Диссертация (Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями". PDF-файл из архива "Явление дифференцированной воцерковленности православных россиян и его связь с партийными предпочтениями", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Так в современной Россиипредставители религиозных организаций регулярно становятся депутатамифедеральныхзаконодательныхорганов,членамигосударственныхконсультативных и совещательных институций, советниками руководителейвысших государственных органов и т.п. Кроме того, в нижней палате российскогопарламентанапротяженииуженесколькихсозывовфункционирует«Межфракционная депутатская группа по защите христианских ценностей» ирегулярно проходят выступления духовенства в рамках РождественскихПарламентских встреч.Из всех существующих в России религиозных организаций наибольшеевлияние на политическую сферу оказывает Русская Православная ЦерковьМосковского Патриархата (РПЦ МП). Первые попытки выхода православногоклира за «церковную ограду» в сферу политики фиксировались еще в конце 80-х –начале 90-х гг.
XX в. Однако подобные случаи не имели ощутимых результатов ине носили массового характера. Первым значимым политическим актом РПЦ в90-е гг. стало успешное лоббирование Федерального закона «О свободе совести ирелигиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ, где был употребленконцепт традиционных религий России, требующих к себе более уважительногоотношения, чем к иным религиозным течениям, а также прописана «особая рольправославия в истории России, в становлении и развитии ее духовности икультуры»9.Первое десятилетие XXI в. характеризуется относительной гибернациейполитической9деятельностиРПЦ.Улучшениефинансово-экономическогоФедеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ.6положения россиян, произошедшее в это время в связи с поднятием цен наэкспортируемые Россией углеводороды, с одной стороны увлекло церковь врешениенасущныххозяйственныхпроблемприпомощивыстраиванияэффективной экономической машины, а с другой – минимизировало потребностьсветской власти в дополнительной легитимации.
Однако в 10-е гг. ситуациярадикально изменилась. Мировой финансовый кризис и резкое падение цен науглеводороды нанесли ощутимый удар по экономическому благосостояниюгосударства и населения, чем существенно сократили ресурсную базу церкви10 иподорвали основы легитимации сложившегося в России политического режима11.Трансформация контекстуальных условий совпала с интронизацией в 2009 г.деятельного и целеустремленного Патриарха Кирилла, взявшего курс на активноевзаимодействие с государственными органами, в том числе и в политическойсфере.Позднее был принят и Федеральный закон «О внесении изменений встатью148УголовногокодексаРоссийскойФедерациииотдельныезаконодательные акты Российской Федерации в целях противодействияоскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» 12 от 29.06.2013 г.
№136-ФЗ. Содержание закона предусматривало перевод публичных действий,совершенных «в целях оскорбления религиозных чувств верующих», ранеесчитавшихсяпреступлений.административнымОднакоправонарушением,правоприменительнаявпрактикаразрядуголовныхданногозаконаследовала ранее заданному вектору неравнозначности различных религиозныхтечений для российского государства и «особой роли» православия. В том жеключе в 2015 г.
была принята поправка в Федеральный закон «О противодействииэкстремистской деятельности»13 от 25.07.2002 № 114-ФЗ, регулировавшая10Михайлов К. Реформы системы церковного управления Русской православной церкви 2009-2013 годов:ход и результаты // Социум и власть. 2014. № 1. (45). С. 5-11.11Makarenko B. Post-Crimean Political Order // The State of Russia: What Comes Next? Houndmills: PalgraveMacmillan, 2015. Pр. 6-27.12Федеральный закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерациии отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозныхубеждений и чувств граждан» от 29 июня 2013 г. № 136-ФЗ13Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии экстремистскойдеятельности» от 23.11.2015 ноября2015года №314-ФЗ.7особенностиэкстремистскойприменениязаконодательствадеятельностивРФотношенииопротиводействиирелигиозныхтекстовиустанавливающая невозможность признания Библии, Корана, Танаха и Ганджураэкстремистскими материалами.
Логичным продолжением зафиксированнойтенденции стало принятие в 2016 г. пакета поправок Яровой-Озерова («пакетаЯровой»)14,ужесточающихрегулированиерелигиозно-миссионерскойдеятельности, и фактически направленного на преследование и осложнениежизнирелигиознымменьшинствамРоссии,атакжеликвидация«Саентологической церкви Москвы»15 и признание деятельности «СвидетелейИеговы» экстремистской16.Одним из следствий укрепления позиций православного клира и его выхода«за церковную ограду», отчетливо проявившихся уже в начале 2010-х годов,сталиповышениеуровняконфликтностивобществеирадикализациясторонников и противников десекуляризации.
