Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 45

PDF-файл Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 45 История (42064): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века) - PDF, страница 45 (42064) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 45 страницы из PDF

3:15), той, которой святым следует избегать и остерегаться, хотяей и гордятся мудрецы мира сего, о чем хорошо написал Григорий [Великий]в «Нравственных толкованиях на книгу Иова», 12: осмеяна простотаправедника (Иов 12:4). Мудрость мира сего [заключается в том], чтобыопутать сердце уловками, затуманить [истинный] смысл словами, ложноевыставить истинным, а истинное - ложным. Именно такой мудростиобычно учат юнцов, за такую мудрость мальчики платят. Те, кто ее знают,гордятся, презирая остальных. Те же, кто ее не знает, приниженные иробкие, восхищаются ими, поскольку это зовется образованностью.

Онаприказывает своим приверженцам искать вершин почести, радоватьсяобретеннойсуетностимирскойславыимногократноувеличиватьпробужденное другими зло; когда есть силы, не уступать ничьемусопротивлению, когда же сил недостает, все, чем не удается навредить,маскировать под миролюбивую добродетель. [Вот что] он там [говорит]. Вотона — мирская премудрость.Эта мудрость стремится опорочить или навредить, всеми возможнымиспособами, словом или делом: Они умны на зло, но добра делать не умеют(Иер. 4:22).А еще [эта дурная мудрость] есть сладострастие и наслаждениеплотскими радостями. Поэтому она и называется мудростью (prudentia)плоти (Рим.

8:6): помышления плотские суть смерть. [Она заключается598Перевод С.А.Ошерова.204также в том, чтобы] искать выгоды и удобства мирских и высших почестей.Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16:8). ИИ все они[т.е. ложные премудрости] не свыше, но низменны. И первая может бытьназвана бесовской, вторая — душевной, третья — земной. (Иак 3,15).Глава 3. Как направить мудрость, которая состоит в познаниивещейПервая мудрость599, заключающаяся в познании вещей, как известно,должна быть направлена на достижение нужной цели. Злоупотребление еюзаключается в раздувании гордыни, ибо знание надмевает (1 Кор. 8:1). «Как, —говорит [Бернард], — непереваренная пища, которая не доведена доготовности, производит дурные соки и разрушает тело, а переваренная –питает.

Так и наука, переваренная желудком памяти, порождает дурныесоки, если не прожарена на огне любви. А дурные соки — это дурные нравы.Вскипание мудрости же очищает их, вознося». Препятствием для истины[является] надменность600 ума, которая, раздуваясь, заслоняет [ее собой], какпишет Григорий в 23 главе «Книги нравственных толкований», объясняя 33главу книги Иова. Это и есть то, в котором ты неправ. (Иов. 33:12).Случается,чтоподобноймудростьюнеправильнопользуются,воображая что-то о ней и считая, что имеют больше мудрости, чем имееткто-либо другой. Не дерзали размышлять [о Нем] все, кто казались себемудрецами (Иов.

37:24), как об этом пишет Григорий Великий в конце 27книги «Нравственных толкований». Те, кто полагают себя мудрыми, немогут созерцать божественную мудрость, ибо [они] находятся темдальше от Его света, чем менее они смиренны внутри самих себя. Хорошооб этом и у Матфея, 11:25: Ты утаил сие от мудрых и открыл то младенцам.599В данном случае представляется уместным отождествить «первую мудрость» с «первойфилософией», prima philosophia, то есть с метафизикой.600Латинское слово “tumor”, которое Иоанн употребил в этой фразе, обладаетнесколькими значениями: его можно перевести не только как «спесь, надменность инапыщенность», но и как «опухоль, нарыв». Иоанн играет с многозначностью этогопонятия: порок надменности разрастается, раздувается, как опухоль.205Бываетитакоеневерноеупотребление[мудрости]:изучатьбесполезные знания ради любопытства, бесстыдно торговать ими илитщеславно хвалиться ими на публике (exterius), о чем хорошо сказал святойБернард в указанной выше гомилии.

«Кто, — говорит апостол, — думаетчто-либо постичь, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3:18).Апостол не хвалит того, кто знает много, если тот не понимает порядказнания; он должен знать, в каком порядке, с каким тщанием и с какой цельюследует изучать что бы то ни было. В правильном порядке — то есть впервую [очередь надо изучать то], что более пригодно для спасения; стщанием — значит, пламенно изучать то, что побуждает к любви; справильной целью — ибо [изучать] нужно не для пустой славы, не радилюбопытства или чего-то подобного, но только чтобы наставить себя иближнего. Есть те, кто хочет [что-то] знать, чтобы продавать мудрость, радиденег или почестей; это скверный промысел.

