Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Смоленские семейно-бытовые песни русско-белорусского порубежья (Генезис. Вариативность. Поэтика)

Смоленские семейно-бытовые песни русско-белорусского порубежья (Генезис. Вариативность. Поэтика), страница 3

PDF-файл Смоленские семейно-бытовые песни русско-белорусского порубежья (Генезис. Вариативность. Поэтика), страница 3 Филология (32031): Диссертация - Аспирантура и докторантураСмоленские семейно-бытовые песни русско-белорусского порубежья (Генезис. Вариативность. Поэтика): Филология - PDF, страница 3 (32031) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Смоленские семейно-бытовые песни русско-белорусского порубежья (Генезис. Вариативность. Поэтика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Возможно, их сезонное прикрепление связано с тем, что жатва – однаиз сложнейших сельскохозяйственных работ для женщины. Песни о семейном несчастье, о несправедливости свекра и свекрови органично вошли вгруппу жнивных песен, выразив тяжелое положение женщины в патриархальной семье. Нива – это единственное место, куда она может «вынести»свое горе, где может «выговорить» свою обиду.В группе семейно-бытовых песен, приуроченных к исполнению в определенное время года, намечается две тенденции:1) переход календарной песни в сезонно приуроченную лирическую;2) приуроченность необрядовой песни к определенным календарным датам.Намечается связь семейно-бытовых необрядовых песен с песнями семейно-обрядового цикла.

На примере анализа поэтики двух смоленских песен «Лучинушка» и «Хорошо тому на свете жить…» показано, что связь между необрядовой и обрядовой поэзией оказывается довольно прозрачной.Установленное сходство позволяет говорить не только о преломлении обрядовых моментов в текстах лирических песен, об использовании общего фонда поэтических мотивов и формул, но и предположить их изначальное родство.В то же время жанр лирической необрядовой песни гораздо сложнее,обширнее, разнообразнее, чем жанры обрядовой поэзии. Семейная лириканацелена на передачу глубоко личных переживаний, что влияет на изменениеее композиции, поэтической структуры.Во втором параграфе «Архаические мотивы в смоленских семейнобытовых песнях» основное внимание уделено отдельным архаическим мотивам, которые находят отражение в текстах семейно-бытовых песен (в частности, речь идет о мотиве обращения женщины в дерево и связанного с ниммотива изготовления «говорящего» инструмента).

Представления о перевоплощении умерших в птиц, растения и деревья прослеживаются у славян всказках и балладах. В лирической песне эти мотивы претерпевают изменение: обращение женщины в дерево может быть условным, происходящим ввоображении лирической героини. В отличие от баллады, в которой основноевнимание сосредоточено на произошедшей драме, показанной через дейст9вие с соблюдением временной последовательности и пространственной определенности, в лирической песне в центре изображения – психологическоепереживание. Ведь если бы песня «стала излишне конкретной, то лишиласьбы способности применяться по аналогии к переживаниям многих людей»1.В данном мотиве можно проследить отражение мифологических и тотемистических представлений, а также связь с некоторыми обрядовыми действиями, санкционирующими перемену состояния человека и природы.В этом же параграфе отмечается связь семейно-бытовых песен с балладами. Отличительной особенностью смоленской песенной традиции являетсято, что песни с балладными сюжетами здесь входят в единый корпус наряду слирическими.

Более того, они также получают сезонное прикрепление. Причиной такой, безусловно, позднейшей приуроченности служит содержаниепоэтических текстов.Во Второй главе «Сюжетно-тематическое своеобразие смоленскойсемейной лирики русско-белорусского порубежья» диссертационного исследования рассматриваются основные темы и сюжеты семейно-бытовых песен.В первом параграфе «Семейно-бытовые песни Смоленщины. Собиратели и исполнители» дана хронология публикаций семейно-бытовых песен Смоленщины.

Впервые тексты смоленских семейно-бытовых песен былиопубликованы в сборниках П.В. Шейна. Наиболее полно семейная лирикапредставлена в четвертой части «Смоленского этнографического сборника»В.Н. Добровольского. Сюжеты этих песен строятся на описании типичныхситуаций в патриархальной крестьянской семье с традиционным противопоставлением родного дома и чужого края. Многие из этих песен известны и всовременных публикациях, а также входили в репертуар знаменитых народных исполнительниц Смоленского края А.И. Глинкиной, Е.К. Щеткиной,О.В.

Трушиной. Из таких локальных, исполнительских песенных традицийскладывается общая традиция песенного творчества всей Смоленщины.Семейно-бытовые песни тематически могут быть сгруппированы в триосновные группы: 1) песни о несчастье женщины в семье мужа; 2) песни овдове; 3) мужские семейные песни. Каждая тема раскрывается во множествепесенных сюжетов. Анализ песен в имеющихся сборниках, архивных материалах показал, что наиболее обширной является первая группа.Параграф 2 «Песни о несчастье женщины в семье мужа». В песняхэтой тематической группы часто возникают структурообразующие оппозиции (свое/чужое, молодое/старое), проявляющиеся в противопоставлениисвоей семьи чужому дому, а самой молодушки – старому свёкру.

Эта оппозиция усилена описанием особого фольклорного пространства в песне, связанного с числом «три», с помощью которого происходит резкое разделениеродного дома как счастливого места и чужого края как места, связанного сгорем, несчастьем. Например, в одной из песен мать провожает погостившуюдочь «через три поля широких, через три моря глубоких, через три леса тем1Аникин В.П. Русское устное народное творчество / В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2001. – С. 534.10ных».

