Отзыв официального оппонента (авт. Стрельниковой А. А.) (Феномен бюргерства и повествовательный метод романов Томаса Манна)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Стрельниковой А. А.)" внутри архива находится в следующих папках: Феномен бюргерства и повествовательный метод романов Томаса Манна, документы. PDF-файл из архива "Феномен бюргерства и повествовательный метод романов Томаса Манна", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ о диссертации Лебедевой Юлии Николаевны «Феномен бюргерства и повествовательный метод романов Томаса Манна», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 1О.О1.ОЗ вЂ” литература народов стран зарубежья (европейская и американская литература) Творчество Т, Манна представляет собой особый литературный и культурный феномен ХХвека, выходящий далеко за пределы германистики, вбирающий в себя философию, историю, и вместе с тем формируя культуру и эпохи. При этом, несмотря на все более глубокое изучение литературного процесса Германии, позволившее открыть новые имена и произведения, реконструировать в деталях бытование и деятельность целых художественных групп и объединений, именно Т. Манн в отечественном и зарубежном сознании воплощает и репрезентует наряду с Гете дух и сущность немецкой литературы.
Наследие и авторская индивидуальность Манна, его жизнь, взгляды и окружение трудно назвать недостаточно изученными, ведь этому писателю посвящены сотни научных работ, однако диссертация Ю.Н. Лебедевой доказывает, что творчество такой фигуры как Т. Манн таит множество смыслов и глубин, которые открываются постепенно, по мере поиска особого инструментария, сочетающего сугубо литературоведческие, и притом современные, методы исследования с культурологическим и историческим подходом. Автор диссертации обращается к феномену бюргерства, который в течение многих десятилетий рассматривался упрощенно, а иногда и искаженно, как в отечественной, так и в немецкой культуре в силу различных исторических и идеологических обстоятельств.
В отечественной истории этот пласт культуры и социума и вовсе был утрачен и надолго забыт, между тем как деятельность в нескольких поколениях таких семей, как, например, Рябушинских, имела большое значение для культуры и истории нашей страны. Рассматривая феномен бюргерства в произведениях Т.Манна, Ю.Н. Лебедева подходит к предмету исследования очень избирательно, вдумчиво, без социологических упрощений.
Диссертант изучает процесс реализации сложного комплекса и понятия бюргерства в повествовательных стратегиях Т.Манна, тем самым захватывая целый круг проблем, касающихся как взглядов писателя, так и художественных особенностей его романов. Ракурс исследования выбран действительно новый и, как показывает работа, продуктивный, этот выбор убеждает в том, что у автора диссертации есть целостное и широкое представление о художественном мире Манна. Тема работы, безусловно, актуальна. Она позволяет развивать в отечественном литературоведении исследование нарратологии, сочетая ее теоретический характер с исторической и национальной перспективой и применяя в качестве своеобразного «ключа» к творчеству писателя.
По наблюдению автора диссертации, «нарратологические исследования по конкретным авторам часто упрекают в недостатке интереса к самому автора, тексты которого используются как материал для разработки теории повествования» (с.21, дисс.). Данная диссертация, как представляется, свободна от подобного недостатка, исследование позиции повествователя, авторской идентичности, сложных вопросов, связанных с отстраненностью, иронией или приближением к персонажу, позволяет узнать о взглядах и устремлениях Т.
Манна больше, чем из иных биографических книг, посвященных писателю. Задача Ю.Н. Лебедевой непроста — провести исследование повествовательных структур романов Т. Манна в постоянном сопряжении социологического и культурологического подтекстов, историко-архивного сравнительного анализа, собственно нарративного анализа романов. Для этого требуются знания социальной истории Германии, тщательная работа с материалами архивного и документального характера, владение теорией повествовательных стратегией.
Все эти знания у Ю.Н. Лебедевой есть, и диссертанту удается следовать на протяжении всей работы своей цели, не отступая в сторону, и сохраняя соразмерность и целостность своего подхода. Исследуя феномен бюргерства именно в повествовании, автор работы выдерживает эту перспективу от начала до конца. Обоснование во введении понятия бюргерства как исторического и социального явления выглядит оправданным и необходимым. Важно отметить освоенную и представленную во введении, а так же на протяжении всей диссертации историю вопроса - это немецкие и отечественные научные работы о Т. Манне. Вместе с целым пояснительным и комментирующим аппаратом, отличающим данное исследование, они делают диссертацию в высшей степени обстоятельной.
Первая глава — «Бюргерская «форма жизни» в структуре романа «Будденброки» - представляет особый интерес и, возможно, самое серьезное научное открытие данной диссертации. Дебютному или, по словам автора работы, «юношескому» роману Т. Манна было уделено немалое внимание в литературоведении, тем не менее, исследовательский интерес все же чаще оказывается направлен к более поздним эпическим произведениям писателя.
К).Н. Лебедева не только обстоятельно анализирует «Будденброков», но и проводит очень плодотворную архивную работу, сопоставимую с работой историко-археологической. Восстанавливая документальную основу событийной и хронологической структуры этого романа, диссертант обращается к семейной книге рода Манн, которая до сих пор не становилась предметом пристального анализа. Семейная книга как культурная и историческая реалия прошлых веков не раз упоминается в зарубежных произведениях, например, в романе У.
