Диссертация (Традиции русской классической литературы в осмыслении китайских прозаиков (Чехов и Лу Синь)), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Традиции русской классической литературы в осмыслении китайских прозаиков (Чехов и Лу Синь)". PDF-файл из архива "Традиции русской классической литературы в осмыслении китайских прозаиков (Чехов и Лу Синь)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Повидимому, в мире живых людей не нашлось ни одного существа, способногоподдержать разговор с ним. С женой у Коврина не возникает духовной близости:несмотря на то, что она терпеливая и добрая женщина, Таня отказывается понять,71какую роль играют беседы с монахом в жизни Коврина, сама же она не можетвосполнить потребность мужа в общении такого рода. В конце жизни, забыв освоём увлечении Варварой Николаевной, Коврин зовёт Таню, но в тот момент онадля него является символом его прекрасного прошлого, когда герой был полонэнергии и научного задора, когда он был молод, когда чувствовал себя здоровым,вопреки расстроенным нервам, о которых у него был разговор с приятелем-врачомв самом начале произведения.Согласно своей творческой манере, Чехов не даёт однозначных ответов намногие вопросы: был ли черный монах лишь частью больного и честолюбивоговоображения героя. Критерии нормальности здесь смещены.
До какой степенивнутренний диалог человека с самим собой допустим, где та грань, когда вера всебя, вдохновение, надежда на великое будущее, свойственное молодым людям,перетекает в манию величия и болезнь? Знакомая классической литературе темапротивостояния героя и общества, по меркам которого герой слишком необычен,звучит в произведении Чехова с новой силой. И на этот раз автора, по всейвидимости, особенно интересует неоднозначность оценок нормальности человека,неустойчивость установленных общественным мнением границ. Именно потомупроизведение построено так, что герой счастлив в своём «сумасшествии» иглубоко несчастен, невыносим для окружающих в условиях существования«нормального» мира.Так, в произведении отчётливо звучит тема общества, воплощённая встремлении Коврина к высокой цели, его служении народу, и в противостояниискептически настроенных Тани и Песоцкого.
Их ощущение болезненностисостояния героя позволяет нам разглядеть, как общество, абсолютное большинстволюдей, относится к тем индивидуальностям, у которых завышенные требования ксебе и своим жизненным целям в любви к науке: «Ты сам с собой говоришь, как-тостранно улыбаешься… не спишь. О, боже мой, боже мой, спасти нас!» [Чехов,721977, 8 т.: 249]. Удивление и боязнь Тани и Песоцкого дают нам возможностьпонять их резко негативное отношение к необычному состоянию Коврина,вследствие чего они также отрицают серьёзное и самоотверженное отношениегероя к науке, так как в их понимании «говорить самому с собой» и «не спать» — иесть признаки страшной болезни.
Таня и её отец сосредотачивают внимание навнешних чертах и поведении Коврина, игнорируя требования его внутреннегомира.Таня не пытается понять особое значение разговоров между чёрным монахоми Ковриным, какую роль они играют в жизни её мужа и насколько дороги ему.Таким образом, можно считать, что если близкие Коврина объясняют егосостояние болезнью, то другие представители общества будут относиться к этомуещё хуже, с меньшим пониманием, терпением, более отчуждённо.Когда Коврин выздоровел, он перестал видеть чёрного монаха и в его душепроизошла потеря духовной цели жизни. Он не доволен своим зауряднымсуществованием, однако его стремление к действию и научный интерес, как огонь,потух; больше герой не мечтает о служении народу.
Его близкие, окружающиелюди превращают его в совершенно иного человека, так как прежний Коврин,который энергично увлекался наукой, не годится для общества.Коврин, в действительности, человек-одиночка, его единственный источник,через который он обретал силу духа, истреблён его же близкими, окружающимилюдьми.
У Лу Синя в известной повести «Одинокий» мы обнаружили сходство сэтой ситуацией, поэтому далее переходим к рассмотрению героя Лу Синя.Повествователь этого произведения от первого лица рассказывает о своёмзнакомстве с Вэй Лянь-шу, человеком с большими странностями в глазах жителейдеревни Ханьши Шан. При первой же встрече читателя с Лянь-шу, на похоронахего бабушки, единственного близкого родственника героя, хорошо ощущается егоотчуждённость по отношению к другим. Прочие родные заранее собирались и73обсуждали, что не разрешат Лянь-шу вносить какие-либо изменения в похоронныйобряд, и если уж он участвует в похоронах, то обязан принять их требования,которые строго соответствуют нормам общества того времени.Нет ничего странного в том, что жители соседнего города, в том числе ирассказчик, слышали о Лянь-шу, так как он стал первым человеком срединаселения своей деревни, который получил образование и учился за границей.Полученное знание не позволяет ему принять невежество народа, он не следуетнормам, которые существовали испокон веков, его мысли и представления несовпадают с правилами, принятыми в обществе, именно потому окружающиелюди считают его странным.
