Смоленские семейно-бытовые песни русско-белорусского порубежья (Генезис. Вариативность. Поэтика), страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Смоленские семейно-бытовые песни русско-белорусского порубежья (Генезис. Вариативность. Поэтика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
– М.: Высшая школа, 2003. – С. 49.2Гиппиус Е. В. Проблемы ареального исследования традиционной русской песни в областях украинского ибелорусского пограничья // Традиционное народное музыкальное искусство и современность (вопросы типологии) / Труды ГМПИ им. Гнесиных. - М.: ГМПИ им.
Гнесиных, 1982. Вып. 60. - С. 5-13.3Там же. – С. 7.4Смоленская область. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2. – Смоленск: СГПУ, 2003. – C. 23.5– архивные материалы (фольклорные экспедиции студентов Смоленского государственного университета, материалы Рукописного отдела ИРЛИ(Пушкинский Дом) РАН, единичные записи песен, хранящиеся в АрхивеРусского Географического общества), материалы личного архива автора.Положения, выносимые на защиту:1. Семейная лирика Смоленского края испытала влияние календарнообрядовой и семейно-обрядовой поэзии.
Особенностью песенной традицииданного региона является сохранение пласта сезонно приуроченных лирических песен, известных также белорусской традиции. В основном своемсоставе песни представляют единый годичный цикл.2. Традиционные семейно-бытовые песни, бытующие в Смоленской области в порубежных с Белоруссией районах, представляют несколько тематических групп, в которых каждая тема раскрывается во множестве песенныхсюжетов. Песни бытуют в нескольких вариантах.
Современные записи демонстрируют высокую художественную сохранность текстов.3. Поэтика смоленских семейных песен сходна с общерусской, что проявляется в общих моделях их поэтической структуры, идентичном использовании повсеместно распространенных изобразительных средств и образовсимволов, стилистических приемов. Специфика сказывается в языке смоленских песен, а также в сезонном прикреплении известных песенных сюжетов.Вместе с тем смоленскому фольклору присущи отдельные черты белорусскоукраинского народного песенного творчества.Научная новизна работы заключается в том, что впервые в региональном аспекте предпринято изучение необрядовой лирической песни семейнобытового содержания. В научный обиход вводятся ранее не привлекавшийсяк исследованию архивные материалы, а также фольклорные произведения,собранные и систематизированные автором.
Семейно-бытовые песни впервые рассмотрены в их общем составе, тогда как ранее были представленылишь в отдельных публикациях.Теоретическая значимость диссертации заключается во введении внаучный оборот систематизированного фольклорного материала, дающегопредставление о характере функционирования смоленской песенной традиции. Анализ песенного материала дает возможность выявить истоки возникновения, условия бытования смоленской семейной песни в районе русскобелорусского порубежья. Раскрывается связь данных песен с другими жанрами, например, с календарно-обрядовой поэзией.Практическая значимость проведенного исследования. Материалымогут быть использованы в учебных курсах устного народного творчества,культурологии, этнографии, традиционной русской культуры, спецкурсах поуказанным дисциплинам в высших учебных заведениях, в исследованиях,связанных с проблемами генезиса, поэтики фольклора, а также при преподавании регионального компонента в школьной практике (литература Смоленщины).Апробация работы.
Результаты исследования нашли отражение в 18публикациях, в том числе в рекомендованных ВАК РФ журналах «Русская6речь» и «Русская словесность», а также в сборнике народных песен и духовных стихов «Ольга Владимировна Трушина – хранительница народной лирики» (Смоленск, 2003). Материалы диссертации использованы в энциклопедии«Смоленская область. Персоналии» (Смоленск, 2001) и в учебникехрестоматии по литературному краеведению «Литература Смоленщины. В 2т. Т. 1 / авт.-сост. Г.С. Меркин» (Смоленск, 2002).Материалы использованы при чтении спецкурса «Литература Смоленского края», при проведении семинарских занятий по теме «Лирические необрядовые песни» в Смоленском государственном университете, на урокахлитературы Смоленщины и при ведении кружка «Фольклор Смоленскогокрая» в средней общеобразовательной школе.По материалам диссертации сделаны доклады на международных и всероссийских научных конференциях: ежегодных аспирантских конференцияхкафедры русской литературы и методики ее преподавания (Смоленский государственный университет, 2005, 2006, 2007), ежегодных конференциях, посвященных Дням славянской письменности и культуры (Смоленский государственный университет, 2006, 2007), научно-практической конференции«В.Н.