А есть те, кто хочет знать длянаставления; это любовь. Так по Бернарду.Как наиболее благородные из [языческих] философов использовалифилософию для исправления нравов и философствовали в поисках блага,(как сказано в 8 книге «О граде Божьем» Августина и у нас в предыдущемтрактате), так и верные [христианские] философы тем более должнынаправитьбожественнуюфилософию,тоестьданнуюимсвышепремудрость, на воспевание славы Божией. И им не следует зазнаваться из-засобственной мудрости и возноситься, чтобы не оказаться глупцами передлицом Божьим.

Ибо сказано в Послании к римлянам: Называя себя мудрыми,обезумели (Рим. 1:22); и у Григория сказано в «Нравственных толкованиях» о30 стихе Иова: Дети глупцов…: всякий внутри тем глупее, чем умнее онпытается выглядеть, так что мудрость мудрецов погибнет, и разумразумных сокроется (Ис. 29:14). Также, поэтому благородные философы нехотели объявлять себя мудрецами; они называли себя философами, то естьвзыскующими мудрости, потому что было большой дерзостью объявлять себямудрецом (как в другом трактате сказано о Пифагоре и о Сократе, который206говорил, что ничего не знает). Самонадеянно выставлять себя мудрецом передменее знающими людьми.

И поэтому, согласно совету апостола, кто из васдумает быть мудрым, тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор. 3:18).Более того, Григорий в «Нравственных толкованиях» (глава 27) [трактует этотак]: Если мы жаждем быть истинно мудрыми и созерцать саму мудрость,признаем же смиренно себя глупцами, оставим вредную мудрость, научимсядостойной похвалы глупости. Потому и Закхей, так как не мог видеть Иисусаза толпою, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его (Лука 19:4). Смоковница жесчитается глупым деревом.

[Те, кто] смиренно избирает мирскую глупость, вовсех тонкостях созерцают божью мудрость, — как об этом хорошо говоритГригорий.Итак, мудрость должна быть направляема и управляема с великойспособностью различать добро и зло, в правильном направлении и безвсякого злоупотребления.Кроме того, есть мудрость, которая искушает ошибками; апостол учит еесторониться (Кол. 2:8): «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею ипустым обольщением».

Вся эта мудрость должна быть полностью устранена,поскольку не терпит рядом с собой божественной премудрости. Об истинноймудрости и глупости говорит Григорий [Великий] в 18 книге «Нравственныхтолкований», объясняя 28 [главу] книги Иова. Бездна говорит: «Не во мне она»(Иов 28:14), то есть мудрость. Ибо говорится, что разум, стремясь к мудростипо плоти, обнаруживает себя глупым в предметах духовных. Здесь об этомхорошо сказано.Глава 4. Что такое мудрость святых в собственном смыслеЧто такое мудрость верных философов, верно живущих и правильнопользующихся [ею], на самом деле, объяснил Григорий в 10 книге«Нравственных толкований» на 12 книгу Иова: осмеяна простотаправедника (Иов 12:4).

«Мудрость праведников, — говорит он, —[заключается в том], чтобы не притворяться. Открывать смысл слов,истинные — любить такими, какие они есть, ложных избегать, добро207проявлять даром, зло охотнее сносить, чем делать. Не искать возмездия занесправедливость, унижение ради истины расценивать как благо. Но этапростота праведников осмеяна, так как добродетель чистоты принимаемаза глупость мудрецами мира». Так у него.Тем не менее, мудрость верных по-разному описывается илиопределяется святыми.

«Мудрость — это истина, в которой распознается исодержится высшее благо»601, — пишет Августин в [трактате] «О свободеволи», глава 26.Или же «мудрость — это прямой путь, ведущий к истине» (Августин,«Против академиков», книга 1).Или же мудрость — это «состояние духа, с помощью которого человекдержит себя в равновесии, чтобы не стремиться к чрезмерности и в то жевремя не ограничивать себя [видимостью] полноты» («О блаженнойжизни»).Или же мудрость — это кормило человеческой жизни («О свободевыбора», 7 и далее): «тот мудр, кто в царстве разума укрощает всякиежелания».

