Отзыв ведущей организации (авт. Антонова М. В.) (Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв)
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации (авт. Антонова М. В.)" внутри архива находится в следующих папках: Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв, документы. PDF-файл из архива "Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
<<Утверждаю>>на)чно-ПроректорФгБоуработегосударственныи.ПузанковагодаКонета нтиновНы <<ФунКции бибЛейских цитат в древнерусскихпреподобнических житиях хv - хvII BB.DI представленной насOиекztние ученой степени кандидата филологических наук поспециальности 10.01.01 Русская литератураМ. К. Кузъминой посвящена однои из наиболее актуzrлънъIхвьUIвления,проблемедля соврсменной медиевистики проблемиденти,фикации, определения функций и классификации библейских цитат вПоскольку сознаниедревнеруссtсой преподобнической агиографии.древнерусских книжников в целом и агиографов в частности, равно как и ихпотенцI4аJIьг1ой аудитории, было сугубо религиозным, задача определениrIЩиссертаr_Iияопределения законов автохтонной агиографической поэтики литератл)ыщревней Руси, что и опредеJuIет акmушlьносmь рецензируемого исследования.Nlаtэ1ероtолом проведенного исследования явJuIется преподобничеСКаlIбыли приВЛеЧеНЫ Кразновидl]ос:гъ агиографического жанра.
М.К.Кузьминойанализ\/ тексты 65 преподобнических житий, созданнъIх в период наиболъшего- в ХV-хVIIвв., начин€ш с Пространной редакции Житиясергия Радонежского, традиционно атрибутируемой )п{енику преподобногоЕпифаниtо П.ремУДРому, вплотЬ до житий, созданных в середине ХVII века ирасцве.га жаIJраРостовсttогоI.IЕвфросина Синоезерского.
объекm uссJlеdованu,я-библейскиецитаты в составе исследованных текстов. Всего М.К.Кузьминой было ВыяВЛеНОболее 2З00 цитат. ПреDмеmом uсслеdоваенuя следует признатъ особеннОСТИфункциrоLIироJзаниrI рzlзного типа библейскихпреподобнI4Llеских житиях ХV-ХVII вв.цитат вдревНерУССКИХТеореlаluко-меmоdолоzuческая база исследования вкJIючает,впервуюочередь} рабсlты Р.Пиккио, М.Гардзанити, И.Н.Щанилевского, А.М.Ранчина,которь]е itодробно проан€Lлизированы во введении к работе. ТщателънОсТъ иглубина осмысления трудов отечественных и зарубежных медиевисТоВобусловила значительный объем данной части работы и выделение в нейотделъl-1ых пара|рафов. Опираясъ на опыт исследования библейских цитат иисследователей,теоретиtiескт4еположениясобствuн ал ь ну ю ко н цепet l I1yTo о р u2цдиссертантформуллруетаю u м еmо 0 оло z uю работы.fiиссеlэтационное исследование состоит из введения, шести глав,закJIючеFII/Iя у| библиографии.
Объем исследования составляет 630 страниц,библrто грас|эия включает172 наименования.Идейlнr,rrv основанием, стимуломзамечани}о автора, идеяР. Пиккио:для создания всей работы стапа, по<<Если предпринять систематическийсравнi{тельный анаJIиз библейскrх цитат, Встречающихся во многихпроизведениях средневековой православной литературы от Балкан дотерриторl{и Руси, можно было бы реконструировать библейский корпус,который постоянно использов€uIсясообщений>(с. 24). Такимдля передачи традиционных экзегетическlD(образом, вся работа предстает как попыткареконструировать в зачаточном виде - на матери€Lле исследуемых текстов библеliский корпус литературы Slavia Orthodoxa.
М. К. Кузьмина, однако,отказываетсяот одного изкритиLIески восIIринимаютсянаиболее значимыхавтором и достижениявсистеме итutльянскогодругихмедиевистов,сопорой на которые произведена работа: классификации М.ГардзанитипротиЕопоставлена новая неиерархическ€lяклассификация в виде системынезависl4мых друг от друга критериев, позволяющ€ш посредством напожениянесколъl(их Iiритериев сделать описание более подробным и точным. С другойстороны, h4. К. Кузьмина, воспринимая и рЕLзвивая гIение И. Н.
