Диссертация (Проблемы суверенитета и национального самоопределения в Испании в условиях глобализации), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблемы суверенитета и национального самоопределения в Испании в условиях глобализации". PDF-файл из архива "Проблемы суверенитета и национального самоопределения в Испании в условиях глобализации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Ветошкин, С. Я. Ошеров, Н. П.Фарберов, М. А. Биндер, М. Т. Байхманов) имеет те же предпосылки, что и теория20Черняк Л.Ю. Основные теории государственного суверенитета// Сибирский Юридический Вестник. 2005.№ 4. С. 1521Там же17сепаратистского или сепаративного суверенитета, она также исходит из того, чтогосударство - федерация субъектов. Теория ограниченного суверенитета признаетпараллельное существование государственных суверенитетов федерации и еесубъектов,«приэтомподчеркиваетсяограниченностьгосударственногосуверенитета республик государственным суверенитетом Федерации»22. Даннаятеория имеет свои корни в советской доктрине сочетания суверенитета СССР исуверенитета союзных республик в составе СССР, основанной на концепции«Союза суверенных республик, сохраняющих свою независимость», выдвинутойВ. И.
Лениным. Сравнивая принципы теорий ограниченного суверенитета исепаратисткой теории с первоначальным пониманием суверенитета (например, всоответствии с определением Жана Бодена) становится очевидным, что изменения,которые претерпевает этот концепт, колоссальны, и нельзя сказать, что есть какието предпосылки к утверждению того, что этот процесс окончен.Существует деление суверенитета на внутренний (верховенство государствав пределах собственных границ) и внешний (самостоятельность в международныхделах). При этом в рамках теории сложно разделить – где заканчивается внешнийсуверенитет государства и начинается внутренний и наоборот.
Оба суверенитетавзаимосвязаны и, как правило, оказывают прямое влияние друг на друга.Существуют и такие понятия, как «народный» или «национальный» суверенитетгосударства. Здесь речь идет о принципе участия народа в управлениигосударством. Из данного определения следует, что подобный феномен появилсясо становлением демократических режимов, так как при других народ не участвуетв управлении государством.ТеорияреальногосуверенитетаАндреяКокошинапредставляетальтернативный взгляд на проблематику понятия. Понятие реального суверенитетабыло введено в оборот в 1999 году23 и означает «способность государства на деле(а не декларативно) самостоятельно проводить свою внутреннюю, внешнюю и22Черняк Л.Ю.
Основные теории государственного суверенитета// Сибирский Юридический Вестник. 2005.№ 4. С. 1523Кокошин А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. М.: Европа. 2006. С.4918оборонную политику, заключать и расторгать договоры, вступать или не вступатьв отношения стратегического партнерства и т.п.». А.Кокошин рассматривает двепротивоборствующие тенденции современного миропорядка. С одной стороны –это глобализация, а вместе с ней «размывание суверенитета», а с другой –укрепление этого самого суверенитета лидирующими державами и, более того,распространение его за географические границы государственной территории.Такое стремление укрепить свой суверенитет также является следствиемглобализации: в силу общих процессов «размывания суверенитета» некоторыегосударства стремятся сохранить свои позиции и предотвратить этот процесс, сэтой целью и происходит укрепление суверенитета.Столкновение двух вышеперечисленных тенденций является причиноймногих конфликтов в современном мире.
Причем это характерно как для развитых,так и для развивающихся стран. Например, ЕС представляет собой все болееинтегрирующееся сообщество европейских стран, но при этом сегодня очевиднаневозможность принять общую Конституции в частности потому, что «стремлениезащитить свой суверенитет особенно характерно для Франции с ее богатейшимитрадициямигосударства-нации,единымпонимаемэлитойиобществомнационального интереса»24.Концепт суверенитета также является одним из ключевых в теорияхсепаратизма, автономизма, сецессионизма и сецессии.
В широком смыслесецессионизм представляет собой движение, направленное на осуществлениеотделения (сецессии)25. В современном научном дискурсе понятия «сепаратизм» и«сецессионизм» часто используются как синонимы, однако мы считаемнеобходимым разделить эти два термина и, следуя Попову Ф.А, определяетсепаратизм как требование более широких прав, расширение автономности, вплотьдо выхода территории из состава государства. В свою очередь сецессионизмпредставляет собой более узкое понятие и, как следствие один из вариантов2425Кокошин А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе.
М.: Европа. 2006. С.30Попов Ф.А. География сецессионизма / М.: Новый Хронограф. 2012, с. 2019сепаратизма, - движение, направленное на формальный выход из государства26. Вотличие от сецессионизма автономизм «не требует полного отделения, а толькосдвига прерогатив внутри государства»27. Но если государство признаетсамоопределение групп в рамках границ, оно тем самым ограничивает свойвнутренний суверенитет.По мнению В.П. Макаренко «сепаратизм (здесь автор имеет в виду егопроявление в виде «сецессионизма») только угрожает мифу о неизменностигосударств», в то время как автономизм прямо направлен против суверенитета.«Победа автономизма приведет к тому, что суверенное государство станетисключением, а не правилом миропорядка»28.
