
С. 5936Этнические и этносоциальные категории. Свод этнографических понятий и терминов. М.: ИЭА РАН, 1995.С. 12337Грушкин Д.В. Право народов на самоопределение:идеология и практика// Материалы к семинару Москва22-23 марта 1997 года. РЕЖИМ ДОСТУПА: http://library.khpg.org/files/docs/prava.pdf (дата обращения: 12.02.2016)38Интервью с профессором José Antonio Perea Unceta (Universidad Complutense de Madrid).
26-27.06.20173522государственный народ. Так, на примере Российской Федерации выделяют как«народы России», так и «российский народ». С этносом связано понятиенациональной идентичности. Национальная идентичность является составляющейчастью общего понятия идентичности, которое, помимо вышеуказанного,включает в себя также политическую и гражданскую идентичность39. В целом,национальная идентичность понимается как ассоциация с какой-либо этническойгруппой, сознание общего с этой группой, а также отличий от других. Существуеттакже понятие политики идентичности.
Оно понимается в рамках формирования иинтеграции государством единой нации, единого политического сообщества. Всовременноммиренаблюдаетсямножествоформпроявленияполитикиидентичности в зависимости от традиций и политической культуры государства, вкотором проводится такая политика. Сегодня «с помощью понятия «политикаидентичности»преждевсегохарактеризуютпроцессыконсолидациинепривилегированных групп, их самоопределения в национальном политическомсообществе и/ или противостояние гомогенизирующим, централизующимпретензиям национального государства»40.С политикой идентичности частоотождествляют этническую политику, это происходит в силу роста политическойзначимости этнического фактора. Национальная идентичность определяетсяпринадлежность человека к политическому обществу, и именно на этой основеутверждается легитимность власти государства, которое использует национальнуюидентичность в политических действиях.
А результатом такой политикистановится усвоение членами общества тех установок, которые транслируютсягосударством в рамках политики идентичности.Другой термин – «нация» - также претерпел ряд изменений в формированииопределения, и тем не менее сегодня все еще нет единого понимания. Терминсвязан с понятием «народ» латинским происхождением. Со времен ФранцузскойРеволюции термин употреблялся для обозначения населения всего государства. «В39Gutorov V.
Citizenship, National Identity and Political Education: Some Disputable Questions // Studies ofTransition States and Societies. 2015. Vol 7. № 1. P. 7940Ачкасов В. А. Политика идентичности в современном мире // Вестник Санкт-ПетербургскогоГосударственного Университета. Серия 6. Политология. Международные отношения.
2013, № 4. С. 7223Центральной и Восточной Европе, где процесс формирования национальной государственности задержался, термин нация употреблялся для обозначения общностилюдей, живущих на одной территории и связанных в языково-культурном отношении, т.е. в этническом смысле, поэтому разработка теории нации во многом заменяла теорию этноса»41.
Э. Ренан в своей трактовке нации объединил этнические иэтатические характеристики этого термина. Согласно советской науке нации былидвух видов: буржуазные и социалистические42, то есть здесь мы видим их делениепо классовому признаку. Сегодня представляется возможным называть нациямикак этнические общества, так и государственные сообщества43; таким образом дляхарактеристики нации важен территориальный признак. Кроме того, термин«нация»представляетвозможностьдлясоциальнойклассификации.Всовременном мире в связи с особенностями формирования международныхотношений термин «нация» все чаще отождествляется с населением одногогосударства, об этом, прежде всего, говорят названия главных международныхорганизаций: Лига Наций, а за ней и Организация Объединенных Наций, гдеучастниками являются признанные государства, что говорит о единстве одногосударство – одна нация.Отдельнымвопросомстоитсопоставимостьтерминов«нация»,«национальность», «народ» в различных сферах.
Так, например, по мнениюнекоторыхспециалистовмеждународногоправа,международноеправо,использует только термин «народ» и совсем не мыслит категориями «нация»,«национальность»44. И с такой точки зрения в Испании существуют народы баскови каталонцев, которые борются за самоопределение, при этом также существуетиспанский народ. А с точки зрения испанской Конституции 1978 года эти жеобщности обозначаются как nacionalidad (национальность или народность),которые существуют в рамках испанской нации (nación). А, например, в риторике41Этнические и этносоциальные категории. Свод этнографических понятий и терминов.
