Отзыв официального оппонента (авт. Дергачёва И. В.) (Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв)
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Дергачёва И. В.)" внутри архива находится в следующих папках: Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв, документы. PDF-файл из архива "Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Во введенйй М.Е. Кузьмйна четко выдсяяет основные цели дйссертапйонной работы — обнаружение подйоГО перечйя цйтат в преподобнических житйях и устанОвленне йх ОтйосйтельнОЙ иерзрхйн, Выявлеййе ййтсртекстуальйГЯх предпоч~енйй древнерусскйх ЗГНОГрзфов. Особ~ автор днссертзппй йсследует Связ~ Образа прсподобйоГО с престольным Образом ОсйованноГО йм монастыря через Вь~явленйс мехзййзмов ВТОЙ связй — Внедрение В зГИОГрзфическое повествовзнйс ОпределсннОГО нзбОрз бйблейских пнтат.
Работа Отлйчается ОГромпым репертуаром йсследуемых ТСКС~О — всеГО к исследовани~о прйвлсчейо 65 ®йтйййых памятнйков. В тексте которых выявлейо 23ОО бйблейскйх цйтзт, М.К. Куяьмйнз указывает нз актуальность своето днссертзпиойнОГО йсследоваййя, прйводйт подробныЙ бйблйоГрзфйческйй спйсок научных работ; блйзко стоян~их к теме, Заявленной В диссертзцнн.
"Гаким Образом, затором В полной мере учтен опыт предп~ествунйдеГО йяученйя зтод проблемы лйтсратуроведснии Отечественном и западном. Ценным н актуальным, на мой взтляд, представляется Заявление М.Е. КуяьмийоЙ об нйтертекстузльностн произведенйй древнерусскоЙ пйсьмейностн.
ДО Нее йсслсдовапли мйОГО пйсзли 0 ввнутреннем текстся постмодерйис'Гскон лйтературы, В то Время как, Очевидн0, чтО Герменевтйчсскии зналйз пзмятникОВ древней пнсьменностй укюываст иа необходимость прочтения нх Внутреннего, сокровейнОГО смысла сквозь приаму цй*ат й зяч~~нй. Первая глава диссертации озаглавлена м'1'ипологня н классификация библейских цитат В древнсрусскОЙ агиОГрафйия, В ней аВтОр ВыяВлЯет ОсйОВныс критсрий, на Основании кОторых произВОдится рйзГраннчснис типОВ фуйкцйоййрукнцйх й агиографнчсской литературе Дрсйнсй Руси цйтйт, Глйвйсйшйм йз критериев В прсдложеййоЙ классифйкаций яйлястся колйчество реализаций цитаты„обнаруженных в процессе анализа текста рассматриваемых автором памятпйков, Цйтаты, реализу смыв йайболсс часто (по данн~~ проделанной работы — до 42 рйз), описыва®тся й первук) Очередь как йскоторые позтйческйс константы агиографического кайона, Подобные питать~ Явля1отся.
как правило, топосными, то ссть реалйзукнцимися пять раз й 00лсс В однОм и том же значений, для комментирования одного и того же мотива. Подобньгс цйтйты й работе ййзывйготся сйльйымй топосймй. Подробный ййалйз й опйсанйе этих цитат является супзествениым Вкладом В изучсйис агиографичсского прсподобййческого кййойа Древней Русй, Цйтйты, реализусмыс в ~~~~~М зййчеййй более дйух, йо мейсс пятй рйз„ являкзтся также топосамй, йо — й терминологии автора — слйбымй. Ец~е Одййм йажйым класйфйкйцйоййым к1зйтсрйем признана тйпйчйость В рамках агиографичсского канона мОтива. для комментирования котОроГО Вводится в повествование цитата, В тех случаях, когда цитата комментирует традиционный мотйй, й логйкй цйтйройаййя й достйточйой мсрс ясйй й угадывается сОВремснным читателем, речь идет о ГНПОтетичсскйх топосах.