Ряд поле – море – лес близок магическому пространству заговоров, гдеон выступает как начало, противопоставленное дому, как место, связанное сбедой, болезнью, т.е. с горем.Внутри данной тематической группы наиболее распространенным является поэтический сюжет о дочке-пташке. Анализ имеющихся в нашем распоряжении современных вариантов песни о дочке-пташке (20 текстов) показал,что некоторое разнообразие наблюдается во вводной части, в которой помимо общерусского «Калина с малиной» встречаются еще пять основных типовзачина. Кроме того, имеются различные концовки, сокращения и расширениятекста в середине повествования. Проведенное картографирование вариантовпесни показало, что некоторые из них исполняются только в определенноекалендарное время. Так, в Починковском и Шумячском районах исполнителиназывают ее «летней», в Рославльском – «сенокосной». Сокращенный вариант песни с зачином «Харошему деревцу Бог ветья не дал…» в Краснинскомрайоне поют, когда «на Масленку едуть у гости»; ее, по свидетельству информантов, «надо сильно петь».

Громкое же исполнение песен – это воздействие именно ритуального, календарно-обрядового пения.В третьем параграфе «Песни о вдове» анализируются сюжетные ситуации песен, повествующие о тяжелом положении вдовы в крестьянскихсемьях. Существовавшие реальные факты свидетельствуют о предвзятом отношении к вдовам и их детям в западнорусской крестьянской общине.Вдовий фольклор достаточно редко находит отражение в сборниках народных песен.

Основной материал данного раздела взят из архивных источников, полевых записей фольклорных произведений. Лирические песни овдове композиционно оформлены как монологи и диалоги. Монолог чащевсего звучит от несчастной вдовы, которая не справляется одна с тяжелойкрестьянской работой. Песни о вдове – самые печальные в семейной лирике.Сходные сюжетные ситуации развивают и весенние майские песни.

Зачином к обоим жанрам служит лирическое обращение к кукушке – традиционному образу русской народной песни. Появление образа кукушки в зачиневесенних песен не случайно. Кукушка – это типичный персонаж троицкихобрядов, но в смоленской духовской обрядности он практически не задействован. И вместе с тем образ кукушки постоянно возникает в духовских обрядовых песнях, восполняя тем самым список смоленских троицких мотивов.Поэтому песня не только сопровождает действия или использование предметов в обряде, она компенсирует их отсутствие.Почему песни о вдове чаще всего приурочиваются к исполнению в весенний период и даже сопровождают весенние обрядовые действия? В этихпеснях прослеживается отражение некоторых весенних календарных мотивов.

Во-первых, как уже было отмечено выше, это образ кукушки в их зачинах. Важно не только то, что эта птица является типичным персонажем весенней обрядности, но и то, что она является вестницей весны. По народнымпредставлениям, без нее березки не смеют надеть свой зеленый наряд. Крестьяне с ее прилетом начинают сеять лен, овес, гречиху.11Во-вторых, это тесно ассоциированный с кукушкой образ самой вдовы.Образ кукушки часто осмысливается в народе как «вдовий», женский. Неслучайно под руководством именно вдовы в некоторых локальных традицияхпроисходил весенний обряд «похорон» кукушки.Во многих песнях упоминаются определенные виды сельскохозяйственных работ, которые отсылают к тому или иному времени года.

В данных текстах – это упоминание о пахоте (А у всех у поле пашенки попаханы, / А у мыладэй удаве пашня не пахана), что также может привести к соответствующейфункциональной атрибуции песни.Наконец, в некоторых песнях развивается мотив оплакивания умершего(А где ж тот муж? / Крепко спит тот муж, / Никак не проснется). Каксчитают исследователи, мотив убийства, оплакивания на похоронах «согласуется с общим эмоциональным тоном троицкой обрядности»1.

Наиболее ярко эта связь раскрыта Т.Б. Диановой на примере анализа песни с мотивом оплакивания убитого, которая является центральным тестом завершающего весенний цикл обряда «похорон стрелы/сулы»2. Таким образом, причины приуроченности оказываются более глубокими, чем формальные способы «подключения» уже сложившихся лирических песен к установившимся обрядовым действиям.Четвертый параграф «Мужские семейные песни» посвящен мужскойлирике.

Как правило, эти песни не ограничиваются событиями узкого домашнего уклада, их содержание более повествовательно и социально разнообразно. Поэтому в мужской лирике заметно тяготение к балладе и солдатской песне. Современные записи демонстрируют высокую художественнуюсохранность песен (в частности, песня «Молодость, моя молодость», в которой повествуется об отправке немилой жены по морю (реке)).Современным вариантам свойственно и сокращение, и явление контаминации, что является не частным случаем, а общей тенденцией развития песенных жанров на более позднем этапе их бытования. Таким образом, отмечается сюжетный динамизм смоленской семейной лирики. Спецификафольклорной композиции включает два момента: и внутренний динамизм, иего законченный, традиционно целостный характер, – что подтверждает мнение многих исследователей о содержательном равноправии вариантов.Смоленская семейная лирика рассмотрена в контексте с общерусской.Безусловно, здесь бытуют в большом количестве вариантов песни, являющиеся типичными для данной местности.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5247
Авторов
на СтудИзбе
422
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее