Диссертация (Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями". PDF-файл из архива "Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
чел. относятся к группе, на которую священство регулярно может оказыватьагитационно-мобилизационное воздействие.Необходимо отметить, что по другим подсчетам, предъявляющим к верующим менее жесткие требованиясреди православных «доля респондентов, которые более менее активно участвуют в жизни религиозныхорганизаций, составляет около 30%» [Синелина Ю.Ю.
О динамике религиозности россиян и некоторыхметодологических проблемах его изучения (религиозное сознание и поведение православных и мусульман) //Социологические исследования. 2013. №10. С. 104-115], а если быть более точным, то на 2011 г. таковыми моглисчитаться 32% от всех православных.33Квирквелия О.Р. Политические партии борются за религиозный электорат // Независимая газета –Религии.
2003. URL: http://www.ng.ru/politic/2003-07-02/1_party.html14является предвыборная активизация КПРФ, когда лидер компартии начинаетпублично заявлять о наличии у коммунистов и православных общих ценностей,общего видения будущего и общих врагов34, называть Христа «первымкоммунистом в новом летоисчислении»35 и сообщать, что не видит различиймежду Нагорной проповедью и Кодексом строителей коммунизма36.
Не отстаютна данном поприще и другие политические силы. Уже обыденным явлением сталоприсутствие Президента РФ, Премьер-министра РФ37 и глав субъектовфедерации38, репрезентирующих партию «Единая Россия», на рождественских ипасхальных богослужениях, а с недавних пор в ранг новости требующейупоминания на всех федеральных каналах был возведен и факт совершенияглавой государства таинства крещения39, причащения40, поздравления патриарха стезоименитством и прикладывания к мощам41, а также присутствия на церемонииосвящения храма42, открытия памятного креста43, посещения религиозныхцентров44 и т.п.
Представители другой парламентской партии «Справедливая34Коммунизм и православие. URL: http://www.zyuganov.kprf.ru/news/pravoslavie-i-kommunizmЗюганов считает Христа «первым коммунистом в номов летоисчислении». URL:http://tass.ru/obschestvo/322371736Зюганов: кодекс строителя коммунизма и нагорная проповедь полностью совпадают. URL:http://www.newizv.ru/lenta/2012-04-15/162277-zjuganov-kodeks-stroitelja-kommunizma-i-nagornaja-propoved-polnostjusovpadajut.htmlВ КПРФ не поняли статью 14 Основного закона. Конституционному суду предложат найти четкоеопределение для светского государства // Независимая газета.
URL: http://www.ng.ru/politics/2017-0525/1_6995_kprf.html37Путин и Медведев посетили пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. URL:http://www.interfax.ru/russia/50648138ГубернаторВоронежскойобластипосетилПасхальноебогослужение.URL:http://communa.ru/obshchestvo/gubernator_voronezhskoy_oblasti_posetil_paskhalnoe_bogosluzhenie01052016/Губернатор [Смоленской области] посетил Рождественскую вечерню в Свято-Успенском кафедральномсоборе. URL: https://admin-smolensk.ru/news/news_10755.htmlГубернатор Аман Тулеев [Кемеровская область] посетил Знаменский кафедральный собор, где прошлорождественское богослужение.
URL: http://kemoblast.ru/news/governor/2015/01/07/gubernator-aman-tuleev-posetilznamenskij-kafedralnyj-sobor-gde-proshlo-rozhdestvenskoe-bogosluzhenie.htmlГубернатор Волгоградской области Андрей Бочаров встретил Крещение в Палласовке. URL:http://www.volgograd.kp.ru/online/news/2280861/АлексейДюмин[Тульскаяобласть]посетилбогослужениевселеСебино.URL:http://tula.smizz.ru/art/posetil-bogosluzhenie-v-sele-sebino/4446236539Путин рассказал историю своего крещения. URL: https://rg.ru/2016/11/20/putin-rasskazal-istoriiu-svoegokreshcheniia.html40Путин причастился в Валаамском монастыре. URL: http://www.interfax.ru/russia/51787041Путин приложился к мощам святителя Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя. URL:http://tass.ru/obschestvo/427924642ПутиноткрылновыйхрамнаЛубянке.URL:http://www.rbc.ru/politics/25/05/2017/5926b3839a79471d19b94ea343Путин открыл в Кремле крест в память о великом князе Сергее Александровиче.
