Отзыв ведущей организации (сост. Каминская Ю. В.) (Поэтологические особенности романов Г. Майринка)
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации (сост. Каминская Ю. В.)" внутри архива находится в следующих папках: Поэтологические особенности романов Г.Майринка, документы. PDF-файл из архива "Поэтологические особенности романов Г. Майринка", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
2Густав Майринк (1868-1932), ставший для А.В. Теличко объектом самогоплодотворного изучения. Обладая завораживающим воздействием начитателей и невероятной известностью на протяжении первой половиныХХ века, к концу прошлого столетия Майринк превратился в популярногоавтора из прошлого, одного из наиболее типичных представителейпражской немецкоязычной фантастической литературы, переживавшей вего время период необычайного подъема и подарившей мировойлитературе множество новых имен – от и сегодня знаменитого Лео Перуца(1882-1957) до совершенно забытого Пауля Леппина (1878-1945).Несомненно,существенновышенаучнаятогоценностьзначения,произведенийкотороеониМайринкаприобретаютвисследованиях немецко- и англоязычных ученых, специализирующихся налитературной фантастике. Своеобразные и многоплановые произведениязаслуживают отдельного и самого детального изучения, которому они досих пор не были подвергнуты с необходимой полнотой.
В этом отношениивыбор Анной Владиславовной Теличко именно романов Майринка каквозможностиприблизитьсякпониманиюмасштабныхизменений,происходивших в литературных процессах рубежа веков и связанных систорией модернизма, а потому – в значительной степени определившихдальнейшие судьбы литературы, представляется достойным самогогорячего одобрения.Для отечественного литературоведения произведения Майринкадолгое время оставались недоступными. Увлеченность мистическими иоккультными традициями, многообразные религиозные предпочтенияписателя препятствовали вовлечению его наследия в сферу интересовсоветской науки, в рамках которой стало возможным лишь освоениеобщественно-критическогопотенциала,присущегонекоторымпроизведениям Майринка. Социальные изменения конца 1980-х и начала1990-х гг. позволили переиздать прижизненные переводы произведений3писателя, опубликовать новые переводы, сильно отличающиеся друг отдруга по качеству.
Остро необходимым стало и обращение к творчествуМайринкасостороныроссийскихученых,чтообусловливаетактуальность исследования А.В. Теличко в рамках отечественной науки.Таким образом, диссертантка, обращаясь к целостному изучениювсех романов Майринка, ставит перед собой в высшей степени важнуюцель. Движение к ней обещает оказаться полезным в двух аспектах. Соднойстороны,А.В.Теличкостремитсявнестисвойвкладвмеждународный процесс изучения романов, позволяющих пролить свет насущественныеособенностилитературыпрошедшегостолетияисовременной словесности. С другой стороны, исследовательница пытаетсязаполнить специфическую лакуну в пределах науки собственной страны,связанную с ее историческим прошлым. Отрадно видеть, что обе задачиоказываются диссертантке по силам. Работая над сочинением, А.В.Теличко с успехом справляется со всеми сложностями, оказывающимисяна пути начинающего ученого.Результатомусилийдиссертанткистановитсяобширныйитщательно продуманный труд, достоверность выводов которого неподлежит ни малейшему сомнению.
Этому в значительной степениспособствует самое внимательное отношение к текстам произведений,средикоторыхособеннорадуетобращениеА.В.Теличкокмалоизученному последнему роману – «Ангел Западного окна» (1927),никогда прежде не становившемуся предметом достаточно детальногоанализа. Научную новизну исследования определяет не только первая внауке попытка комплексного анализа пяти романов Майринка, но и самаспект их изучения.
А.В. Теличко исследует сложные и многозначныетекстывисключительноплодотворномракурсе–как«романыстановления». Этот аспект позволяет легко объединить разнородныепроизведения, на первый взгляд – чрезвычайно сложно и даже хаотично4выстроенные, увидеть за поражающим многообразием аллюзий и мотивоводну из центральных проблем литературы ХХ века, суть которой сводитсяк поиску утраченной цельности человеческого «я», а также обнаружитьсвязь модернистского творчества, устремленного к разрыву с множествомтрадиций,инаследияпредшествующихэпох,вчастности–преемственность по отношению к немецкому романтизму.Степень обоснованности научных положений автора подкрепленаопорой на основные теоретические работы М.
Бахтина, М.М. Гиршмана,Н.Т. Рымаря и др., а также на исследования Н.С. Павловой, А.В.Михайлова, А.И. Жеребина и др., посвященные истории австрийскойлитературы. А.В. Теличко удалось многому научиться у Д.Л. Чавчанидзе,влияние которой чувствуется на всех страницах работы. Чрезвычайнополезным оказалось для диссертантки и одно из новейших исследований,пополнивших литературу вопроса, а именно – «Готический миф» ГалиныВениаминовны Заломкиной (Заломкина Г.В.: Готический миф. Самара:Издательство «Самарский университет», 2010). К этой работе, возникшей вточке пересечениянесколькихсложныхисследовательскихлиний,затрагивающей ряд ключевых теоретических проблем, таких как миф,традиция, жанр, А.В.
