Теолого-психологическая концепция Ойгена Древермана, страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Теолого-психологическая концепция Ойгена Древермана", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Новые стратегии философского поиска». Москва, 4 – 5 декабря2012 года (доклад - «Исследователи советского периода о сближениипсихологии бессознательного и религии»).XX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодыхученых «Ломоносов». Москва, 11 апреля 2013 года (доклад - «Сближениепсихоанализа и теологии: объединение противоположностей или ожидаемаявстреча?»).V Семинар по истории отечественного религиоведения. Москва, 15 апреля2013года(доклад-«Психоанализирелигия:взглядсоветскихисследователей»).Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите кафедройфилософии религии и религиоведения философского факультета Московскогогосударственного университета имени М. В.
Ломоносова. Основные положения16диссертации отражены в публикациях, список которых приведен в концеавтореферата.Структура диссертации.Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения,БиблиографиииПриложения.Объемдиссертации–194страницы.Библиография насчитывает 159 наименований, из них 79 – на иностранныхязыках.II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо Введении обосновывается актуальность и новизна темы исследования,формулируются объект и предмет исследования, его цель и задачи,определяетсяегометодологическаяоснова,рассматриваетсястепеньразработанности темы в отечественной и иностранной литературе, а такжераскрывается теоретическое и практическое значение диссертационногоисследования.В первой главе диссертации раскрываются основные предпосылкиформирования концепции Древермана.В первом параграфе первой главы дается представление об основныхмоментах развития подхода к исследованию библейских текстов в рамкахпсихологии бессознательного и его особенностях.
Для этого нами проводитсясравнительный анализ трудов Фрейда, Абрахама, Ранка, Гроддека, Леви, Райка,Юнга, Сонди, посвященных психоанализу культуры и религии, и делаетсявывод о сходствах и различиях в их подходе к интерпретации библейскихтекстов.Вовторомисторическиепараграфепредпосылкипервойглавысближенияохарактеризованыпсихологииосновныебессознательногоитеологии. Анализируются взгляды Пфистера, Мюллера–Брауншвейга, Рудина,Дайма, Юнга, Фромма и других психоаналитиков, в трудах которыхразвивается идея сходства проблем и задач психологии бессознательного ипастырскогодушепопечения.Особоевниманиеуделяетсякритическимисследованиям этой проблемы в трудах выдающихся советских религиоведов и17психологов религии, таких как Рейснер, Лукачевский, Майский, Букина,Попова, Екентайте, Руткевич.
Фиксируются основные расхождения междуисследователямиввопросеопредпосылкахсближенияпсихологиибессознательного и теологии. Раскрывается мысль о том, что, с одной стороны,оно стало возможным вследствие того, что перед психологом и духовнымпастырем в современных условиях стоит задача помочь человеку в его борьбе сдушевными недугами, а, с другой, - вследствие внутреннего развития самойпсихоаналитической теории в ее взаимодействии с науками о духе.Вовторойглавераскрываетсяидеяинтеграциипсихологиибессознательного и теологии в трудах Древермана и показывается еецентральное значение для дальнейшего развития идей Древермана.В первом параграфе второй главы мы рассматриваем психоаналитическийподход к исследованию библейских текстов в трудах Древермана и показываемегофундаментальноезначениедляразвитиятеолого-психологическойконцепции немецкого мыслителя.
С этой целью мы подробно анализируемосновные сочинения Древермана по этому кругу вопросов («Структуры зла» и«Глубинная психология и экзегеза») и на их примере раскрываем основныеособенности данного подхода. Мы указываем также перспективы, которыеоткрывают исследования Древермана в этом направлении.
В частности, мыговорим о том, что исследование текста книги Бытия 2 – 11 приводитДревермана к более глубокому пониманию феномена страха как основногоизъяна человеческой природы, возникшего в момент грехопадения первыхлюдей. Эту мысль, которую разрабатывал в своих сочинениях Серен Кьеркегор,Древерман считает одним из оснований своей концепции и творческиразрабатывает ее в русле психологии бессознательного. Последний аспектраскрыт также во фрагментах из «Структур зла», которые приведены вПриложении к нашему диссертационному исследованию.Во втором параграфе второй главы мы раскрываем конкретноесодержание проекта интеграции психологии бессознательного и теологии втрудах Древермана.
Рассматривается ряд проблем моральной и практической18теологии, которые затрагивает в своих работах немецкий мыслитель и длякоторых он пытается предложить собственное решение. Последовательнопереосмысливаяэтипроблемы,Древерманприходитквозможностиобъединения теологического и психологического знания на основе единствастоящей перед ними практической задачи – помощи человеку, восстановленияцелостности человеческой личности и открытия в ней новых источниковдуховного развития.