Автор считает автономизмизменениями внутри государства, а не сецессией как таковой.Наданныймоментнетчеткогоопределениянациональногосамоопределения; и обсуждается оно и в юридической, и в правовой, и вморальной, и в политической сферах. В связи с этим существует мнение, что самопо себе право наций на самоопределение – заблуждение.29 Неопределенностьсамоопределения вытекает из факта множества форм и степеней независимостигрупп.
В зависимости от условий интересы групп выражаются во многихкомбинациях конкретных прав, включая право на ту или иную форму (степень)политической автономии. Право сецессии само по себе – крайнее выражение правасамоопределения.Одна из ключевых проблем с теоретической точки зрения заключается в том,что до сих пор ведутся споры о терминах «народы», «нации», «этносы». Так как этоисследование не носит этнологического или этнографического характера, то нашейцелью не является проанализировать все многообразие теоретических подходов куказанным понятиям, нет также цели и обозначить одно из них, как единственноправильное.
В рамках этой работы важно представить проблематику, котораясвязана с терминами, а также обозначить основные характеристики.Попов Ф.А. География сецессионизма / М.: Новый Хронограф. 2012, с. 20Макаренко В.П.Теория сецессии:посылки и аргументы // Философия права. 2009. № 2. С.
4728Там же29Там же262720В науке понятие «этнос» используется, когда речь идет о народе и нации,делая эти понятия синонимичными. При этом народ в плане этнической общностиопределяется как «группа людей, члены которой имеют общее название и элементыкультуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и общейисторической памятью, ассоциирует себя с особой территорией и обладаетчувством солидарности»30. При этом термин «этноса» играет разную роль внаучных дискурсах различных стран. Так, в работах российских ученых по даннойтематики «этнос» занимает центральное место, тогда как для их зарубежных коллегэтот термин теряет свою значимость и используется мало31.
Центральное место вэтнической самоидентификации играет культурная общность, хотя существуют иисключения: в Испании важным для самоидентификации является и региональнаяпринадлежность. При этом такое культуроцентричное восприятие этническойгруппы делает его синонимом понятия народ (в этнокультурном смысле), при этомнарод представляет собой «исторически сложившуюся устойчивую общностьлюдей»32. Одна из причин такой взаимосвязи – истоки слова «этнос», от греч.«народ». «Условиями возникновения этноса являются общность территории и общность языка, обычно выступающих затем в качестве признаков этноса; нередкоэтнос складывается из разноязычных групп (например, многие нации Америки)»33,при этом связывающим фактором для этноса может также выступать религия.Важным понятием, которое связано с этносом, является этничность. Это сложныйфеномен, однако в его характеристике выделяют три аспекта: интеракционный илиинтерпретация этничности как одной из форм межгруппового взаимодействия;этничность как качество (или набор качеств) группы; субъективно-символический,где этничность рассматривается как этническая идентичность34.
По вопросуосновных характеристик этничности в данной работе используется подход30Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука. 2003.С.60Там жеТам же с.11533Этнические и этносоциальные категории. Свод этнографических понятий и терминов. М.: ИЭА РАН, 1995.3132С. 180Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // Журнал социологии исоциальной антропологии, 1999,№ 1. С.533421этнополитологов Тишковым В.
А. и Шабаевым Ю.П. По их мнению, существуюттри принципиальных положения, характеризующие этничность35. Во-первых,этническаяобщностьпредставляетсобойсоциальнуюконструкцию,объединенную целенаправленными усилиями людей и институтов. Важным здесьявляется осознанная принадлежность к такой группе. Во-вторых, границыэтнической группы не являются фиксированными, они подвижны с течениемвремени и в зависимости от ситуации. Третьей характеристикой являетсявозможность такой группы противостоять внешним угрозам и контролироватьвнутренние ресурсы. Последнюю функцию позволяет осуществлять культурнаясхожесть. На наш взгляд третья функция частично напоминает функциюгосударственного суверенитета, а именно с учетом его разделения на внешний ивнутренний.У термина «этнос» существуют общие характеристики с термином «народ»:он используется «для обозначения всех исторически сложившихся типов этнических общностей»36.
С точки зрения международных отношений понятие народы (втекстах международных документов: англ.: peoples, франц.: peoples, исп.: pueblos)применяется как для характеристики различных национальных групп в составеодного государства, так и для характеристики группы, идентичной с населениемцелого государств37. По мнению некоторых испанских исследователей, подпонятием «народ» (el pueblo) понимается группа людей, которых можнообъединить в такую группу и отличить от других по следующим признакам: раса,этнос, культура, язык, религия, экономика, история и др.
При этом для выделениятакой группы могут использоваться как все вышеперечисленные признаки, так инекоторые из них38. У такой группы людей должно присутствовать стремление ксамоопределению. Термин народ имеет многочисленное количество определений.Характеризуя все население государства, термин может обозначать весьТишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности: Учебник для вузов /М.: Издательство Московского университета, 2011.