Теккерея «Ярмарка тщеславия», когда Джон Осборн вычеркивает своего сына из семейной «библии» после его ослушания. В данной диссертации феномен семейной книги рассматривается и в историческом контексте, и применительно к семейству Маннов, и как важнейшая основа романа «Будденброки», без которой представления о сущности самого понятия «хроника», о посыле, идеях, художественных особенностях романа останутся до конца не проясненными. Ю.Н.
Лебедева рассматривает и событийную связь семейной «библии» с романом, и отражение временной структуры и последовательности в «Будденброках», и стилистическую, языковую зависимость повествователя от традиции книги поколений рода. Вместе с тем, показана позиция повествователя, который «с самого начала своего рассказа переживает гибель описываемого им мира и испытывает к нему глубокую симпатию» (стр.22, автореф. диссертации).
Именно это настроение, как справедливо отмечает автор работы, и определяет интонацию первого эпического произведения Т. Манна. Интересна мысль о том, что ощущение «распада», порубежного перелома смягчается влиянием бюргерской картины мира, исповедуемой повествователем, и это снова убеждает в том, что Т. Манн является писателем, который каждую эпоху трактует глубоко индивидуально, не подчиняясь общему и преходящему потоку представлений и воззрений. Глава вторая — «Игра в бюргера: феномен бюргерства и повествовательный метод в «Признаниях авантюриста Феликса Круля» и «Волшебной горе» - обращена к романам, выходящим за пределы эпохи рубежа веков, опубликованным значительно позднее окончания Первой мировой войны, особенно в случае с романом о Феликсе Круле. Как показывает Ю.Н.
Лебедева, тема бюргерства, воплощенная в повествовании, во многом изменяется, но не исчезает. В высшей степени интересным с научной точки зрения оказывается сопоставление повествовательных особенностей «Будденброков» и послевоенных романов. Как известно, по мнению культуролога и литературоведа Вальтера Беньямина, после Первой мировой войны рассказчик оказывается нивелирован в литературе. Война положила конец традиции рассказывания историй, считает Беньямин, ведь «люди пришли с фронта онемевшими». Эту мысль немецкий ученый высказывает в своей поздней статье 193б г.
о Лескове и значении рассказчика в мировой литературе ~«Рассказчик. Размышления о творчестве Николая Лескова» («1)ег ЕглаЫег. Ве1гасЫипдеп ишь %его Хйо1а1 1.езз1соиз»Я. Данная работа Беньямина есть в библиографии диссертации, но было бы интересно обратиться к ней в основной части работы, чтобы прояснить особое место Т. Манна в истории немецкой литературы. На первый взгляд, сопоставление в главе столь разных романов, как «Признания авантюриста Феликса Круля» и «Волшебная гора» выглядит неожиданным, но ход исследования и размышления автора диссертации убеждает в плодотворности такого сопоставления. Выход героя за пределы привычного и понятного для него мира осуществляется и в том, и в другом произведении, именно на этом основывается сопоставительный анализ Ю.Н. Лебедевой.
Покидая этот мир бюргерства, оба героя оказываются своего рода «авантюристами» и искателями. В анализе романа «Волшебная гора» привлекает в первую очередь тонкий, детальный подход и внимание к художественным нюансам, которые позволяют на новом уровне сопоставить мир «долины» и мир «горы», увидеть в повествователе довольно консервативного хранителя бюргерства. Виртуозно выполнен анализ ряда персонажей, таких как мадам Шоша, Ганс Касторп и др.
Здесь оказываются проанализированы на уровне повествования знаковые элементы одежды персонажей, их внешность, манера обращения и поведения. Диссертант показывает, как представления о бюргерстве у Т. Манна все более усложняются. Вывод о том, что центральными фигурами романов Манна выступают «неудавшиеся бюргеры», кажется оправданным и доказанным. Однако здесь, возможно, было бы уместно и более пространное рассуждение о «заблудшем бюргере» новеллы «Тонио Крегер», хотя учитывая выбор именно романов (а не малой прозы) для исследования, это произведение очевидно изначально не входило в поле зрения диссертанта.
Тщательный филологический анализ и высокий научный статус работы не подлежит сомнению, хотя она была бы еще более образцовой, если бы в ней не встречалось опечаток и, в меньшей степени, стилистических недочетов. Необходимо отметить, что данная работа написана хорошим и по- научному сдержанным, но не сухим, языком, она представляется зрелым и концептуальным трудом, который обладает не только теоретической, но и практической значимостью, и может быть полезен аспирантам, студентам при изучении произведений зарубежной литературы.
Содержание диссертации отражено в 5 публикациях по теме и в автореферате. Автореферат соответствует диссертации. Диссертация Ю.Н. Лебедевой «Феномен бюргерства и повествовательный метод романов Томаса Манна» соответствует п. 9.10 Положения о присуждении ученых степеней и является научно- квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. Работа отвечает требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата филологических наук, а ее автор, Лебедева Юлия Николаевна, заслуживает присуждения искомой степени кандидата филологических наук. Кандидат филологических наук, доцент кафедры истории зарубежных литератур Московского государственного областного университета рельникова 29.12.2014 Сведения об официальном оппоненте: ФИО: Стрельникова Алла Алексеевна Ученая степень, звание: кандидат филологических наук, доцент Должность: доцент кафедры истории зарубежных литератур Место работы: Московский государственный областной университет Адрес места работы: 105005, г.