Нами раскрывается также философский аспект этих идейДревермана.В третьей главе мы рассматриваем психологический подход Древермана кпроблемам свободомыслия.Впервомпараграфетретьейглавымыподробноанализируемпсихологический портрет клирика католической церкви, который создалДреверман в своих работах. На конкретных примерах, приводимых висследовании, мыслитель раскрывает основные особенности клерикальногосознания, показывая его противоречивость и внутреннюю связь с условиямижизни и деятельности клирика.
Древерман говорит о замкнутости иконсервативном характере церковной системы, о подавлении в ней базовыхчеловеческих стремлений и как следствие о вынужденном отказе клирика отудовлетворения наиболее значимых для человека потребностей (таких, как,например, потребность любви или самореализации). При этом, на наш взгляд,Древерману не удается убедительно обосновать идею о том, почему человек,жизнь которого в ранние годы была сложной, чаще всего становится клириком.Дляэтогоутверждения,связанногоснекоторымиособенностямипсихоаналитической теории, мы не находим достаточных оснований в работахДревермана.Вовторомпараграфетретьей главы мы обращаемсяктемам,развивающим основные тенденции свободомыслия немецкого мыслителя.
Вэтой связи нами рассматривается подход Древермана к наиболее важнымпроблемам современного человечества. Среди них наш мыслитель особенновыделяет экологические проблемы, а также проблему отчуждения и культа19денег в современном обществе. Древерман полагает, что все они сутьвыражения более масштабного «кризиса бездуховности», и вызваны причинамидуховного порядка, которые сформировались довольно давно, однако ихпоследствия в полной мере мы начинаем ощущать только в настоящее время. Вкачестве одного из наиболее ярких примеров в этом отношении Древерманрассматривает христианский антропоцентризм, ставший объектом серьезнойкритики в его трудах. По его мысли, современная христианская теология неможет игнорировать эту критику.В заключении подводятся итоги диссертационного исследования.
Мыподчеркиваем, что исследование идей Древермана дает возможность понять теперспективы, которые открывает интеграция теологии и психологическогознания на современном этапе, и отмечаем, что в этой связи было бы интересноболееподробнорассмотретьпроблемуинтеграциипсихологиибессознательного (ее различных направлений) и теологии в целом. Это моглобы стать предметом отдельного исследования, где развитие современнойхристианской теологии было бы представлено под новым углом зрения.Предпринятый нами анализ идей Древермана вносит свой вклад в разработкуэтого вопроса.
С другой стороны, работы Древермана затрагивают сложные ито же время интересные проблемы психологической герменевтики, в частности,вопрос об определении границ психоаналитической интерпретации текстов и, вболее общем плане, о границах применения психоаналитического метода кисследованию культурных явлений. Древерман подходит к этим вопросам, ноне дает на них точного ответа.
Разработка этого проблемного поля затрагиваетфундаментальные вопросы психоанализа религии и культуры и представляетзначительный интерес для современной психологии религии.В Приложении дается перевод 4 и 5 глав 2 тома книги Ойгена Древермана«Структуры зла».20III. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИСтатьи в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемыхнаучных журналов и изданий ВАК Министерства образования и науки РФ:1. Дамте Д.С.
Психоанализ в деле пастырского служения: сравнительныйанализ подходов Оскара Пфистера и Ойгена Древермана // ВестникМосковского университета. Серия 7 «Философия». – 2013. – № 1. – С. 73 – 86(0,6 п.л.).2.Дамте Д.С. Исследователи советского периода о сближении психологиибессознательного и теологии // Вестник ПСТГУ. Серия 1 «Богословие.Философия». – 2013.
– № 3 (47). – С. 101 – 111. (0, 5 п.л.).3. Дамте Д.С. Проблемы психологии религии в трудах Ойгена Древермана //Религиоведение. – 2013. – № 2. – С. 162 – 169 (0,4 п.л.).Прочие публикации:4. Дамте Д.С. Опыт психоаналитической интерпретации библейскогоповествования Ойгеном Древерманом // XV Международная конференциястудентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Философия,политология, религиоведение».
Материалы конференции (10 апреля 2008 г.) /Под ред. А.А. Скворцова, П.Н. Костылева, А.В.Федякина; Сост. А.В. Воробьев.– М.: Издательство «Социально – политическая МЫСЛЬ», 2008. – С. 309 – 311.(0,1 п.л.).5.ДамтеД.С.Появлениегрехавбиблейскойистории:попыткапсихологического понимания (по работе О. Древермана «Структуры зла») //Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантови молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев,А.И.