Диссертация (Кант трансцендентальное обоснование принципов права)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Кант трансцендентальное обоснование принципов права". PDF-файл из архива "Кант трансцендентальное обоснование принципов права", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУКНа правах рукописиАронсон Даниил ОлеговичКант: трансцендентальное обоснование принципов права09.00.03 — «История философии»Диссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:доктор философских наук, профессорСудаковАндрей КонстантиновичМосква, 2015ОглавлениеВведение......................................................................................................................................................
4Цели и задачи исследования ................................................................................................................. 4Новизна исследования и степень разработанности темы .................................................................. 6Актуальность исследования ................................................................................................................... 8Методологическая основа исследования ...........................................................................................
12Основные результаты исследования и тезисы, выносимые на защиту ........................................... 12I Современные подходы к обоснованию права у Канта ..................................................................... 14Тезис о независимости ......................................................................................................................... 14Телеологическое понимание ...............................................................................................................
22«Официальный взгляд» ........................................................................................................................ 29II Путь практической философии от «Критики чистого разума» до «Метафизики нравов» .......... 36Третья антиномия и источник кантовской практической проблематики ........................................ 36Что такое значимость в практической философии? ........................................................................... 39Дедукция свободы в «Основоположении к метафизике нравов» ...................................................
45Дедукция свободы в «Критике практического разума» .................................................................... 50Как устроено практическое познание? ............................................................................................... 53По какому основанию делятся практические учения в «Метафизике нравов»? ............................ 63Право и категорический императив .................................................................................................... 71Предварительные выводы ...................................................................................................................
73III Кантовская концепция свободы и ее роль в философии права .................................................... 77Роль постулата свободы в практической философии в целом ......................................................... 77Роль понятия свободы в учении о праве ............................................................................................ 79Кантовская концепция свободы .......................................................................................................... 84Эмпирическое понятие свободы в спекулятивном отношении....................................................
88Эмпирическое понятие свободы в практическом отношении ...................................................... 89Трансцендентальная идея свободы в спекулятивном отношении .............................................. 91Трансцендентальная идея свободы в практическом отношении ................................................ 92Внешняя и внутренняя свобода ...........................................................................................................
97Свобода и трансцендентальное обоснование права....................................................................... 100IV Естественное право ............................................................................................................................ 103Логическое выведение понятия права из понятия свободы........................................................... 103Конструирование права: право и принуждение ..............................................................................
106V Частное и публичное право................................................................................................................ 1132Разделы учения о праве и их взаимосвязь ....................................................................................... 113Частное право ......................................................................................................................................
116Дедукция понятия интеллигибельного владения ........................................................................ 118Приобретение по договору ............................................................................................................ 122Публичное право ................................................................................................................................. 124Кантовская теория общественного договора ...............................................................................
124Обоснование публичного права .................................................................................................... 128VI Карательное право и право помилования...................................................................................... 132Право наказания..................................................................................................................................
132Право помилования ............................................................................................................................ 140Заключение .............................................................................................................................................
143Список литературы ................................................................................................................................. 1493ВведениеЦели и задачи исследованияДля Канта трансцендентальное обоснование того или иного понятия – этодоказательство того, что это понятие имеет силу для любого разумного существа.
1Чтобы понятие имело силу для любого разумного существа, оно, прежде всего, недолжно зависеть от опыта. Поэтому первым шагом в трансцендентальном обоснованиипонятия является доказательство его априорности.Но даже строго априорное понятие не обязательно имеет силу для любогоразумного существа или вообще хоть для кого-то. Чтобы понятие имело силу, онодолжно иметь какое-то применение. Поэтому чтобы в полной мере доказатьобщезначимость понятия, надо не просто показать, что оно априорно; надо еще найтикакую-то область, где его применение неизбежно.
Кант называет эту часть обоснования«трансцендентальной дедукцией», заимствуя термин «дедукция» из юриспруденции.Ведь речь, по его словам, идет о том, чтобы ответить на вопрос: По какому праву япользуюсь этим понятием?Чтобы ответить на этот вопрос, надо показать, где и как понятие применимо, ипочему без него нельзя обойтись. Например, трансцендентальная дедукция категорийрассудка – это «объяснение того, каким образом понятия могут a priori относиться[иначе говоря, применяться – Д. А.] к предметам». 2 Проще говоря, надо показать, чтобез категорий рассудка не может быть никакого познания. Предметом в данном случаеявляется возможный опыт, а результатом трансцендентальной дедукции будетоправдание претензий чистого естествознания на то, что его законы пригодны дляописания мира явлений.
Так называемая «метафизическая дедукция» доказываетаприорное происхождение категорий «их полным совпадением со всеобщимилогическими функциями мышления». 3 Но тем самым еще не доказано, что категориипригодны не только для мышления, но и для познания. Здесь и возникаетнеобходимость в трансцендентальной дедукции рассудочных категорий, котораяпризвана показать, что происходящие из рассудка понятия – не просто пустые, хоть иПролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука. С. 55. Прицитировании сочинений Канта, указывается их заглавие и номер страницы, на которой цитата находитсяв издании из списка литературы. Прочие библиографические данные не указываются.
«Критика чистогоразума» по умолчанию цитируется по изданию Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения нанемецком и русском языках. Под. ред. Н. Мотрошиловой и Б. Тушлинга. Т. 2. Ч. 1. М.: «Наука». 2006.При цитировании по другим изданиям указываются библиографические данные.2Критика чистого разума. С. 187 / В1173Там же. С. 235 / В15914логически непротиворечивые, мысли, но необходимые средства эмпирическогопознания, т.е. условия возможности познавать явления.В сочинениях по практической философии – «Основоположении к метафизикенравов» и «Критике практического разума» - тоже ставится проблема дедукции.
Онавозникает в связи с тем, что нравственность содержит безусловные предписания. Вопыте не может быть ничего безусловного, поэтому предписания нравственностиимеют силу только в том случае, если происходят не из опыта. Выведя всеобщуюформулу безусловного предписания (свой знаменитый категорический императив),Кант приходит к выводу, что она логически связана с понятием свободы. Поэтому ratioessendiнравственныхзаконов–этосвобода,причем,трансцендентальная,умопостигаемая свобода как способность к абсолютной спонтанности.
Таким образом,в практической философии основной задачей дедукции становится доказательство того,что понятие свободы имеет необходимое применение в практике. Как выражается Кантв «Основоположении», задача состоит в том, чтобы показать, что «разумное существоне может действовать, не руководствуясь идеей свободы». 4Что касается принципов права, то, коль скоро они тоже претендуют на всеобщую ибезусловную значимость (а Кант, несомненно, полагал, чтопретендуют), для нихтакже должно быть приведено трансцендентальное обоснование.Однако здесь возникают сразу две проблемы.Во-первых, декларированный Кантом замысел был в том, чтобы предпослатьметафизике, т.е.