Диссертация (Традиции русской классической литературы в осмыслении китайских прозаиков (Чехов и Лу Синь)), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Традиции русской классической литературы в осмыслении китайских прозаиков (Чехов и Лу Синь)". PDF-файл из архива "Традиции русской классической литературы в осмыслении китайских прозаиков (Чехов и Лу Синь)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Реакция на этособытие, общественное разочарование, наложило характерный отпечаток на всюдуховную жизнь 1880-х гг., Однако эти годы стали временем построения новыхреволюционных теорий, поисков новых методов борьбы за переустройство жизни.Произведения 1880-х гг., чутко отражавшие изменения в общественной жизни,также открыли в истории русского реализма особый, переходный период.
Речьидёт и об изображении спада прогрессивных общественных настроений, и озавершении творческого пути крупнейших русских писателей того времени, и обобнажении нового миропонимания и новых реалистических принципов,получивших плодотворное развитие в дальнейшем.Каждый писатель связан со своей эпохой, поэтому в его произведенияхулавливается отклик на исторические события и общественные процессы. В 1880 е гг. в творчестве А.
П. Чехова, который считается последним русскимклассическим писателем, уже открывалась принципиально новая форма русскойлитературы — это можно сказать не только о жанрах его произведений, но и ихтемах. В его творчестве изображаются пороки общества, изобличаютсянегативные аспекты человеческой личности; даже в простой жизненной зарисовке,в описании бытовой сценки, перед читателем раскрывается сложный чеховскиймир. В этот же период происходит перемена в мировоззрении Л.
Н. Толстого,крестьянская тема становится ключевой в поздней прозе автора, от бытописаниянравов дворян он переходит к сочинению нравоучительных притчей для народа.Те общественные настроения, что воплощаются в творчестве русскихписателей, фигурируют и в Китае. Переломный период в истории России в концеXIX – начала XX века созвучен китайской общественно-политической ситуации.Несмотря на то, что многие выходцы из местной интеллигенции получили своёобразование в США, Японии, где и впитали некоторые идеи, мысли и методы60подхода к научному исследованию, всё же каждый из них впоследствии обратилвзгляд на Россию.К сожалению, отчасти по этой причине возникла традиция восприятиянациональнойлитературывполитическомконтексте,вопрекиглубокимэстетическим достоинствам художественных произведений этого сложногопереломного периода.
В русской литературе китайские писатели и мыслителиувидели крестьянское восстание на примере «Капитанской дочки» (1836)Пушкина; пороки бюрократизма в творчестве Гоголя и Чехова, осуждениекрепостного строя и общественных реформ в произведениях Герцена иЧернышевского; войну глазами общества под пером Толстого; мучения бедныхлюдей в романах Достоевского и Горького. Скорее стоит говорить не о системномвлиянии русской литературы на литературу Китая, а о личном и точечном выборекитайской интеллигенции, которая под определённым углом прочтения самаподвергается идейному влиянию со стороны русской культуры, за счёт чего пришироком распространении переводов отдельных произведений на китайский языкрусская литература становится идеологическим знаменем в руках целого общества.Разумеется, это доказывается историческими материалами, свидетельствамиотдельных учёных — например, Лу Синь оценивал культурную ситуацию тоговремени в публицистическом сочинении «Приветствую литературные связи Китаяи России» в сборнике «Северные песни на южный лад»: «Кто из нашейреволюционной молодежи тех лет не знал о молодых русских революционерах?<...> И тогда она поняла, что русская литература – наш учитель и друг.
<...> Из еелитературы мы поняли самое важное, что в мире существуют два класса –угнетатели и угнетенные!»[Лу Синь, 2 т.; 1955: 99]. («Северные песни на южныйлад» – это сборник публицистики Лу Синя, включает 51 произведение, созданное втечении 1932-1933 гг.)Китайский революционер, мыслитель и большой учёный Ли Да-чжао61высказал свое мнение в статье «Русская литература и революция»: «У русскойлитературы есть две особенности, во-первых, русская литература служит обществу,во-вторых, в ней обретается идея гуманизма.
Эти две особенности помогаютреволюции быстро развиваться, они как зародыши проявления революции» [ЛиДа-чжао, 1 т.; 1984: 88].Впереходныйпериодразвитияобществапредставителикитайскойинтеллигенции в поисках будущего пути для Китая нашли идеологическиесозвучия в русской литературе, в результате чего она оказывает влияние не толькона Лу Синя, но и на многих китайских писателей, таких как Го Мо-жо, Мао Дунь,Ба Цзинь, Е Шэн-тао и др.Литературная тема общества включает в себя широкие аспекты, оназатрагивает описание жизни различных классов. Изображение общества влитературе этого времени разнообразно и многослойно, в зависимости отпроисхождения автора, системы его взглядов и суммы его наблюдений заокружающим миром.
Так или иначе, социальная среда проникает в творчествоавтора, ведь ни один человек не может жить вне общества, социум влияет на егомировоззрение, характер, привычки, поступки. Яркая, многослойная картинаустройстваобщественнойжизниложитсянастраницылитературныхпроизведений и отражается как при изображении второстепенных персонажей, таки в характере центральных героев, как правило, идущих против течения и ищущихсвою правду.Не все люди находят в себе силы противостоять напору общественногомнения, даже если это мнение ошибочно. Герои А. П. Чехова и Лу Синя такжевзаимодействуют с остальными представителями общества.