Теличко особенно удачно обращается, например, настр. 75 диссертационного сочинения. Не остались в стороне и трудынемецкоязычных коллег – М. Вюнш, П. Черсовски, Р. Лахманн и др. А.В.Теличкоудаетсялитературоведческихсобственныхсовместитьтрадиций,научныхисследовательскогонаблюденияувереннопредставителейиспользуяцелях,неотступаянаправления,чтопозволяетотихразныхопытвнамеченногосделатьвыводопрекрасной литературоведческой подготовке диссертантки.Диссертация состоит из Введения, трех глав, которые, в своюочередь, разделены на параграфы, Заключения и Списка литературы,насчитывающего 212 наименований. В том, что перечисленные работы5были использованы самым тщательным образом, не возникает нималейших сомнений.
Во Введении автор, уже на первых страницахсочинения обнаруживающий умение писать прекрасным слогом всочетании с ответственным отношением к терминам и точностиформулировок, системно и убедительно рассматривает различные пластылитературы вопроса, обосновывает выбор темы, актуальность и новизнуработы, а также цель и задачи исследования. Для читателя становятсяочевидными намерения диссертантки, суть которых сводится к тому,чтобы осмыслить модернистскую традицию, рассматривая метаморфозы«романа становления» как жанра, уходящего корнями вотдаленноепрошлое литературы.
Именно ради этого осмысления А.В. Теличкоклассифицирует мотивы и образы, концептуальные для жанровой модели иустойчиво повторяющиеся во всех пяти романах. Так в поле зренияисследовательницы попадаютмотивы зеркальности и сновидений,тщательно изученные ранее на материале отдельных произведенийМайринка, но никогда прежде не рассмотренные как «сквозные» для всеготворчества писателя. Вместе с тем объектами пристального вниманиястановятся образы учителя и возлюбленной, роль которых в творчествеМайринка не была определена предшественниками А.В.
Теличко, чтопозволяет ей обогатить знания о романах новыми наблюдениями. Этойвозможностью исследовательница воспользовалась в полной мере, радуячитателя ценными сведениями и самым скрупулёзным анализом.В дальнейшем А.В. Теличко уверенно движется в намеченномнаправлении,обнаруживаякаксобственнуюверностьвыбраннойстратегии, так и верность самого алгоритма, определяющего ход научныхдействий. Результаты системного подхода к изучению романноготворчества Майринка оказываются весьма значительными. Первая главапосвящена произведениям писателя, представленным на широком фонелитературы модернизма. А.В.
Теличко уместно и точно помещает романы6в контекст разнородных рассуждений современников Майринка оличности, о субъекте как таковом. Всматриваясь с выбранных позиций вхудожественную систему романов, диссертантка с успехом обнаруживаетих связи с особенностями развития австрийской философской мысли,перерабатывает огромных и сложный материал: «Пестрый „калейдоскоп“аллюзий в его творчестве – это хорошо продуманная и строгоупорядоченная парадигма. Из культурного „многоголосья“, в которомслышны отзвуки как традиционного австрийского мультикультурализма,такифантастическоймодели,авторпытаетсявывести„общийзнаменатель“. Он намеренно сводит несводимые, согласно обыденномувосприятию, культурные плоскости – Запад и Восток, Север и Юг, чтобыпоказать, что различные культурные проявления на самом деле восходят кединомупервоначалу...Этой„первопричиной“,центральнойосьюхудожественного мира Майринка, вокруг которой из хаоса выстраиваетсяпорядок, оказывается человек в его восхождении от бренного – к вечному,истинному» (с.
30-31). Таким образом, и для всего исследования А.В.Теличко обнаруживается «общий знаменатель», знакомый читателям понаследию немецкого романтизма и результатам его научного изучения.Это представления о личности, грани которой отделились друг от друга инаходят воплощение на страницах романов во множестве разнородныхобразов. Именно такой взгляд на произведения знаменитого фантастапозволяет увидеть целостность его творчества и связи как с «романомстановления» и его историей, так и с последующим развитием литературы,сеесовременностью,вырастающейизсложныхотношенийпреемственности между модернизмом и постмодернизмом.
Возможно, этимысли полезно было бы развить и подкрепить дальнейшей научнойработой, сопоставлением моделей, найденных в романах Майринка, спроизведениями других авторов, созданными значительно позже, бытьможет – и в наши дни. Как всякая талантливоя и тщательно продуманная7научная работа, исследование А.В. Теличко не только предлагает ответына поставленные автором вопросы, но и открывает новые направления длядальнейших размышлений.Вторая и третья главы диссертационного сочинения особенно тесносвязаны общей логикой исследования.