Смоленские семейно-бытовые песни русско-белорусского порубежья (Генезис. Вариативность. Поэтика)
Описание файла
PDF-файл из архива "Смоленские семейно-бытовые песни русско-белорусского порубежья (Генезис. Вариативность. Поэтика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиЖукова Наталья ЮрьевнаСМОЛЕНСКИЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ РУССКОБЕЛОРУССКОГО ПОРУБЕЖЬЯ(Генезис. Вариативность. Поэтика)Специальность 10.01.09 - ФольклористикаАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидатафилологических наукСмоленск – 2010Работа выполнена на кафедре русской литературыи методики ее преподаванияГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»доктор филологических наукНаучный руководитель:профессор Яков Романович Кошелевдоктор филологических наукОфициальные оппоненты:профессор Юрий Георгиевич Круглов,пенсионеркандидат филологических наукдоцент Татьяна Юрьевна Журавлева,Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. ШолоховаВитебский государственный университетВедущая организация:им.
П.М. МашероваЗащита состоится «» ___________ 2010 г. в ____ часов на заседании диссер-тационного совета Д 501.001.26 при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1-й учебный корпус, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке филологического факультета МГУ.Автореферат разослан «»____________2010 г.Учёный секретарь диссертационного советакандидат филологических наук, доцент2А.Б. КриницынОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫДиссертационная работа посвящена исследованию смоленских семейнобытовых песен русско-белорусского порубежья.Актуальность исследования обусловлена необходимостью углубленияи расширения представлений об особенностях функционирования лирических песен в данном регионе.В современной отечественной фольклористике региональные исследования являются одним из основных направлений.
Поскольку же народная культура Смоленщины имеет пограничный характер, находясь на рубеже русскойи белорусской фольклорной традиций, в диссертации затрагиваются вопросымежкультурного сотворчества двух народов, что также находится в центресовременных исследований фольклористов и придает работе актуальный характер в связи с интеграционными процессами двух государств и поискаминовых точек соприкосновения на разных уровнях.Западнорусская песенная традиция до сих пор не получила достаточнополного и всестороннего освещения в научной литературе. Смоленский регион уже привлекал внимание собирателей и исследователей фольклора; полевая экспедиционная работа осуществлялась здесь такими крупными центрами, как Российская академия музыки им.
Гнесиных, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), Санкт-Петербургская государственнаяконсерватория им. Римского-Корсакова. Важным событием стало издание«Смоленского музыкально-этнографического сборника» коллективом этномузыкологов РАМ им. Гнесиных.Собирательская работа проводилась и местными государственными образовательными учреждениями во время фольклорных практик студентов (Смоленский государственный университет, Смоленский государственный институт искусств). Накоплен богатый песенный материал, требующий теоретического осмысления.Цели и задачи диссертационного исследования. Цель работы - исследование региональной особенности развития, специфики и своеобразия смоленских семейно-бытовых песен, составляющих один из важнейших слоевтрадиционной русской народной культуры.Цель определяет конкретные задачи:– выявить сходство и различие соприкасающихся песенных жанров,прояснить картину происхождения семейно-бытовых песен;– выявить процессы, связанные с изменением художественной структуры традиционных семейных песен Смоленского края, а также факторы,влияющие на формирование местной фольклорной традиции;– определить сюжетно-тематическое своеобразие смоленской семейнойлирики; выявить сюжетное сходство с белорусскими народными песнями;– охарактеризовать художественную структуру смоленских семейныхпесен.Объект и предмет диссертационного исследования.
Предметом исследования являются смоленские семейно-бытовые песни русско3белорусского пограничья. Объект исследования – генезис, поэтика семейныхпесен Смоленского края, их вариативность.В исследовании рассматриваются песни пограничных с БелоруссиейЕршичского, Шумячского, Хиславичского, Монастырщинского, Краснинского, Руднянского, Велижского, а также прилежащих к ним Смоленского, Починковского, Рославльского, Ельнинского, Глинковского, Кардымовского,Ярцевского, Духовщинского и Дорогобужского районов Смоленской области. Указанная территория является единой музыкально-этнографической зоной. На юге и западе стилевые рубежи региона размыты, и он «достаточноплавно вливается в этнокультурный массив восточнославянского запада»1.
Вто же время восточная граница очерчена достаточно резко. Она «отсекает»группу северо-восточных районов области, тяготеющих к иной музыкальноэтнографической зоне.Указанный ареал развернут в едином географическом пространстве иохватывает бассейны рек Западной Двины – на северо-западе, Днепра – вцентре, междуречье Сожа и Десны – на юге области. Несмотря на сложныеисторические судьбы, частые перемещения больших масс населения и административно-территориальные «перепланировки» регион до настоящего времени образует поразительное единство и стабильность своей народномузыкальной культуры.