Добровольский в истории русской национальной культуры» (Смоленск, 2006), ежегодных научно-практических конференциях «Русское литературоведение на современном этапе» (Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2006, 2007).Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трехглав, заключения, списка источников текстов, литературы и архивных материалов, приложений. Основная часть диссертации изложена на 194 страницах, 30 страниц занимает список источников и литературы (327 наименования).ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо Введении обоснована актуальность и научная новизна исследования,дана оценка степени изученности проблемы взаимовлияния культур в области фольклора, а также обозначена теоретико-методологическая база исследования, указываются его цели и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость, излагаются основные положения, выносимые на защиту.Первая глава «Генезис смоленских семейно-бытовых песен» посвящена вопросу происхождения необрядовой лирики Смоленского региона.Мы предполагаем, что старейшие лирические календарные и свадебные песни, причитания были той почвой, на которой впоследствии развились женские семейно-бытовые песни.Параграф 1 «Семейно-бытовые песни и обрядовая поэзия».
Свидетельством тесной связи обрядовой и необрядовой лирики на Смоленщинеслужит то, что необрядовая лирика в данном регионе преимущественно сезонно приуроченная, т.е. время звучания этих песен строго определено в годовом цикле, исполнение имеет установленные календарные сроки, времен7ные границы. Наиболее подробно этот жанр изучен белорусскими и российскими музыковедами (З.Я. Можейко, О.А. Пашина, Л.М.
Белогурова (Винарчик), М.А. Енговатова, Е.А. Дорохова и др.). Песни, условно приуроченные ккалендарю, имеют прямые связи с календарными и неприуроченными лирическими песнями. Они относятся к необрядовым и сообщаются народнымипевцами так же охотно, как и песни, исполняемые в любое время. Близость скалендарной поэзией проявляется в: 1) терминологии; 2) манере исполнения(громкое пение на открытом воздухе); 3) мелодическом складе 1. Однако, вотличие от календарной поэзии, основной формой приуроченности необрядовой лирики является ее сезонное прикрепление. Кроме того, закреплениелирической песни за определенным сезоном исходит чаще всего из ассоциаций, вызываемых поэтическим содержанием.Сезонное прикрепление получают тексты, в которых упоминаются:– определенные виды сельскохозяйственных работ, характерные для того или иного времени года: «Хадил Ванька по базару, он искал тывару.
/ Ненайшел Ванька товару, купил востру косу. / Купил востру косу не к сваймупакосу. / Касил Ванька чужу травку, свая в поле вянет. / Любил Ванька чужу жёнку, свая стоня, плачет». Комментарий: «Покосная» (Рославльскийрайон, д. Крапивна);– определенная природная или погодная ситуация, время года: «Ой, дакола садика, садика зелёныга, (2 р.) / Лежала дароженька убойна широкая».Комментарий: «Вясной, как сад цветёть» (Руднянский район, д. Кляриново);– ритуальный атрибут, «отсылающий к ключевому для данного периодакалендарному обряду, или описание ситуации, которая может спровоцировать те или иные обрядовые ассоциации»2: «Бярёза мыя белявыя, (2 р.) / Сучико моё висючия, / Горюшко моё великыя...».
Комментарий: «Летняя», «наДуха, на Русалку» (Руднянский район, д. Кляриново). Береза – главный обрядовый атрибут троицкого ритуала.Основной массив лирических песен Смоленского края имеет весеннелетнюю приуроченность. В текстах многих из них, определяемых носителями традиции как весенние, так или иначе проявляются мотивы весенней обрядности, реализованные и в обрядовых текстах: прилет птиц, наступлениетепла, качание на качелях, гуляния и т.д. Значительное место в этой группезанимают песни с семейно-бытовой тематикой.Отождествление определенного календарного сезона с характернымидля него видами сельскохозяйственных работ нашло отражение в целойгруппе традиционных жанровых терминов, употребляемых по отношению ксезонно приуроченным лирическим песням Смоленского региона. Так, жанровые термины семейно-бытовых песнях, приуроченных к исполнению «вжниво», заимствованы из лексики собственно календарных – носители традиции называют их жнивными, жнейскими, исполняемыми в жниво и др.
Напримере анализа собственно обрядовых жнивных и сезонно приуроченных1Подробнее см. об этом: Белогурова (Винарчик) Л.М. Смоленские лирические песни: вопросы функционирования // Смоленский музыкально-этнографический сборник. В 3 т. Т. 3. – М.: Музыка, 2005. – С. 9 – 19.2Смоленский музыкально-этнографический сборник. В 3 т. Т. 3. – М.: Музыка, 2005. – С.
17.8лирических песен мы прослеживаем общность и специфику этих жанров.Основной причиной приуроченности, на наш взгляд, служит, во-первых, совпадение поэтических (стилистических) фигур, образов, уже сформировавшихся в календарно-обрядовой поэзии. Так, в период жатвы исполняютсяпесни, в зачинах которых используется образ жаркого предзакатного солнца:«А сонейко мае жаркоя, чего рана закатилася?».Во-вторых, причиной приуроченности служит упоминание определенного вида сельскохозяйственных работ, в данном случае речь идет о жатве, оработе «на нивочке»: «Жито она жала, жала-выжинала, / Она в чистом поле тополиной стала».Однако в качестве жнивных в некоторых локальных традициях Смоленщины бытует большое количество песен, не использующих вышеназванныеобразы.