Августин «О пользе веры», 12: «Мудр тот, в ком есть такоезнание, какое только может быть в человеке: человеческое и божественное,воспринятое достоверно, [а также] соответствующая жизнь и нрав». И тамже: мудр тот, кто душой так привержен к Богу, что ничто привходящее неможет их разделить.Или же мудрость — это любовь ко благу («О духе и душе», Гомилия 8).С этим согласен Бернард («На Песнь песней...», 85), где он пишет:«мудрость - это любовь в истине или вкус к благу, ведь она упорядочивает,рассуждает и обуздывает». Об этом говорится и в 50 проповеди:«Мудрость — это то, посредством чего вещи познаются, как они есть».

Итот мудр, кто постигает вкус вещей, и кто любит их такими, какими ихследует любить.601Перевод М.Е. Ермаковой.208Или же мудрость [заключается в том], чтобы признавать глупость, иэта мудрость существует по воле Божьей (Он же, Гомилия 20).Глава 5. Сколькими способами определяют мудрость[Во-первых], хотя мудрость верующих определяется, пусть и разнымиспособами, но все же описательно, святые тоже определяют ее по-разному.Мудрость верных — это несомненная истина веры. (Иов. 1:15): «Волыорали», о чем писал Григорий в «Нравственных толкованиях», книга 7: «Наша мудрость — вера, как свидетельствует пророк: если не уверуете, непоймете» (Ис. 7:9)», согласно другому месту [Писания].Во-вторых,мудрость—этопламенеющаялюбовь,котораяпросвещает, о чем говорит Гуго [Сен-Викторский] в [трактате] «О Ноевомковчеге».

Любовь — это мудрость, так как через нее мы вкушаем Господа и,вкусивши, познаем: «вкушайте и смотрите (Пс 33:9). Кто любит [братасвоего], тот пребывает во свете» (1 Ин. 2:10)В-третьих, мудрость — это благочестие или почитание Бога, говоритАвгустин в [сочинении] «О граде Божьем» в конце 14 книги, и [Сенека] в 33письме [«Нравственных писем к Луциллию», говорится об этом и в трактате]«О духе и душе», упомянутом выше. Это почитание способствуетукреплению веры.В-четвертых, та же мудрость [может быть] названа истиной смирения,о чем пишет Григорий в 28 гомилии «Нравственных толкований»: «Первойглупостью [падшего] ангела была гордыня сердца, а истиной мудростьюлюдей [должно стать] смирение в суждениях их.

А если кто отрицает это,даже зная что-то великое, тем самым весьма заблуждается — «Кто сей,омрачающий речения словами без смысла?» (Иов 38:2)». Что и Григорийпоказывает, говоря о тех, кто преувеличивает свою мудрость.В-пятых, мудрость можно назвать сыновним страхом: страх Господеньесть сама премудрость и удаление от зла — разум (Иов 28:28). [Об этом жеговорится в книге Иисуса, сына Сиррахова]: «Корень премудрости — бояться209Бога» (Сир.

1:20). И Бернард об этом написал в 23 проповеди на «Песньпесней»: не познание делает мудрым, но чувство страха.В-шестых, мудрость верных — это стремление к совершенномусоблюдению заветов Бога. В том истинная мудрость и разум в глазахнародов; чтобы слышащие эти наставления, сказали: вот народ мудрый иразумный» (Втор. 4:6). Такой-то премудрости соответствуют описаниямудрости, данные Августином, мудрость - это состояние духа и кормилочеловеческой жизни.Седьмой способ описания мудрости уже упоминался; это вкус к благу.Ведь: «sapientia» называется [так] — от «sapor». Совершенная мудрость —это [способность] оценивать вещи с помощью такого подлинного вкуса, имудр тот, для кого эти вещи, как было сказано, обладают вкусом.«Мудрость в том, чтобы различать», — пишет Сенека (Нравственныеписьма, 54 и 83).

Мудрец все оценил и ему, мудрецу, известна цена той илииной вещи: «духовный судит обо всем» (1 Кор. 2:15). Ибо он превыше всего,как говорил Августин в VI главе «Об истинной религии», толкуя этотфрагмент. Этой мудростью располагает лишь тот, кого Бог осветилбожественной благодатью. Для него имеют вкус вещи божественные какбожественные, а человеческие — как человеческие, и так далее, потому что[он] любит вещи, которые надлежит любить. Любовь к благу — вотмудрость, как сказано выше.В-восьмых, мудрость — это основательное познание или правильноепонимание Священного Писания и его тайн.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее