Диссертация (Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества". PDF-файл из архива "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Ксенофонтов полагает, что на современном этаперусская идея включает в себя:•духовность (подразумевающую уважение личной свободы,принятие социокультурного наследия; уважительное отношение к религии,языку, традициям народов, проживающих на территории России, признаниеприоритета справедливости, блага, добра, гуманности и т.д.; уважение кчужой точке зрения и моральному выбору личности и т.д.);•народовластие (требующее от государства служения народу);•державность (наличие общих границ, поддержание культурныхтрадиций, признание равенства всех народов и этнических групп страны;обеспечение себе достойного места в мировой цивилизации);•открытость (но не копирование зарубежных моделей), свободучеловека (справедливость, равноправие и уважение к каждому, консолидацияи солидарность) 2.Путин: патриотизм – «это и есть национальная идея» // Политика, ТАСС от 03.02.2015 г.Электронный ресурс: http://tass.ru/politika/2636647 Дата обращения: 27.08.2016 г.2Ксенофонтов В.
В. Русский мир и глобализация // Век глобализации. 2009. №2.140В свою очередь, экономист Р.М. Ямилов формулирует русскую идею втриаде: Труд. Космос. Воспитание. Раскрывая смысл данной триады, учёныйпоясняет, что ключевой задачей России и Русского мира является труд радикосмоса, который воспроизводился бы посредством воспитания (т.е. трудаучителя) 1.Итак, русская идея, присущая Русскому миру, имеет многовековуюисторию становления и развития и основывается на патриотизме, любви илояльностикакосновополагающихпринципах.Вотличиежеотпервоначальной русской идеи, базировавшейся на идеях православия,современная Русская идея включает в себя ряд традиционных нравственныхи мировоззренческих ценностей, прививаемых воспитанием (свобода,открытость, уважение, гуманность, справедливость, духовность и т.д.), атакже веру в будущие совместные достижения, основанные на честномтруде.1.2.
«РУССКИЙ МИР» КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ВСОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИДля определения конкретных характеристик и конструктов Русскогомира, необходимых для формирования его адекватного образа, требуетсячёткое понимание сущности данного явления, его истории и динамики,трансформации его трактовки в научных исследованиях.Понятие «Русский мир» является объектом научных исследованийразличных областей социально-гуманитарного знания (политологической,социологической, этнологической, исторической, культурологической,религиоведческой, философской, филологической, экономической и др.), чтосвязано, в первую очередь, с широтой и многоаспектностью исследуемогопредмета.1.2.1.
Понятие «Русский мир» как объект исследования в различныхобластях социально-гуманитарного знанияС конца XX века в каждой из названных областей проводилисьнаучные исследования Русского мира в одном или нескольких аспектах,Ямилов Р.М. Русский мир Vs Англосаксонский мир: попытка построения национальнойидеи // Гуманитарные научные исследования, 2015.
№8.141представляющих особый интерес для конкретной научной области. Онивключают постановку проблемы, попытки квалификации данного явления,изучение особенностей и ключевых характеристик данной общности.Отметим, что наибольшую активность в исследовании Русского мирана современном этапе проявляют политологи. Это обусловлено поискомновых способов взаимодействия России с мировым сообществом на фонеусиления миграционных и глобализационных процессов вследствие распадаСССР.В этой ситуации, по словам философа и политолога Б.
В. Межуева,«Россия-реальность уступила место России-проекту», в связи с чем «для всехпроектировщиков и создателей виртуальных пространств появилсяуникальный шанс попробовать свои конструктивные возможности посозданию новых реалий и переформатированию старых. Проект Русский мир– по всей видимости, первый, но не последний проект, нацеленный на то,чтобы заполнить нишу, образовавшуюся после катастрофическогопоражения партии жизни»1. Впоследствии изменение геополитическойситуации обусловило необходимость переосмысления и развития концепции.В данном исследовании мы предлагаем комплексное рассмотрениепонятия «Русский мир» с точки зрения ряда социально-гуманитарных наук сцелью создания всестороннего описания сущности и выявление потенциаладанной общности в свете необходимости формирования её адекватногообраза в мировом сообществе.В 90-е г.г. XX века были определены три основных направления путиразвития взаимоотношений России с миром:1.
Геоэкономический, предполагающий адаптацию к мировомусообществу.2. Геополитический, заключающийся в изоляции от мира.3. Геокультурный, основанный на построении взаимодействия с миром,а также попытке его частичной трансформации 2.Межуев Б. В. Геоэкономика против геополитики / Русский архипелаг, 2000 Электронныйресурс: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history00-03/mezhuyev-geoeconom/ Датаобращения: 20.08.2016 г.2Классификация дана в терминологии С.Н. Градировского и Б.В.