URL:http://tass.ru/obschestvo/423184944Путин возвращает старообрядцам доверие к власти. URL: https://www.vz.ru/politics/2017/5/31/872699.html3515Россия» также не упускают момента публично посетить религиозное учреждениеи выдвинуть проправославный лозунг45. О своем крещении в СМИ любитупомянуть и лидер ЛДПР В.В. Жириновский46, трансляция купания которого врождественской купели также уже стала традиционной на федеральных каналах.В некоторых случаях конкуренция политических партий на религиозном поледоходит до анекдотичных ситуаций, которые, однако, как нельзя лучшехарактеризуют текущую обстановку с политизацией религии в России. Так в 2016г.
председатель ЛДПР В.В. Жириновский осудил депутата от «Единой России»Н.С. Валуева за неканоническое купание в рождественской проруби47.Иными словами, в современной России общность православных верующихстала восприниматься политическими партиями как полноценный источникэлекторальной поддержки, а апелляция к религиозной идентичности и выражениелояльностиРПЦзанялиместонеотъемлемыхэлементовизбирательныхкампаний.Академическое сообщество располагает крайне скудными сведениями ополитических предпочтениях граждан, позиционирующих себя интервьюерам вкачестве православных верующих.
Действительно ли разыгрывание религиознойкарты является эффективным средством в современной политике?48 Какреагируют верующие на проправославную риторику партий и кандидатов?49Отличаются ли политические предпочтения различных подгрупп православныхверующих? Существует ли связь между погруженностью в религиозную среду иполитическими предпочтениями православных верующих? Таким образом,45Сергей Миронов потребовал вернуть церкви Царскосельский храм преподобного Сергия Радонежского.URL: http://www.pravoslavie.ru/42330.htmlСергей Миронов посетил Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Уссурийске.
URL:http://mironov.ru/news/sergej-mironov-posetil-hram-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy-v-ussurijske/НиколайЛевичевпосетилхрамВоскресенияХристовавКадашах.URL:http://www.spravedlivo.ru/5_30722.html46Особое мнение с В.Жириновским. URL: http://echo.msk.ru/programs/personalno/1837620-echo/47Жириновский осудил Валуева за излишне активное купание в проруби.
URL:https://lenta.ru/news/2016/01/19/zhirinivsky/48Бурьянов С.А. Религия на выборах в России. Фактор отношений государства с религиознымиобъединениями в федеральном избирательном цикле 2003 - 2004 года. М.: Б.и., 2005.Верховский А. Власть и религия в современной России // Свободная мысль - XXI. 2004. №4.
С.143-155.49Дубов И. Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян кполитическим лидерам // Полис. Политические исследования. 2001. № 2. С. 78-92. URL:https://www.civisbook.ru/files/File/Dubov_2001_2.pdf16проявляется проблема отсутствия знания о том, каковы последствия увеличениястепени воцерковленности для такой характеристики социального поведенияправославных верующих как голосование за партию на парламентских выборах вРФ?Приэтомвоцерковленностьмаркируетсявкачественезависимойпеременной50 (признака, стратифицирующего социум православных верующих иопределяющего различия при выборе партии), а голосование за партию нафедеральных парламентских выборах – зависимой. В категориях поведенческогоанализа воцерковленность выступает в роли стимула, который вызывает реакциюв виде изменения электоральных предпочтений51.На наш взгляд, между дифференцированной воцерковленностью (частотойпосещения религиозных служб) православных россиян и их голосованием запартиюнафедеральныхпарламентскихвыборахсуществуетсвязь.Электоральный выбор номинальных и набожных верующих значимо различается.50Употребление характеристик религиозности в качестве переменных, определяющих политическиепредпочтения, является уже устоявшейся традицией в социальных науках.См.: Lazarsfeld P.F., Berelson B., Gaudet H.
The People’s Choice. How the Voter Makes Up his Mind in aPresidential Campaign. New York: Columbia University Press, 1944.; Berelson B., Lazarsfeld P.F., McPhee N.W. Voting:A Study of Opinion formation in a Presidential Campaign. Chicago: University Chicago Press, 1954.; Campbell A., GurinG., Miller W.E.
