Теолого-психологическая концепция Ойгена Древермана
Описание файла
PDF-файл из архива "Теолого-психологическая концепция Ойгена Древермана", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиДамте Давид СоломоновичТЕОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОЙГЕНАДРЕВЕРМАНАСпециальность 09.00.14 – Философия религии и религиоведениеАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание учёной степеникандидата философских наукМосква – 2013Работа выполнена на кафедре философии религии и религиоведенияфилософского факультета Московского государственного университета имениМ. В. Ломоносова.Научный руководитель:Орёл Елена Владимировна,кандидат философских наук, доцентОфициальные оппоненты:Аринин Евгений Игоревич,доктор философских наук, профессор,заведующий кафедрой философии ирелигиоведения Гуманитарного институтаФГБОУ ВПО «Владимирский государственныйуниверситет имени Александра Григорьевича иНиколая Григорьевича Столетовых»Антонов Константин Михайлович,доктор философских наук, профессор,заведующий кафедрой философии религии ирелигиозных аспектов культуры Богословскогофакультета НОУ ВПО «Православный Свято –Тихоновский Гуманитарный Университет»Ведущая организация:ГБОУ ВПО «Первый Московскийгосударственный медицинский университетим.
И.М. Сеченова Министерстваздравоохранения Российской Федерации»Защита диссертации состоится 23 декабря 2013 года в 13:00 на заседаниидиссертационного совета Д 501.001.09 на базе ФГБОУ ВПО «Московскийгосударственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, г.Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4 («Шуваловский»), философскийфакультет, аудитория А-518.С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертацийНаучной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова по адресу: Ломоносовскийпроспект, д. 27, 8 этаж, А-812.Автореферат разослан «__»_____________ 2013 годаУчёный секретарьдиссертационного советаСкворцов Алексей АлексеевичI. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования.Ойген Древерман (род.
в 1940 г.) – известный католический теолог. Онявляется последователем психологического подхода, который приобретает всебольшее значение в современных науках о духе. В своих работах Древерманстремится преодолеть разрыв между психологией и теологией. Для этого он, содной стороны, развивает психологический подход в герменевтике, объединяяпри этом разработки различных направлений психологии бессознательного. Сдругой стороны, психологические знания Древерман использует в пастырскойработе, пытаясь найти средства психологической помощи современномучеловеку в его борьбе со страхами и неврозом. Проблемы свободомыслия втрудах Древермана также рассматриваются с психологической точки зрения.Идеи Ойгена Древермана имеют большой резонанс в широких общественныхкругах.
Его яркие и запоминающиеся выступления собирают огромныеаудитории. Древерман постоянно находится в поле зрения журналистов. Однойиз наиболее важных причин такого интереса к взглядам Древермана являетсяактуальность затрагиваемых им в своих работах и выступлениях тем. Срединих такие важные для современной философии вопросы, как источники страхаи его роль в жизни человека, значение веры в человеческой жизни, отношениесовременного человека к окружающему миру, межличностные отношения,войны и ряд других общественных проблем.
Заметим, что идеи Древермананеоднократно подвергались критике в клерикальных кругах. Отрицательноеотношение консервативно настроенных коллег и церковных иерархов вызванотем, что идеи Древермана далеко не всегда согласуются с официальнойпозицией католицизма. Целый ряд идей Древермана можно отнести к традициисвободомыслия.В настоящее время идеи Древермана в отечественной науке практически неисследованы. Целостное исследование теолого-психологической концепцииДревермана на данный момент отсутствует. Наша работа призвана восполнитьэтот пробел, указав истоки и содержание основной идеи Древермана о единстве3теологического и современного гуманитарного знания, представленногопсихологией бессознательного.Степень научной разработанности темы.Работ, посвященных анализу идей Древермана, в западной науке довольномного.
Их можно сгруппировать по нескольким основным направлениям. Естьработы,вкоторыхтеолого–психологическаяконцепцияДреверманарассматривается в связи с оказавшими на Древермана решающее влияниефилософской (экзистенциализм) и психоаналитической традициями. К числунаиболеезначительныхфундаментальнуювэтоммонографиюотношенииБернхардаработЛанга,следуетотнестипосвященнуюпсихоаналитическому подходу к библейским текстам в трудах Древермана1, ине менее важную статью того же автора, в которой намечена связь идей ОйгенаДревермана и известного психоаналитика пастора Оскара Пфистера2. Глубокийанализ идей Древермана в связи с их философскими и антропологическимипредпосылками дает в своих работах Т. Шнельцер3. Содержательный анализтеолого–психологической концепции Древермана проводится в работах егоглавных критиков. К их числу относится, например, известный теолог В.Каспер - в своей статье он проводит критический анализ взглядов Древермана сточки зрения христологии4 - и известные экзегеты, такие как Г.