Межуева (См.:Градировский С.Н. Межуев Б. В. Русский мир как объект геокультурного проектирования/Русскийархипелаг,2003Электронныйресурс:142Определение современного Русского мира как общности былосформулировано политтехнологами П. Г. Щедровицким и Е.В. Островским в1998 г. при разработке концепции государственной политики России вСодружестве Независимых Государств (СНГ)1, a затем развито в рядепрограммныхстатей2.Даннуюконцепциюможноотнестикгеоэкономическому направлению, предполагающему сотрудничество Россиии многочисленных русскоязычных диаспор во всём мире, способныхсодействовать интеграции нашей страны в мировое пространство.Авторы предлагают понимать Русский мир в качестве сложившегося напротяжении XX века социокультурного пространства, под которым имипонимается сетевая структура больших и малых сообществ, думающих иговорящих по-русски 3.
Согласно данной концепции Русский мирпредставляетсяновымтипомгосударственности(сетевым,постнациональным, космополитичным государством), формирующимся вXXI веке, основным ресурсом конкурентоспособности которого становитсяhttp://www.archipelag.ru/ru_mir/history/histori2003/gradirovsky-russmir/ Дата обращения:20.08.2016 г.)1См.: Щедровицкий П.Г. Русский мир: восстановление контекста / Русский архипелаг,2001 Электронный ресурс: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history01/shedrovickyrussmir / Дата обращения: 20.08.2016 г.2См.: Островский Е.В., Щедровицкий П.Г. Россия: страна, которой не было / Русскийархипелаг, 1999 Электронный ресурс: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history9900/shedrovicky-possia-no/ Дата обращения: 20.08.2016 г.3Например, Островский Е.В., Щедровицкий П.Г. Россия: страна, которой не было /Русскийархипелаг,1999Электронныйресурс:http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history99-00/shedrovicky-possia-no/ Дата обращения:20.08.2016 г.43его диаспора 1.
Слово же «мир» в названии оценивается авторами какнаиболее «адекватное характеру происходящего процесса»2.Таким образом, впервые к данному понятию на современном этапе егоисследований обратились политологи, рассматривавшие его в аспектеприменения гуманитарных технологий 3 в рамках геоэкономической икультурной политики России, проще говоря, считая Русский миринструментом имиджеобразования России на мировой арене. ПосредствомРусского мира авторами концепции планировалось сформироватьследующий имидж России:•прогрессивный, а не агрессивный;•присутствующий как в мировом культурном пространстве, так ив сознании людей;сближающий и объединяющий русских людей во всём мире4.Описанная концепция основывалась на книге историка и философаМ.Я.
Гефтера «Мир миров – российский зачин». По его мнению,современный мир «и есть Мир миров, каждый из которых и сам по себе, ипроекция искомого мирового сообщества; каждый из которых заинтересован•В научной среде нет единообразного мнения о том, что такое диаспора. Считается, чтопребывание этнической общности людей за пределами страны или территории ихпроисхождения в иноэтнической среде – это важнейший признак диаспоры. При этомтакая общность должна сохранять ключевые характеристики национальной самобытностисвоего народа, содействовать развитию его языка, культуры, самосознания. Диаспорамине являются группы лиц, у которых нет потребности к самосохранению, что предполагаетсоответствующие организационные формы реализации этой потребности.
То есть«диаспора становится именно русской диаспорой, а не тривиальной миграцией илисовокупностью всех выходцев из страны потому, что она осознаёт и воспроизводит своёединство во внешнем мире на основе главной культурно отличительной черты – русскогоязыка». (Тишков В. Русский мир: смысл и стратегии // Стратегия России №7, 2007Электронныйресурс:http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?archive=1185275035&id=1185274651&start_from=&subaction=showfull&ucat=14 Дата обращения: 08.04.2016 г.)2Щедровицкий П.Г.
Кто и что стоит за доктриной Русского Мира / Part.org.ua, 08.11.2000Электронный ресурс: http://www.shkp.ru/lib/publications/30 Дата обращения: 20.08.2016 г.3«Гуманитарные технологии – совокупность технологий, направленных на создание,образование, обработку либо изменение правил и рамок со-общения и взаимоотношениялюдей согласно вызовам имеющейся внешней (как общественной, так и природной)среды». (Островский Е.В., Щедровицкий П.Г.
Россия: страна, которой не было / Русскийархипелаг, 1999 Электронный ресурс: http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history9900/shedrovicky-possia-no/ Дата обращения: 20.08.2016 г.)4См.: Гефтер М.Я. Мир миров – российский зачин, 1994 Электронный ресурс:http://www.reading.mobi/bokreader.php/14670/Gefter_-_Mir_mirov_-_rossiiiskiii_zachin.html/Дата обращения: 20.08.2016 г.144в том, чтобы другие не были похожи на него, сохранили и обогатили своюнепохожесть» 1. В понимании исследователя, будущее России – «не мироваяКоммуна, не сверхдержава, a всего лишь один из миров в Мире»2.Другим источником, повлиявшим на авторов концепции, стал проект«Русского института», созданный философом С.Б.