'1акйм образом утверждается йозможность сугцссгвованйя сгцс хотя бы одйой рейлйзацйй тоЙ жс цитать~ со схожйм значением. тогдй как две схожйс реализаций, по ййблгодснйя автора, уже Образукзт топос, то есть моглй стййовйться лля агиографа, знакомого с обоймй тскстймй, лскйлом для порождсййя сходйых смыслой В тех жс бйблсйскйх оорйзах. '1 о предполагается наличие схожих реализаций цитаты в текстах житий, нс п130аналнзироваиных автором.
В качсстВс однОГО из критсрисВ назВано иналйчйс нсскОльких разорванных цйтйт Одного йойозййетного фрагмснтая (с. 84-96). Иа Оснойанйй зтого критерия выдслякзтся и опнсывакзтся цитаты-инсценировки, призванные многолико воплощать В тексте жития принцип 1пз1цн10 СМЯ6. Интересным Открьггием автОра яВляется констатация наличия в тскстах дрсВнсрусских житий топичсских инсценировок., В котОрых Одни и тс жс сванп.'льскис события В с~оже~ зйачсййй кразыгрыв®отсяя житийными псрсоиа~камн ~~ск~~~~о раз й разных жйтйй. Впрочем, одиовремсйно констатируй гся противоположно направленная поатичсскйя тсндсщ пня — Опроврсжсйие типичности топи чески х инсценировок.
конструируемое парадоксальным сталкиванием агиографичсского и сйайГсльскОГО кОнзтскстОВ. Всего В тексте Глайы п1зсдложсйо 1" крйтс1зисв. Учтсй опыт сугцеству~онзих клйссйфйкйцйй, предложенных М. Гардзанити й И. Н. Данилевским. причем если эти кэ!Вссйфйкании преэ!став!!сны как иерархические. тО В диссертации Введена система независимых друг От друГВ критериеа, В результа'!е чего благодаря йх наложени!О стало ВОзможным сделать Описание более подробным. Вторая глава «Цйтаты йз Ветхого Заветав посвяшейа описали!о тйпологйй й фуйкций цитат йэ Пятикнижия Моисея, кйиг Царств. а также Г!ророческих кййг. Имейно к Ветхозаветным цйтатам отйосйтся больп!ая часть выявлеййых автором алшозйй.
Отделы!у!о. канонообразу!Ошуэо ро;!ь !!Гра!От питать! Нз преподобннческнх !!аремйй, ВОсходЯшие к тексту книГ Премудрости й Прйтч Соломона. Имеййо к аегхозавегному тексту Восходйт ц~лыЙ ~~~с~ кОнспйратиВных. скрьггых цитат, соспостааля!о!цих Основателя ! роицкОГО монасгыря с Авраамом, Преображенского — с пророками Моисеем и Илией, Введенского — со строителем Ковчега Завета — Веселеилом.
В третьей главе «Цитаты из Псалтнрия М.К. Кузьмина даег подробный айалйз фун~ц~~~ цитат из йаноолее часто цитируемой древнерусскими агйографамй бйблейскоЙ кнйги. Прй э!Ом найоолсе традйциойным ВГНО! рафи1!Секим контекстОм псалтирнои цитаты Оказывается мотйв уединенной молитвы преподобного в своей монашеской келье в стенах монастыря принятия пострига или же в пусыне, на месте основания будущего монастыря, Не менее типичным для цитат иэ Псал гири Является функция комментария к основным мотивам агнографйческого канона — мотиву Оставления родительского дОма, ухОда в мОнастьцэь пос'!'РИГВ, измождеиия плотй, борьбы с Оесамй.
'Ракова фуйкцйя так называемых «цитат Вселенйяя, ранее Опйсаййых З. Р. Рудй, а Такж~ ряда другйх наиболее часто цитируемых агиографам и цитат Псалтири. В четвертой и пятой Г1!Ввах. посвяшениой евангельским цитатам й цитатам из аг!Остольскнх деяний, М,К. Кузьмина вводит разграничение между цйтатамй, коммейтйруьэшймй ~об~т~~ в жйзнй преподооного н те йлй йные е!.о постуГ!Ки. с одйой сторойы, й цнтатамй, которые сам преподооныЙ !!ройзГ!Осит От с~~его лйца В качестве суоьекта цитирования. Перв!!с цй*аты Обоз!!ача!Отса как событйййые топосы, вторые — как дйдактйчсскйе. В качестве дидактйческих топосов Выступа!От прейму пзествеййо цйтаты Нового Завета, реалйзацйя Ветхозаветных цитат В этОЙ позиции, по набл!Олени!0 автора, - поэтнческаЯ маргиналйя.