На поведенческом уровне этовыразилось сначала в относительно мирных акциях (панк-молебен группы PussyRiot в храме Христа Спасителя, различного рода выступления православнойобщественности, направленные на срыв или запрет спектаклей, концертов и т.п.).Однако, по мере накаливания обстановки противостояние вылилось в побои,хулиганство и вандализм (вторжение группы православных во главе с Д.Смирновым на праздник, организованный радиостанцией «Серебряный дождь»;погром на выставке В.А. Сидура в Манеже, устроенный активистамиправославного движения «Божья Воля»; разрушение барельефа с фигуройМефистофеля в Санкт-Петербурге; избиение защитников парка «Торфянка»;Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ14Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» иотдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мерпротиводействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 6.07.2016 г.
№ 374-ФЗ.Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействиятерроризму и обеспечения общественной безопасности» от 6.07.2016 г. № 375-ФЗ.15Мосгорсуд удовлетворил иск Минюста о ликвидации саентологической церкви Москвы. URL:http://tass.ru/obschestvo/246395716Обойдемся без «Свидетелей».
Верховный суд запретил деятельность «Свидетелей Иеговы». . URL:https://www.gazeta.ru/social/2017/04/20/10636739.shtmlАлексеева А. Пастора выдворить, книги сжечь. Как верующие страдают из-за «пакета Яровой». URL:https://snob.ru/selected/entry/1254488террористическая атака на кинотеатр «Космос» в Екатеринбурге и поджегавтомобилей у студии режиссера А.Е. Учителя, устроенные православнымифундаменталистами).Эскалация конфликта привела к переходу противостояния из духовнойсферы в политическую, вследствие чего, помимо свойственного десекуляризациипроцесса клерикализации политики (привнесения в политическую жизньрелигиозных ценностей и смыслов), развернулся близкий по содержанию, нопротивоположный по результатам процесс политизации религии (привнесение врелигию идеологических и политических ценностей и смыслов).Такое развитие событий деформировало установившийся в России нарубеже веков «проправославный консенсус», усилив поляризацию общества, длямногих представителей которого религиозный вопрос оказался тождествененполитическому.
Так акция панк-рок группы «Pussy Riot» в Храме ХристаСпасителя фактически поделила общество на лояльных власти «православныхконсерваторов» и оппозиционно настроенных «неверующих либералов». Неменее показательным оказался и раскол в среде российских националистов,которая с началом военных действий на юго-востоке Украины разделилась на двалагеря: (нео)язычников – сторонников национального государства, критикующихправящий режим, и православных, поддерживающих действующую власть ипроводимую ею имперскую (великодержавную) политику. Схожий эффект, ноуже на российскую общественность в целом, произвел фильм А.Е. Учителя«Матильда», споры вокруг показа которого разделили общность православныхверующих на православных-либералов и православных-консерваторов.Вместе с тем смысловое сближение религиозных и политическихэлементов, происходящее на фоне интенсификации религиозных расхождений иповышенияградусанетерпимостикполитическомуирелигиозному«инакомыслию» в российском обществе, привело к усилению центробежныхстремлений среди представителей религиозных объединений и их руководителей.Разбалансировкасилврелигиозномпространстве,вызваннаяобоюднонаправленным тяготением религии и политики в целом, а Русской православной9церкви и руководителей государственного аппарата в частности17, привела кувеличениюконфликтогенностиврелигиознойсфереиактивизациипротивостояния различных религиозных групп18, направивших свои усилия наприобретение большего политического веса19 в органах законодательной иисполнительнойвласти,атакжевсовещательныхиконсультативныхинституциях20.Инымисловами,контролироватьосуществленнаястремящуюсякроссийскойавтономизациивластьюрелигиюпопыткапривелакдискурсивному и смысловому сближению политического и религиозного,нарушениюинтеграционнойфункциирелигииитрансформацииролирелигиозного фактора в российском социальном и политическом пространстве, ноне умалила ни притязаний религии на усиление и политическую автономию, нитемповдесекуляризациироссийскогообщества.Врезультатеподобныхпертурбаций общественно-политическое равновесие интересов религиозномировоззренческих групп нарушилось, так как роль общности православных17Например: сектоборческое движение, использование маркера «секта» и поддержки православныхиерархов в предвыборной борьбе, привлечение священнослужителей к политической агитации, формированиеагрессивно настроенных молодежных религиозных организаций («Божья Воля», «Сорок Сороков»), тесноевзаимодействие РПЦ с главами субъектов РФ, роль в принятии, так называемого, «пакета Яровой», регулярныевыступления клира в Государственной Думе в рамках Рождественских Парламентских встреч, функционированиев Государственной Думе Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей, назначениепервого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ РПЦМП А.В.