Вследствие этого неизбежно возникает столкновениемежду личностью и обществом. Односельчане видят в герое иностранца, и Ляньшу сам также чётко осознаёт свою чуждость по отношению к другим.В связи с этим Лянь-шу очень одинок в душе, посторонним людям трудно егопонять, он так и не сможет влиться в мир окружающих. Однако Лу Синьпредоставил возможность Лянь-шу полностью открыть себя: повествовательстановится для него единственным другом, и особую роль в раскрытии образаглавного героя играют три их разговора.Первая беседа между Лянь-шу и повествователем начинается со спора о детях.По мнению Лянь-шу, дети от природы неиспорченные и добрые, он действительнохорошо относится ко всем детям, однако дети становятся злыми из-за окружающейсреды.
С точки зрения рассказчика, наоборот, отдельные качества детей уже со днярождения определяются как хорошие и плохие. Повествователь доказывает, что,подобно семенам, в них изначально есть зародыш цветка и плода, и при созданииопределённых условий возможно вырастить их. Эта беседа, на самом деле,касается человеческой личности в целом, зерном этого спора является надежда наисправление порока человека: возможно это улучшение или нет.Вторая беседа строится вокруг проблемы одиночества. Повествователь74убеждает, что все муки и тяжёлые состояния происходят изнутри, сам человекможет спасти себя от одиночества, а Лянь-шу не соглашается: он считает, чтосудьба человека заранее решена, трудно её изменить.
Проблема одиночествапостоянно сопровождает Лянь-шу, любой человек, живущий в среде отсталогообщества, не может увидеть и понять душу Лянь-шу. Постепенно его речи и статьипоявляются в газете, герой публикует их без опасений, и это вызывает егонеприятие в обществе, враги-оппозиционеры вступают с ним в бурную полемику,вследствие чего директор школы увольняет Лянь-шу. Ситуация усугубляется:Лянь-шу теперь не только чудовищно одинок в душе, но речь с обличениемотсталого общества делает его ещё и трагическим, единственным борцом противмогущества власти.Таким образом, беседа о проблеме одиночества имеет актуальное значение дляЛянь-шу: писатель задаёт нам вопрос, как человек может спасти себя и изменитьситуацию своего одиночества. После потери работы Лянь-шу долго остаётся втрудной ситуации, он даже продаёт книгу, которой очень дорожил, – его жизньнасколько трудна.Последняя беседа Лянь-шу с повествователям через письма, сердечныйразговор, особенно проясняют тему повести и характер героя.
В ответном письмеЛянь-шу рассмотрено глубокое осмысление цели жизни человека. Герой повести –человек с большой мечтой, в то же время у него есть способность воплотить этумечту, однако в реальной жизни ему не разрешается делать ничего. То, за что онборется, сразу получает резкий ответ от оппозиции, и его жизнь становится ещёсложнее. В такой ситуации Лянь-шу отступает, внешне он покоряется судьбе, врезультате чего получает поддержку чиновников и живёт в полном довольствии.Однако в душе Лянь-шу всегда одиноко и мучительно, несмотря на то, что егокарьераоткрываетблестящиеперспективы.Емухочетсяследоватьпервоначальной мечте и жить так, как велит ему совесть, как хотели бы люди,75некогда жалевшие и любившие его, но презрение к врагам заставляет егооставаться в своей роли.
Характерна динамика изменения жизни героя: в какой-томомент ему приходится, по его словам, обратиться за милостыней, проситьподаяние. Как он сердечно признался в письме: «Теперь я преклоняюсь перед тем,что прежде ненавидел, против чего боролся. Я отвергаю все, чему поклонялся, все,в чем был убежден» [Лу Синь, 1954, 1 т.: 385-386]. По-видимому, его уступкаразрушает мечту, но он сдаётся не для того, чтобы выжить или насладитьсяспокойной жизнью, а для того, чтобы и дальше бороться с врагами, поэтому геройпишет, что он должен жить «назло» тем, кто не хочет, чтобы он жил. По поводуэтой невидимой борьбы Лянь-шу и замечает: «Я до конца побежден и все-такиостался победителем» [Лу Синь, 1954, 1 т.: 386].Первые два разговора героев повести обнаруживают, что у обоих собеседниковживёт в душе второе «я»: один внутренний человек анализирует и размышляет,второй отрицает и возражает – так автор показывает сложный и противоречивыйпсихологический процесс мышления.
Осмысление своего внутреннего диалога,как и в произведении Чехова «Чёрный монах», задаёт повести философскоенаправление. По теме первой беседы героев в произведении Лу Синя неформулируется результат спора и нет чёткого вывода, что говорит осуществовании в душе Лянь-шу неизбывной тоски. У одинокого человека нетдруга и соратника, он хочет надеяться над детей, на будущее поколение, но, ксожалению, натура детей и их поведение, за которым наблюдает герой, привносятв его душу сомнение, хотя он долго не хочет верить фактам. В конце повести егоотношение заметно меняется: добрые поступки становятся внешним проявлениемидеи, от которой сложно отказаться, тогда как душу героя постигло разочарование,проявляющеесявпренебрежительномотношениикокружающейдействительности.Вобеихповестяхписателивводят76особыйобраздляраскрытияпсихологического состояния главного героя: в повести «Одинокий» эту функциювыполняет рассказчик, в «Чёрном монахе» – призрак; оба они выступают каксущества, приближенные к герою, родственные души.