Political Issues and the Vote: November, 1952 // American Political Science Review. 1953. №47. Рр. 359–385.; Lipset S.M., Rokkan S. Cleavage structure, party systems, and voter alignments: An introduction // Party Systems andvoter alignments. Lipset S.M., Rokkan S. (eds.) New York: The Free Press, 1967.; Rose R. Comparability in ElectoralStudies // Rose R.
(ed.). Electoral Behaviour: A Comparative Handbook. New York: Free Press, 1974.; Lijphart AReligious vs. Linguistic vs. Class Voting: The “Crucial Experiment” of Comparing Belgium, Canada, South Africa, andSwitzerland // American Political Science Review. 1979. Vol. 73: Pp.442-458.; Inglehart R., Baker W.E. Looking Forward,Looking Back: Continuity and Change at the Turn of the Millennium // American Sociological Review.
2000. №65. Pp.19–51.; Knutsen O. Religious Denomination and Party Choice in Western Europe: A Comparative Longitudinal Study fromEight Countries, 1970-1997 // International Political Science Review. 2004. Vol. 25. №1. Pp.97-128.; Van der Brug W.,Hobolt S.B., de Vreese C.H. Religion and Party Choice in Europe // West European Politics. 2009. Vol.
32. №6. Pp.12661283.51Для определения направления возможной причинно-следственной связи между воцерковленностью иполитическими предпочтениями использовались не только исследования предшественников, но и логическоеобоснование, согласно которому политический выбор индивида в большей степени подвержен изменениям,нежели религиозный выбор.В большинстве случаев религиозная конверсия, равно как и трансформация степени погруженности врелигию, требуют от индивида значительных временных и когнитивных затрат.
Иными словами, сменарелигиозной принадлежности и усиление/ослабление воцерковленности являются нечастыми событиями в жизнисреднестатистического человека и проецируют результат тщательного долговременного осмысления, в то времякак необходимость политического выбора разного уровня встает перед россиянином гораздо чаще и носит, какправило, ситуативный и малообдуманный характер.Таким образом, высоковероятно, что связь должна исходить от воцерковленности по направлению кполитическим предпочтениям, а не наоборот, иначе (в случае наличия связи) религиозная идентификация россиянпретерпевала бы кардинальные изменения каждый электоральный цикл.17Однако субъектом причинности52 партийных предпочтений оказывается нечастота посещения богослужений, а связанные с ней религиозные явления.Основное воздействие на партийный выбор верующего оказывает первичнаясоциальная группа православных, к которой индивид принадлежит и с которой онвзаимодействует до, во время и после посещения религиозных служб.
Социальнаягруппа верующих: 1) опосредовано влияет на предпочтения индивида черезценности и мировоззренческие компоненты, которые он усваивает в процессерелигиозной социализации верующих; 2) напрямую влияет на предпочтенияиндивидачерезпастыряиобразовавшуюсявокругсвященникасреду,приходскую общину.Степень научной разработанности. В западной науке дискуссия о том, чтотакое религиозность и как ее возможно измерить развернулась еще во второйполовине ХХ в. Среди зарубежных исследователей, посвятивших свои работыконцептуализации и операционализации религиозности, необходимо отметитьтаких авторов как: Г. Олпорт, Д.
Батсон, Г. Ленски, Ч. Глок, Р. Старк, Е. Фукуяма,Дж. Фолкнер и Г. де Йонг, М. Кинг и Р. Хант53 и др. В числе отечественных52Термин «субъект причинности» взят из работ И. Канта. «Действие уже означает отношение субъектапричинности к следствию. <…> В самом деле, утверждение, что первый субъект причинности всякоговозникновения и исчезновения сам не может (в сфере явлений) возникать и исчезать, есть бесспорный вывод,приводящий к [понятию] эмпирической необходимости и постоянности в существовании, стало быть, к понятиюсубстанции как явления» [Кант И.
Критика чистого разума / Перевод Н. Лосского. М.: Мысль, 1994.].Здесь и далее под «субъектом причинности» партийного выбора православных верующих понимаетсяявление (в терминах И. Канта – субстанция), наличие или воздействие которого привело к голосованиюроссиянина, идентифицирующего себя как православного верующего, за ту или иную партию на федеральныхпарламентских выборах.53Allport G.