Резюме (Традиция английского романа воспитания в русской прозе 1840-1860-х гг)
Описание файла
Файл "Резюме" внутри архива находится в папке "Традиция английского романа воспитания в русской прозе 1840-1860-х гг". PDF-файл из архива "Традиция английского романа воспитания в русской прозе 1840-1860-х гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»»На правах рукописиСарана Наталья ВладимировнаТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО РОМАНА ВОСПИТАНИЯВ РУССКОЙ ПРОЗЕ 1840-1860-х гг.Резюмедиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наук НИУ ВШЭНаучный руководитель:доктор филологических наукЕ.Н. ПенскаяМосква 2018В настоящей диссертационной работе сделана попытка выявить иподвергнуть анализу характерные случаи рецепции британского романавоспитания в русской прозе 1840—1860-х годов, уточнить неоднозначнуюприроду этих отношений, описать характер рецепции с учетом отсутствиячеткого жанрового определения романа воспитания при вариативности имногообразии методологических подходов.Сюжетная структура и поэтика английского романа воспитания ХIXвека обусловлены спецификой викторианской эпохи.
Герой в английскомромане – прежде всего ученик. Он проходит обучение в школе жизни,усваивает практические навыки и правила существования в современном емуобществе. Его путь складывается из проб и ошибок, тяжелых разочарований.Обращение к литературе конца 1840-х -с1860-х обусловлено в первуюочередь тем, что данную эпоху можно отнести к одной из кульминационных исвоеобычных в истории взаимодействия английской и русской литературы.Период с 1840-х по 1860-е гг. в русской истории и культуре — это периодинтенсивного формирования многосоставного образа Великобритании каксложного комплекса реальных и мифологизированных элементов. В русскомкультурном сознании образ Англии, английская тема как средоточиекультурных, художественных, политических реалий становятся предметомпристального внимания.
Это связано с определенными историческимисобытиями, прежде всего, с Крымской войной.К этому же периоду относится появление ключевых английскихроманов в жанре романа воспитания, возникновение которых былоподготовлено первыми попытками рецепции немецкого романа воспитания ванглийской литературе 1820-1830-х гг.Принципы классификации различны, а морфология викторианскогоBildungsroman представляет собой смесь структурных и нарративныхпризнаков.
Такая пестрая исследовательская палитра, с одной стороны, ставитв тупик, а с другой - оправдывает попытку диагностировать отражение врусской прозе основных жанровых комбинаций: романа о художнике, романакарьеры, женского романа и других, а также рассмотреть детали каждого изподвидов в их комбинациях и неоднозначных проекциях.В викторианском романе воспитания также широк репертуар авторскихфункций: центральный персонаж может стать автором романа (АртурПенденнис в результате всех жизненных испытаний сам пишет романнуюисторию); в других ситуациях автор сохраняет за собой всеведение, право наопеку читателя и поучительный комментарий. Система персонажей в романевоспитания тоже в свою очередь соответствовала закрепленному наборуамплуа; переход персонажа из одной категории в другую, слом перегородокмежду заданными траекториями движения в романной схеме воспринималсякак сознательный жест, проявление авторской воли и вызывал повышенноевнимание читателя.Все эти подвижные константы, интригующие парадоксы британскойипостаси романа воспитания воспринимались русской аудиторией с большойблагосклонностью и нашли благоприятный отклик в той игровой фельетоннойсреде, которая сложилась в русской журналистике 1840-1860-х годов.Полемика,журнальныемистификации,сталитеминеобходимымиатрибутами, что помогали «присваивать» и осваивать английский романвоспитания, редуцировать различия между культурными реалиями.Предметом исследования послужили наиболее характерные случаи, вкоторых прослеживается взаимодействие английского романа воспитания ирусской беллетристики примерно трех десятилетий XIX века.
Выбранныенами произведения попадают в две категории: одни хорошо известнырусскому читателю, обсуждались в журнальной критике, сохранили своюзначимость и сегодня, другие принадлежат авторам, которые забыты или нестоль хорошо знакомы широкой аудитории. Подобное соотнесение двухизмерений–нашсознательныйвыбор,посколькуотечественнаябеллетристика как сопровождение и не в последнюю очередь контекстпроизведений первого ряда позволяет объемно рассмотреть пути рецепциибританского романа воспитания, его поэтики, а также увидеть сквозь русскуюпризму спектр острых социальных и политических вопросов, которые стоятперед героями, осознать способы их схожих или, наоборот, противоположныхрешений в обстоятельствах разных культурных традиций, прямых и косвенны,очевидных и скрытых пересечений, прослеживаемых на разных уровнях, в томчисле типологическом, и в разных историко-литературных системахкоординат.В фокусе нашего внимания - сюжетные и фабульные коллизии,тематическийрепертуар,спецификанарративаанглийскогороманавоспитания и их проекции в русской беллетристике.