В смоленской песенной традиции, как утверждаетФ.А. Рубцов, «едва ли не больше чем где бы то ни было, сохранились старыепесенные слои»2.Проблематика работы связана с тем, что региональная песенная традиция изучается на пограничной с Белоруссией территории, в связи с чем особого внимания заслуживает вопрос о русско-белорусском взаимодействии вобласти народной культуры.Теоретико-методологическая база диссертации. Теоретическую основу исследования составили положения, выработанные отечественными учеными-фольклористами. При изучении вопросов структуры песен, вариативности песенных жанров учтены работы Н.П.
Колпаковой, Т.М. Акимовой.При исследовании генезиса необрядовой лирики основой послужили исследования В.П. Аникина, при исследовании вопросов поэтики – работы ученыхкак XIX века (Н.И. Костомаров, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня), так и современные исследования (В.И. Еремина, С.Г. Лазутин).В основе диссертационного исследования – сравнительно-историческоеизучение фольклорных произведений. Оно предполагает выяснение общих исходных явлений в фольклоре, их изучение. Мы опираемся на историкогенетический и историко-типологический методы исследования, а также насравнение, устанавливающее культурные взаимодействия.
Все это, в конечном счете, позволяет «восстановить генетическое взаимоотношение междувариантами и более древние черты изучаемого произведения народного1Смоленский музыкально-этнографический сборник. В 3 т. Т. 1. Календарные обряды и песни / ред. кол.: О.А. Пашина(отв. ед.), Л.М. Винарчик, Е.А. Дорохова и др. – М.: Индрик, 2003. – С.
7.2Русские народные песни Смоленской области в записях 1930 - 1940-х годов / сост., расшифр., коммент.Ф.А. Рубцова. – Л.: Советский композитор, 1991. – С. 12.4творчества»1, установить сходство, связанное с типологически закономернойобщностью и обусловленное исторической близостью народов.Ключевые положения системного изучения региональных традицийвпервые были сформулированы в программной статье Е.В.
Гиппиуса2, и онипо сей день продолжают определять специфику ряда направлений в современной музыкальной фольклористике. Для ареального исследования региональных типов песенных традиций, по мнению исследователя, целесообразнее выбрать регион древнейших поселений восточных славян. В качествепримера он приводит русско-белорусское пограничье (бассейны верховийДнепра, Десны и Западной Двины на юге, бассейны Ловати и Великой – насевере), так как именно здесь концентрируются «исторически наиболее ранние и по всей вероятности корневые традиционные формы песенного искусства восточных славян»3.Указанный ареал охватывает в том числе и Смоленщину – одну из центральных областей Верхнего Поднепровья, некогда являвшуюся центром поселения кривичских племен.
В не столь отдаленном прошлом (XIX – н. XXвв.) – это область смешанного русско-белорусского населения; в социальноэкономическом строе, в быту, языке, обычаях, культуре населения здесь сочетались черты белорусского и русского народов. При этом белорусское население преобладало в центральных и западных уездах, а русское сосредотачивалось в северо-восточных. Это позволило этнографам достаточно четкоразграничить западную (белорусскую) и восточную (великорусскую) частигубернии4.Современная конфигурация западного отрезка границы Смоленской области окончательно сформировалась в 1922 – 1929 гг.
В этот период произошло национальное размежевание русских и белорусов в зоне совместногопроживания на указанной территории.Источниками исследования являются опубликованные и архивные материалы:– классические сборники смоленского, белорусского и «общерусского»фольклора (В.Н. Добровольского, П.В. Шейна, Н.И. Киреевского, А.И. Соболевского, Е.Р. Романова, П. Бессонова);– современные сборники музыкального фольклора Смоленщины (А.Ф.Рубцова, Г.Б. Павловой, С.В. Пьянковой, В.П.
Харькова), «Смоленский музыкально-этнографический сборник», составленный по результатам фронтальной экспедиционной работы в Смоленской области РАМ им. Гнесиных, атакже сборники белорусских народных песен в публикациях З.Я. Можейко,Т.Б. Варфаламеевой, З.В. Эвальд и др.;1Жирмунский В.М. Сравнительно-историческое изучение фольклора // Русское устное народное творчество.Хрестоматия по фольклористике / сост. Ю.Г. Круглов и др.