Лофинк и Р.Пеш5. Ценный материал содержат критические работы А.А. Бухера, в которыхрассматривается психоаналитический подход к исследованию библейскихтекстов (преимущественно в работах Фрейда и Юнга), и в этой связи1Lang B. Die Bibel neu entdecken. Drewermann als Leser der Bibel. - München: Kösel – Verlag, 1995. – 239 S.Lang B.
Ein therapeutisches Christentum: Oskar Pfister und Eugen Drewermann // Archiv für Religionspsychologie.Organ der Internationaler Gesellschaft für Religionspsychologie und Religionswissenschaft. – Göttingen: Vandenhoeck& Ruprecht, 1997. – Bd. 22. – S. 116 – 135.3Schnelzer T. Psychotherapie und Offenbarung bei Eugen Drewermann // Archiv für Religionspsychologie. Organ derInternationaler Gesellschaft für Religionspsychologie und Religionswissenschaft. – Göttingen: Vandenhoeck &Ruprecht, 2000. – Bd.
23. – S. 196 – 208. Idem. Tiefenpsychologie // Lexikon für Theologie und Kirche. – Freiburg –Basel – Wien: Herder – Verlag, 2006. – Bd. 10. – S. 25 – 29.4Kasper W. Tiefenpsychologische Umdeutung des Christentums? // Quaestiones Disputatae. – Freiburg – Basel –Wien: Edition Herder, 1988. – S. 9 – 25.5Lohfink G. Pesch R. Tiefenpsychologie und keine Exegese. Eine Auseinandersetzung mit Eugen Drewermann. –Stuttgart: Verlag Katholischer Bibelwerk, 1987.
– 112 S.24проводится критический анализ основополагающих идей Древермана6. В этомотношении также интересна работа Л. Вахингера, посвященная анализупсихоаналитического подхода к интерпретации библейских текстов в одной изважнейших работ Древермана «Глубинная психология и экзегеза». ЗдесьВахингеротмечаетсвязьэтогоподходасцелямианалитическогодушепопечения7. В этом направлении написаны работы Т.
Шаля и С. Дунде, вкоторых рассматривается вопрос о соотношении психоанализа и практикидушепопечения, и в этой связи дается оценка идей Древермана8. Кроме того,существует целый ряд критических работ – рецензий на основные трудыДревермана, где были отражены основные пункты полемики, развернувшейсявокруг его идей9.Одна из важных задач нашего исследования состоит в том, чтобы показатьразвитие идей Древермана и раскрыть их исторические предпосылки. В связи сэтимдлянасособеннопсихоаналитическийважныподходкработыанализуисследователей,библейскихразвивавшихтекстов,которыйприобретает большое значение у Древермана.
Элементы этого подхода мыможем найти уже в трудах Фрейда, который стремился применить созданныйим психоаналитический метод исследования к анализу сказок, мифов исновидений10. Развитие идей Фрейда в этом направлении мы находим в трудахего разносторонне образованных учеников. Они активно применяли идеи6Bucher A.A. Bibel – Psychologie: psychologische Zugänge zu biblischen Texten. Stuttgart – Berlin – Köln: WalterKohlhammer – Verlag, 1992.
– 200 S. Idem. Tiefenpsychologie und Exegese? Anmerkungen zum PsychologiekonzeptEugen Drewermanns // Herder – Korrespondenz. Monatshefte für Gesellschaft und Religion. – Freiburg – Basel –Wien: Edition Herder, 1988. – Jg. 42. S. 114 – 118.7Wachinger L. Exegese, Glaube, Tiefenpsychologie. Zu Eugen Drewermanns «Tiefenpsychologie und Exegese» //Stimmen der Zeit. Katholische Monatsschrift für das Geistesleben der Gegenwart. – Freiburg: Herder–Verlag, 1987. –Jg.
112. Hf. 10. – S. 701 – 712. См. также: Wachinger L. Bilder von Erlösung. Zu Eugen Drewermanns«Markusevangelium» // Stimmen der Zeit. – Freiburg: Herder – Verlag, 1990. – Jg. 115. Hf. 4. – S. 278 – 281.8Schall T.U. Seelsorge/Pastoralpsychologie // Wörterbuch der Religionspsychologie.