Ильин А.А. Резюме (История понятия «революция» у А.И. Герцена и М.А. Бакунина), страница 5
Описание файла
Файл "Ильин А.А. Резюме" внутри архива находится в папке "История понятия «революция» у А.И. Герцена и М.А. Бакунина". PDF-файл из архива "История понятия «революция» у А.И. Герцена и М.А. Бакунина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Герцен иБакунин придерживались мнения о вреде полной рационализации политики ивытеснения из нее чувств. Для обоснования своей позиции они ссылались наисторию революций, чьи положительные стороны они были склонныобъяснять, среди прочего, искренностью и «страстностью» участников.5) Помимо ряда сходных элементов в представлениях Герцена и Бакунина ореволюции существовали существенные различия. Главное из них состояло вотношении к революции на практике. Герцен предпочитал отстраняться отпрофессиональных революционеров, их идей и организаций, занимая позициюкритичного и ироничного наблюдателя. Как следствие, его представления о18революции характеризуются некоторой отвлеченностью и в большей степениотносятся к неопределенному будущему, чем к настоящему.
В отличие отГерцена, Бакунин, принимая идентичность революционера, не дистанцировалсяот революционного движения. В связи с этим его взгляды на революцию имелипрактический и прикладной характер, теория для него всегда была неотделимаот планирования и оправдания его текущих политических усилий. Другимразличием было то, что революция в произведениях Герцена в значительнойстепени связана с личным опытом и интроспекцией, которые в работахБакунина отходили на второй план.Достоверностьи апробациярезультатов. Основные положениядиссертации были представлены на ряде конференций и семинаров:международной научной конференции студентов, аспирантов и молодыхученых «Ломоносов» (Москва, 2015, 2016), конференции «Феномен М.А.Бакунина – взгляд из XXI века» (Санкт-Петербург, 2015), Прямухинскихчтениях (Тверская область, с.
Прямухино 2015, 2016 и 2017), конференции«Проблематика войны в гуманитарных науках: история и перспективыисследования» (Москва, 2015), 10-й аспирантской конференции по европейскойистории (Будапешт, 2016), конференции «Способы мысли, пути говорения»(Москва, 2017). Основные результаты исследования также нашли выражение впубликациях, вышедших в рецензируемых журналах, входящих в списокВысшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки России.Структура работы соответствует цели и задачам, поставленным вдиссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и спискаиспользованных источников и литературы.Основное содержание диссертацииПервая глава «Истоки концепций революции Герцена и Бакунина»состоит из двух параграфов. В первом параграфе «К истории понятия“революция” в России» рассматривается, как оно возникло в конце XVIII в.
иразвивалось вплоть до 1870-х гг. На материале периодической печати,словарей, законодательных актов, а также творчества отдельных писателей19показывается, как это понятие практически сразу после его возникновения вЗападной Европе было заимствовано в России. В параграфе анализируется то,как новое значение взаимодействовало с более архаичными и прочноукоренившимися представлениями о «бунте», «восстании», «мятеже» и«смуте».
Особое внимание уделено доминировавшей в первой половине XIX в.в России религиозно-монархической точке зрения на революции, а также насовременную политическую жизнь в странах Запада.В параграфе показано, что положительно окрашенные представления ореволюции не были представлены публично, в первую очередь из-за цензуры иполитическогоконтроля, осуществляемоговластями. Западноевропейсоевлияние оказывалось ограниченным вследствие существовавшей в Россиитрадиции небуквальных переводов иностранных слов, выражений и текстов, атакже трансляции идей и понятий, которая лишала их опасных политическихконнотаций.
В этих условиях политическая революция, как правило,представлялась конфликтом между верховной (чаще всего монархической)властью и подданными, покусившимися на традиционный и освященныйрелигией порядок. Как следствие, современные политические и социальныепроблемы,занимавшиезначительноеместоввосприятииреволюцийзападноевропейскими современниками, в России долгие годы не привлекализаметного внимания. Также в параграфе проанализировано, как Герцен иБакунин начиная с 1830-1840-х гг. реагировали на доминировавшие в Россиипредставления, часто прибегая к критике и иронии, но в то же время заимствуяиз них отдельные элементы.Во втором параграфе «Революция и реформа» анализируется влияние навзгляды Герцена и Бакунина, оказанное развернувшейся в России 1850-1860-хгг.