В их произведенияхотражено не только это взаимодействие, но и наглядно показано состояние, вкотором находилось общество на тот момент. «Чехов в лучших своихпроизведениях второй половины 1880-х годов («Степь» (1888), «Огни» (1888),62«Житейская мелочь» (1886) и др.) обличал буржуазную лицемерную мораль ипротивопоставлялейвысокийэтическийидеал,наполненныйбольшимгуманистическим содержанием» [Громов Л., 1958: 23]. В рассматриваемый периодтворчества А.
П. Чехова особенно беспокоили проблемы внутреннего состояниячеловекаисоотнесенияегонастроенияспоступками.Несоответствиечеловеческих действий нравственным идеалам, проявление самого низменного вчеловеке, обнажение его неискренности и лжи становятся лейтмотивамитворчества Чехова, а обличительная, едко ироническая манера письма – знаковойчертой стиля автора.2. 1 Журнальная деятельность Лу Синя и ЧеховаВ ранний период творчества оба рассматриваемых писателя проявили свойталант к журнальной деятельности.
Первые литературные опыты А. П. Чеховаотносятся к началу 1880-х гг., в эту эпоху была очень суровая политическаяобстановка, но при этом в описываемое время были весьма популярныюмористические журналы. Нельзя не заметить, что политические процессыоказывали значительное влияние на журналистику, авторам приходилосьвысказываться с большой степенью осторожности, тем более что юмористическаясоставляющая изданий (смешные рассказы, заметки, пародийные объявления и т.п.) не должна была вовсе касаться политики. Именно в таких условияхограничения круга тем семейной проблематикой, общечеловеческими ценностямии зреет талант молодого юмориста.Чехов сотрудничал с юмористическими журналами, в том числе изданиями:«Стрекоза», «Будильник», «Осколки», «Свет и тени», «Петербургская газета»,газета «Новое время».
Многие из этих журналов и газет вынуждены былиприспосабливаться к общественной ситуации того времени. На их страницах63появлялись короткие юмористические произведения, посвящённые высмеиваниюбытовых человеческих проблем и пороков. В форме занимательного случая,анекдота они рассказывали о супружеской неверности, отношениях междуначальством и подчинёнными, пьянстве и обжорстве, глупости – причем многие изэтих сюжетов были затёртыми, представляли собой некоторое «общее место» вмассовой культуре.Первая публикация произведения А. П. Чехова, «Письмо к ученому соседу»(1880), была предпринята в журнале «Стрекоза», тогда писатель еще былстудентом медицинского факультета Московского университета. В этом его раннемпроизведении уже проявился талант к свободному владению художественнойречью.
Напомним, что фраза из «Письма к ученому соседу»: «Этого не может быть,потому что этого не может быть никогда» вошла в фонд русской фразеологии.Иные примеры подобного рода, когда произведение дебютирующего писателяоказывает такое влияние на национальную культуру, припомнить затруднительно.В ранних произведениях Чехова писатель проявлял свой юмористическийталант в стилистической простоте и лаконичности, способности рассматриватьразнообразные темы; он не только обличает человеческие пороки, но и показываеткрасоту человека.
Мы также считаем отличительной особенностью его творчества,обозначившейся уже в ранний период, умение раскрыть сложность жизни и всю еёсуть через описания и внимание к мелким, обыденным вещам.Ранние годы творчества принесли писателю-журналисту почет, но он неостанавливается на достигнутом. В 1886 г. с публикацией первого сборника«Пестрые рассказы» имя Чехова становится знаменитым. К самостоятельномутворчеству, вне журнальной деятельности, автора подталкивало нежеланиепредставлять политические взгляды издателей и их сотрудников.
Вопреки тому,что чеховский путь в литературу проходил через журналистику, сам он сравнивалсвое положение автора на службе журнала с положением человека, увязшего в64болоте, и говорил о необходимости выбраться из этой неприятной ситуации.И всё же мастерство Чехова растет от произведения к произведению, онпродолжает эксперименты в разножанровых формах. Необходимость укладыватьсяв строго отведенное количество знаков оттачивает его знаменитый стиль.Благодаря Чехову меняется и сам жанр короткого юмористического рассказа.
Изсмешного эпизода, рассказанного без какой-либо доли дидактизма или лиризма, напотребу толпы, рассказ превращается в полноценное литературное произведение,вкоторомпрочитываютсясложныеобщечеловеческиетемы.Степеньконцентрации мысли, психологизма в чеховском рассказе столь велика, что неуступает иным повестям или даже романам («Ванька», «Шуточка» и др.).В истории литературы сложилось ошибочное представление о том, чтоА. П. Чехов был аполитичен. Несмотря на то, что писатель не примыкал ни кодному из политических течений того времени, в его произведениях можнохорошо разглядеть неудовлетворенность автора современной ему обстановкой истремление изменить что-то в жизни народа. Недаром Чехов поднимает вопросыпустоты и бессодержательности жизни обывателя, проблемы чинопочитания ивзяточничества, вросшие в бюрократическую структуру России того времени.
ИужевраннихпроизведенияхЧеховасквозитегонеудовлетворённостьполитической ситуацией 80-х годов.Со временем, как и любой настоящий писатель, А. П. Чехов проявляет интерес кболее крупной прозе. Статус журнального писателя-юмориста, в плену которогоон оказывается, перестает удовлетворять. «Работать покрупнее, или вовсе неработать» [Чехов, 1975, 2 т.: 14] – так выражает свою установку А.