М.: ИЭА РАН, 1995.С. 141Там жеТишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности: Учебник для вузов /М.: Издательство Московского университета, 2011. С. 7644Интервью с профессором José Antonio Perea Unceta (Universidad Complutense de Madrid). 26.06.201703.07.2017424324многих стран, в том числе и в России, «национальность» осознается какгражданство страны45. Проблема возникает не только в виду различных точекзрения, но также и ввиду возможности разного перевода одного и того же слова.В данном исследовании в основном используется термин «народ» в силутого, что в основополагающих международных документах по вопросамсамоопределения указан именно он (или англ.: peoples, франц.: peoples, исп.:pueblos).Ввиду неопределенности понимания идеи самоопределения народов, этаидея «провоцирует деструктивные и не поддающиеся регулированию процессы,такие, как сепаратизм и этнические конфликты, вступая тем самым в противоречиес целями Устава ООН».46 Это мнение имеет под собой реальную основе в виденаличия непризнанных государств, спорных территорий и стремления креализации права на самоопределение.Право народов на самоопределениеотносится к группе прав человека, которые согласно международным принципамдолжны защищаться государством.
Парадокс ситуации состоит в том, что притаком условии само самоопределение не должно выходить за рамки государства.Большое внимание проблеме права народов на самоопределение уделено вЗаключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975года. Вместе с тем Хельсинский акт привлек внимание к принципу нерушимостиграниц и уважению государственного суверенитета, как противостоящему правународов на самоопределение.
Сегодня можно наблюдать процесс размываниясуверенитета. А поскольку есть размывание, то логично рассуждая, что когда-тосуверенитет государства был «абсолютным» (здесь подобное определениеупотреблено для контраста, так как, разумеется, абсолютного суверенитета неможет быть; суверенитет любого государства ограничен международным правом,главный принцип которого – каждое государство признает нерушимостьтерритории других государств). Главных причин этому можно назвать две:45Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности: Учебник для вузов /М.: Издательство Московского университета, 2011. С.
7646Грушкин Д.В. Право народов на самоопределение:идеология и практика// Материалы к семинару Москва22-23 марта 1997 года. РЕЖИМ ДОСТУПА: http://library.khpg.org/files/docs/prava.pdf (дата обращения: 12.02.2016)25национальные политические сообщества или государства, вырабатывая свой курс,чаще всего не могут руководствоваться только своими внутренними интересами, авторая причина заключается в том, что общество «никогда не было тольконациональным»47, так как отношения и деятельность государства не могутсуществовать только внутри его границ.
Как отмечает исследователь проблематикигосударственных границ и территории - Б.М. Клименко, - «с точки зрениятерриториального разграничения первостепенное значение имеет внешняясторона, ибо, решая вопрос о вхождении в состав того или иного государства илиобразовании самостоятельного государства, самоопределяющийся народ темсамым решает и вопрос о принадлежности своей территории к тому или иномугосударству или, в случае образования самостоятельного государства, вопрос опревращении своей территории в отдельную государственную территорию»48.В подходах к толкованию понятия «нация» также существуют разночтения.Ряд специалистов, тем не менее, выделяют общие характеристики нации, такие кактерритория, язык, психологический склад49. Признавая это определение верным,необходимо учитывать имеющиеся исключения, когда речь идет о государственации, в котором могут проживать этнические группы, говорящие на различныхязыках, имеющие различные традиции. В XX веке нация все больше используетсякак синоним государства.
Эта практика закрепляется на правовом уровне как вКонституциях государств, так и в международных документах: прежде всего впроцессе создания Лиги Наций, а затем и Организации Объединенных Наций,когда было признано, что нация – это государство. Однако этот аспект скорееполитологический, чем этнологический. Более того, вопрос усложняетсяотсутствием понятия нации в некоторых языках, как например в китайском. Приусловии отождествления нации с государством возникает необходимостьвыделения внутри государства этнических составляющих (групп), однако в силуНоженко М.