И наГ!ротйв, цйтаты Нового Завлита крайне редко реалйзуьэтся В качестве собьпийных топосов. Су!Пествеиныы исключением йз описанной закойомерйостй МОжно счйтать лйшь цйтаты, реалйэугошйе прййййп 1П1!!аб!О, которые„впрочем. всилу принципиальной невозможности их атриоуции можно считать скрытыми. йсточййка. $.$$ожная оогослОвская $кжгезз зпотольскйх посланйй с трудом применима к житийному повествованию, опис$,$ваю$$$сь$у ряд стройно сменяюц$их друг друга событйй.
Рсм йс мсйее апостольскйс посланйя цитйру$0тся згиографаь$И, по наблюдению автора, достзт$$ч$$0 ~ас*~, олйако коивенционально, В рамках ком~лекса значений, полученных ими в сос$авс агиопоатического канона. В ззключени$$ автор полВОдит итОГ пОстаВленным и четко раскрытым таланам й проблемам, постзвлеййым В нзстоя$цсм йсслсдоваййй. Вь$деляя и Описывая тип пиит. названных Гипотетическими топосзми, ЗВтор не пытзс$'ся ответить нз вопрОс, пОчсму тот или нной тОпос Остался Гипотстичсским, ис явился центром притяжения схОжих смыслоВ В тскстах дргуих житий, $ак, что, например. Помешало $$н$атс Пс ) 5:8 «Предарех Господа предо мйой выйу».
употрео$$ясмОЙ Епйфзнйсм Премудрым лля коммейтйровзнйя олйнокой жизни прсподобйого $,ергия нз Маковцс С~АТЬ йе гипотетическим. а резльным тОпосОм с нссколькими схожими рсал$$3ациями? В тОм жс случае кОГлз речь $аходит О сильных т$$$$0сзх, закОномерно Возникает ВО$$рос О том, из какоГО ГННОгетйчсскОГО и несильноГО тОпоса Вь$росло со Временем кзйойообраауюгцсе зйачсййс в составе 5-20 схожих рсалй$зцйй.
Очсвйдйо, лля ~~вета йа зтот Вопрос нсобходймо Восстайзвлйвать текстологические сВязи мсжлу житнямй, В состзВС кОторых нахОдятся рсализа$$ии ОдиОГО и ТОГО жс топоса. Эти вопросы В рабОГС нс пОднймаются, ПрелстзВленныи В диссертации материал по Ооьсму истОчникОВ и глубййс осмыслсййя является„нз нз$Н В$Г$$ял. Оссс$$орнь$м с точкй зреййя Локзяательйости его автороь$. Ди«сртацйя состоялзсь кзк комплсксйос филологическое исслсдОванис по иву $с$$$$$0 Она содержит много нового и интересного материала. Основные выводь$ н рсаультзты убслитсльны и $$мсют научное значение, Прсдстз$$$$ястся Очевид$$ь$м, чтО данное исслсловз$$ис займет ДОстоинОС мсстО В уййверсйтстскйх й академйчсскйх курсах йсторий $$$$тсратурь$.
Автореферат дйсссргзцйй й публйкацйй сойскзтсля Отражают основйос содсржзййс работь$, содержат обосйованйыс ВЬ$волы, отвсчз$ОТ трсоованиям ВАК РФ, Диссертация М, К. Кузьм$$ной «Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях ХЧ-ХИ1 вв.», представленная иа сОисканйс ученой степени кандидата филОлОГичсских изук пО с$$сц$$альности 10,01,01 — Русская $$$$тсратура, является самос'Гоятельным научным исследОванйсм нз зкт)"зльную тему. нмсст научную $$ОВИЗ$$у й практическую .