публичной дискуссией об альтернативе реформы и революции, котораяпришлась на начальный этап реформ Александра II. В данном разделерассматривается прагматическая функция понятия «революция», котораянередко представлялась угрозой или жепрогнозируемым негативнымсценарием, тем самым помогая участникам этой дискуссии оправдывать20необходимость тех или иных мер. Сторонники реформ, не отрицая ценностипрогресса, делали ставку на мирную и законную альтернативу революции,однако наряду с ними постепенно складывалась противоположная партия«революционеров», вырабатывавших свой язык описания, который мог бы принеобходимости объяснить и оправдать революционный путь к прогрессу.
Впараграфе показывается, как реформа и прогресс из понятий, в первые пять летцарствования Александра II объединявших все направления, постепеннопревратились в инструменты и признаки политической демаркации. В данномразделе также проанализированы позиции Герцена и Бакунина, которые в 18551863гг.выступализа«революциюсверху»–концепцию,своимидемократическими и революционными коннотациями противопоставленнуюпредставлениям о реформе как даре правительства народу, о чем нередкописали такие их противники, как М.Н.
Погодин и еп. Игнатий (Брянчанинов).Вторая и третья глава, соответственно, посвящены идеям Герцена иБакунина. Следует отметить, что структура этих глав во многом сходна, чтопозволяет проводить параллели и делает возможным сравнение. Вторая глава«Место революции в идеях Герцена» состоит из четырех параграфов. Впервом, «Революция и автобиографический нарратив», исследуется то, какГерцен в мемуарах и других произведениях, создавал образ независимогообщественного деятеля, понимавшего всю важность и значимость революций, атакже то, как он применял понятие «революция» для осмысления своейсобственнойжизни.Этостремлениевомногомопределилоавтобиографический нарратив, наиболее полно выразившийся в «Былом идумах». Там Герцен представляет себя сочувствующим, но все же стороннимнаблюдателем, следящим за развитием международного революционногодвижения.
В параграфе анализируется изменение политической позицииГерцена, которая с течением жизни постоянноперемещалась междуконсерватизмом и радикализмом. Показано, что эти смещения влияли наразвитие авторского словаря, при помощи которого Герцен описывалреволюцию как конкретное событие, принцип исторического развития и,21наконец, как сообщество революционеров, к чьим личным качествам иполитической деятельности Герцен с годами относился все скептичнее. Впараграфе также показано влияние Герцена в 1840-1860-х гг.
на русскуюобразованнуюпублику,представителикоторойдовольночастоинебезосновательно представляли Герцена радикалом и революционером.Во втором параграфе «Революция, история и свобода» исследуетсяменявшееся со временем соотношение этих понятий. Проанализировано, какГерцен под влиянием французского революционного республиканизма, а такжефилософии Гегеля пришел к мысли, что революция является знаковымсобытием мировой истории, призванным помочь обретению политическойсвободы. Герцен в некоторых работах утверждал, что в России еще не началасьистория, и предполагал, что революции будет суждено ее начать.Втретьемпараграфе«Проблемареволюционногонасилия»исследуется, как Герцен вырабатывал стратегию оправдания насилия вполитике.
Показано, что в юности, а также под действием неудачсоциалистического и республиканского движений в 1848 г. Герцен отстаивалкрайнюю точку зрения, приветствуя революционное насилие как желанноесредство разрушения старого мира. В более поздние годы, однако, он развивалтеорию о том, что применение силы есть нежелательное, но крайнее средство.Призывая в каждом конкретном случае взвешивать затраты и результаткаждого политического действия, Герцен дистанцировался одновременно отрадикализма и от консервативной точки зрения на проблему.В четвертом параграфе «Революция и проблема эмоций в политике»показано, как Герцен доказывал пользу и даже необходимость эмоций вполитической жизни.