В 1840 - 1860 – е годы,когда наиболее интенсивно осваивается в русской культуре викторианскийроман воспитания, они становятся объектом пристальной рефлексии в русскойсловесности. Особенности этой рефлексии мы рассматриваем на примерероманов Гончарова «Обыкновенная история», Писемского «Тысяча душ»,Жадовской «Женская история» и других беллетристических сочинений этоговремени, связанных с кругом тем, особенностей сюжета, что были хорошознакомы русской аудитории прежде всего по романам Диккенса и Теккерея.Логика нашего выбора может быть объяснена двумя причинами:1)достаточно высокой концентрацией деталей британского романавоспитания в повествовательной ткани отечественной беллетристики этогопериода, концентрацией элементов, присутствующих в скрытых и во вполнеузнаваемых формах,2)наличием исследовательских лакун в изучении того, что можноназвать «морфологией» жанра британского романа воспитания, его строения,памяти, анализа сквозных интерпретаций русскими прозаиками, способа ихвключения в собственные тексты, а также соотнесения этих деталей всравнительной перспективе.В центре нашего исследования находится анализ сюжетостроенияроманов, а также функционирование персонажей в пространстве сюжета.
Мыопираемсянаразработанныевотечественномлитературоведениисюжетологические подходы, то есть те подходы, что сконцентрированы наизучении сюжета как способа организации повествования в литературномпроизведении.Вотечественномлитературоведениисюжетологияпредставлена уже в работах А.Н. Веселовского (к примеру, в «Поэтикесюжетов») [Веселовский, 1989]. Для нас были важны труды В.Я. Проппа[Пропп, 1928], В.Б. Шкловского [Шкловский, 1921], Б.В. Томашевского[Томашевский, 1999], М.М. Бахтина [Бахтин, 1979], Ю.М.
Лотмана [Лотман,1970; Лотман, 1998] и других российских исследователей [Левитан, Цилевич,1990; Маркович, 1991; Акимова, 2008; Печерская, Никанорова, 2010]. Работыпо нарратологии также представляют интерес в рамках изучения сюжетныхконструкций беллетристического произведения, в первую очередь работыВ. Шмида [Шмид, 1981; Шмид, 1998; Шмид, 2001; Schmid, 2003; Шмид, 2012;Шмид, 2008; Шмид, 2014].Актуальность исследованияАктуальностьисследованияобусловленанеобходимостьюразноаспектного изучения русской прозы 1840-1960-х годов как сферы свысоким сюжетным потенциалом, насыщенность образными, смысловымиколлизиями которой усиливается в зависимости от степени воздействияинокультурного жанрового опыта.
Соединение русской и английскойтрадиции романа воспитания в этот период дает возможность оценить степеньэкспериментальности новых прозаических форм, рожденных в результатетакого жанрового симбиоза. Художественная и эстетическая рефлексиярусских беллетристов по поводу викторианского Bildungsroman позволяетнаметить типологические закономерности творческого соединения егоэлементов, осознанно или спонтанно включенных в повествовательную тканьпроизведений, и выявить алгоритмы картографирования тематики и сюжетовв репертуаре русской прозы 1840—1860-х годов.Научная новизна исследованияНаучная новизна исследования состоит в выявлении сюжетныхконструкций английского романа воспитания, доминирующих в русскойбеллетристике 1840—1860-х годов (классический сюжет становленияджентльмена, история карьеры главного героя и женский роман воспитания);рассмотрении беллетристики 1840—1860-х годов сквозь призму освоенияэлементовсюжетов,структуры,нарративавикторианскогороманавоспитания; расширении компаративистской историографии изучения жанра.Объект исследованияОбъектом исследования являются произведения русской прозы 1840—1860-х гг., которые в разных формах осваивают сюжетные конструкциианглийских романов воспитания XIX века.Предмет исследованияПредметом исследования является морфология викторианского романавоспитания, а также характер отбора и динамика концентрации элементовданного жанра в русской прозе второй трети XIX века.Материал исследованияМатериалом исследования послужили произведения русской прозы,литературная критика (литературно-критические статьи, рецензии, обзоры),публицистика, переводы английских романов воспитания, опубликованные вотечественной периодике 1840—1860-х годов.Цель и задачи исследованияЦель работы — исследовать логику влияния и модификацию сюжетныхконструкцийанглийскогороманавоспитаниявбеллетристическихпроизведениях 1840- 1860-х годов.Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:1)сформировать исследовательскую базу и корпус материаловпериодики и отдельных изданий 1840—1860-х годов;2)выявитьнаиболеепопулярныесюжетныеконструкциианглийского романа воспитания в русских литературных произведениях1840—1860-х годов;3)романарассмотреть трансформацию исходного сюжета английскоговоспитанияврусскихбеллетристическихпроизведенияхисследуемого периода;4)классифицировать пути освоения и трансформации на русскойпочве сюжетов, разработанных в английском романе воспитания.Методы исследованияМетодологическую базу диссертационной работы составляют историколитературный и структурно-типологический методы.
Подходы к анализубеллетристики, ее функций в историко-литературном процессе основаны наклассическихисследованияхЮ.Н. Тынянова,Б.М. Эйхенбаума,В.В. Виноградова, Ю.М. Лотмана. Основные категории сюжета изучаются вконтексте работ А.Н. Веселовского, Б.В. Томашевского, Ю.М. Лотмана иВ. Шмида.