,ЩанилевсКОГО Оскрь]тых цитатах в литературе ,Щревней Руси, подвергает критике ПОПЫТКИисследоватеJIrI увидетьповесl]]]ОR€tl]еjlьногоскрытыйсмысл,противоречащиЙ лоtикесюжета, тогда, когда библейские цитаты гIривносят в текстпарадоl(сilJIьIIые смыслы. По мнению М. К. Кузьминой, параДоксаГIЬныесмыслы, ](о,гLrрые действительно моryт возникать и многократно воЗникаюТ, Вподобных олучаях следует считать нефункцион€Lльнымии относить кпогрешlност}r цитирования, сакрzLлизующего повествование Впоср е/Jс,гв омвЦеЛОМведения в него авторитетного боговдохновенного слоВа.Новtt:зrtg диссертации М.К.Кузъминой наиболее ярко реализуется В первОЙглаве<<тirIпологияагиограсРии>>,ви классификация библейских цитат в древнерусскойкоторая представлена классификация всех собранныхВпроцессе иссJlедования цитат. В качестве критериев диссертант выделяет: 1)количество гтайденных реаJIизацийr 2) н€шичие или отсутствие соотнесенностицитируем.ого выскЕlзывания с агиографическим сюжетом, З) традиционностъ врамках ср]стемы агиопоэтических мотивов передаваемого цитатой смысла, 4)ycTaнoBIty на сокрытие цитаты от широкого круга читателей, 5) наличиестилевойr маркированности принадлежности цитаты библейскому идиолекту, 6)наJIиtiI,iе неграмматическойадаптации цитируемогоагиограсРическому контексту, 7) наличие отсылкифрагмента текста- донора кк историческому событию,предполо}кtIтелъно известному читателю, 8) на_гrичие факта парадокс€tпъногостаJIкиваI]ия библейского иагиографического контекстов, 9) нагIиIIиенескольких разорванных цитат одного новозаветного фрагмента, 10)реапизациIо механизма припоминания как конструкта вереницы цитат, 11)преобразова}II4е абстрактного метафорического значениrI библейскоговысказываI-Iие в конкретное неметафорическое выск€вываниена злобу дня, 12)необходимость обращения читатеJuI к бибпейскому контексту для пониманиjIсмысла ra функций цитаты.
В процессе исследовЕIния М.К.Кузьмина приходит кобоснованлlому выводу, что основными классификационными критериямиследует прLiзнать 1) количество ре€tлизаций, 2) наJIичие кроссконтекстуЕtльныхсвязей мiея(ду цитируемым фрагментом текста-донора и текстом-реципиентом,3) типт,i.Ii:Iость в рамках агиографического канона мотивц реЕLпизуемого иликомментI4руемого посредством цитаты. Соискатель выявляет три осноВНЫХтипа библейlсlсих цитат: 1) цитата-топос, объединяющая частные реализациИ СОсхожи1\{ зFIаLIением, 2) библеизм, отсыл€tющий читателя не к конкретноМУ МесТУбиблейrсКого повествования,а к библейскому языку и стилю в целом, ииндивI4ДуальFIо-авторска'I цитата, оригин€LЛъноЗ)сопологающая семантическиевалент}lости библейского и агиографического контекстов. По замечаниюавтора, уIiазанные рzlзновидности цитат применимы не только кпреподобни.lеской агиографии в хронологии проведенного исследования) но ико всейт древiJерусской литературе в целом или - qще шире - литературе slaviaOrthodoxa.вводимым м.
к. Кузъминой, становится (установкана сокl]ытI4е цитаты от широкого круга читателеЬ (с. 60), с помощью которогоописывается ряд скрытых (в терминологии и. н. ,.Щанилевского) цитат,Зна.lрJir4IlIм критерием,связываIош]I-1х образ преподобного протагониста житияпр€вдникоIчlс престольныМосноваIIного им монастыря. При этом связь производится) соГлаСНОрzвыскаFIиям М. К. Кузьминой, преимущественно посредством циТаТ ИЗветхозаветных книг, таинственно прообразующих новозаветные собЫТИЯ:основатели Троицких монастырей сопоставляются с праотцем Авраамом,сподобившимся принять под свой кров ветхозаветную Троицу в виде трехангелов, ос}Iователи Преображенских монастырей'сопоставJuIются с прОрОКаМИИлией и h4слисеем, явившимися беседующими со Христом во время егоновозаветного Преображения, а преподобный Корнилий Комельский,основатель Введенского монастыря, интертекстуuLльно сопоставлен сВеселеиломt, строителем скинии завета.
Указанная связь преподобного спрестолъным пр€вдникомоснOванногоим монастыря,нередко за пределы библейской интертексту€Lльнойвьrходящ€ш, впрочем,системы агиографическогопамятвика, представJIяется в исследовании только обозначенной и требУет,несомненно, дальнейшего изучения. Так, Житие преподобного СтефанаМахрищского, основателя Троицкого монастыря, не вошедшее в переченъисследованньiх автором работы памrIтников, вводит в своем повествовании тотГерасим,а описывается дуб, состоящий из трех ветвей, соединяющихся воедино,в Хtитлrи Стефана- триТакх<е обращаетберезки, выросшие из одного коршI на могилке свяТоГО.на себя вниманиепредложенныйМ.
К.КузъминОЙкритерrаr1 ((}Iаличия неграмматической адаптации цитируемого фрагМеНТа>(с.7З) библер]ского текста. Одним из существенных выВОДОВ, СДеЛаННЫХ ВПисания могработе, явлrlется утверждение того факта, что текст Священноготворческ1{ изменятъся, адаптироватъся агиографами с целью его инкрустации вагиографиtIеокое повествование. При этом зачастую подобная адаптацшIпринрLмае.Г на себя виД интертекстуальной игры, что ставит под сомнениео том, чтонравственный авторитет Библии делrLл невозможнымтворчесl(ое изменение ее текста.