Поэзия С.М. Городецкого (1906-1918), страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Поэзия С.М. Городецкого (1906-1918)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
рождении, любви исмерти»6. Для воплощения этих «раздумий» Городецкий обратился к идеям,имевшим распространение в символистском сообществе (идеи о вечномвозвращении, о первозачатии космоса из хаоса, о неразрывной связи природыи жизни, о возможности «мифологического синкретизма»).Вторая часть, давшая название сборнику, является наиболее яркой ихудожественно проработанной.
В «Яри» персонажами стали славянскиеязыческие боги. При создании этих образов Городецкий опирался, как ужеуказывалось, на исследования А.Н. Афанасьева. Однако кроме упоминаемыхв преданиях языческих богов (Ярила, Перун, Стрибог) в стихах присутствуюти боги, созданные воображением автора, – Удрас и Барыба. Считается, что уславянских народов нет полноценного пантеона богов.
Возможно, поэтомуГородецкий придумал Удраса и Барыбу, желая заполнить существующиепробелы. Он хотел создать мощный пантеон небожителей, способныйсоперничать с античным.Многие стихи книги созданы с опорой на сказочную жанровуютрадицию. Здесь нашли поэтическую реализацию положения статьи поэта«Сказочныечудовища»(1908).Городецкийпредставлялнародноемиросозерцание в следующем виде: «Только заглянуть в «старинустародавнюю», и мир оживёт, наполнится «диковинками» и закишит жарптицами, змеями, кощеями, лешими, чертями и ведьмами. А еслипристальней вглядеться в сказку и попытаться в устном предании, чрез всютолщу наслоений, найти его первоначальное ядро, то чудища окажутся нетолько в живом мире – людей и зверей, но и в мёртвой природе –6Городецкий С.М.
Ярь. Изд. 2-е. Пб., 1910. С. 6.12растениях»7. Поэтому многочисленные сказочные чудовища «естественным»образом обосновались в поэзии Городецкого.В третьей части сборника появляется новый предмет изображения –город, обрисовывается его неприглядная сущность. В стихах русскихсимволистовурбанизмдостигэпическихмасштабов,приобрелостросоциальный характер. Городецкий во многом опирался на соратниковпо течению – Блока, Брюсова. В стихах поэта язвы города также обнажены, икак выход названа гармоничная жизнь, возможная лишь в единении сприродой.В третьем параграфе «Мифопоэтика «Дикой воли» (1907)»основное внимание уделено конкретным мифологемам, их бинарнымоппозициям, фольклорным мотивам и образам.Разбираемый сборник состоит из посвящения, шести разделов и трехсказок.
Книгу можно условно разделить на две части: 1) «Голоса смерти»,«Тюремные песни», «Воля» объединяют раздумья автора; 2) «Осеннийвихрь», «Радуга», «Стихи о святой любви» и сказки возвращают вфольклорную стихию. В посвящении автор формулирует концепцию всейкниги. Идея «дикой воли» объявляется главенствующей. Она раскрываетсяавтором через любовь к женщине, близость к старине (Древней Руси),детское видение мира.Для мифопоэтического мышления Городецкого главными являются двебинарные оппозиции: жизнь-смерть и воля-неволя. Они актуализируются какна конкретных примерах, так и с помощью символов.
Лирический герой,находясь в тюрьме (что совпадает с фактами биографии автора), жаждетволи, постигает ее истинное значение вследствие духовного перерождения.Он открывает для себя природный миф, без включения в которыйневозможна истинная жизнь.
Природа одновременно воспринимается и каквоплощение божественного начала на земле. В этом плане раскрывается исуть вселенского значения любви. В единении возлюбленных автор видит7История русской литературы. Т. 1. М., 1908. С. 159.13главный смысл природной гармонии – преодоление антагонизма междутелесным и духовным. Среди других элементов концептосферы Городецкоговажными являются мифологема времени и связанная с ней мифологемасудьбы. Вначале постулируется мысль об их неумолимости, но постепеннонамечается возможность выхода за их пределы.К главным образам следует отнести образы Солнца, неба и моря, нетолько особо значимые в первых двух разделах, но и постоянноприсутствующие в остальных стихах.
Многие мотивы разрабатываются спомощью цветовой символики, которая наиболее полно и точно раскрываетмысли автора и обогащает образную структуру стихотворений.Четвёртый параграф «Образ России и христианские мотивы втворчестве поэта («Русь», 1909)» посвящён трактовке Городецким темыРодины.В сборнике «Русь» значимыми становятся традиции Н.А. Некрасова,И.С. Никитина, А.В.
Кольцова. Взгляд поэта, как и ранее, прикован кприроде. Фольклорные мотивы находят дальнейшее воплощение, ноимпульсом к созданию новых стихов становятся христианские верования.Показательно, что в советских изданиях книг поэта эти стихи невоспроизводились, что, естественно, не давало возможности судить осложноммировоззренческомкомплексе,питающемстихотворениясборников, ибо смысловое наполнение «Руси» открывается только вконтекстевсейкниги.Отдельновзятоестихотворениенаходит«расшифровку» в других стихах. При этом в «Руси» отсутствуют циклы иделение на части, что было характерно для «Яри» и «Дикой воли». Именновсе вместе стихи сборника формируют единый образ Родины.Книга не только привлекла к себе внимание, но и вызвала неодобрениеБлока, в это же время разрабатывавшего аналогичную проблематику, но вином ракурсе.
Между поэтами возникла полемика. К тому же незадолго доэтого Городецкий был исключён из числа сотрудников журнала «Весы» зарезкую критику этого издания на страницах враждебного ему «Золотого14руна». Помимо этого, в своих публицистических и литературно-критическихвыступленияхпоэтвыступалпротив«искажений»символизмавпроизведениях некоторых символистов, которые воспринимались им в руслеизжившего себя декадентства. Всё это вместе определило то, что на рубеже1910-х годов Городецкий явно оказался вне символистского движения и впреддверии новых художественных откровений.Во второй главе «С.
Городецкий и акмеизм» представлен анализследующего периода творчества поэта, который связан с формированиемакмеистического принципа. В первом параграфе «С. Городецкий кактеоретик акмеизма» предлагается разбор его публицистических иэстетических высказываний, а также литературной полемики по этомуповоду.В 1913 г. в журнале «Аполлон» (№ 1) были опубликованы манифестыакмеистов: статья Н.С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» иГородецкого – «Некоторые течения в современной русской поэзии». Новыработка основных положений началась за несколько лет до этого. Всёбольше и больше разочаровываясь в символизме, Городецкий стал искатьпути выхода из создавшегося кризиса. Эти поиски отражены в статьях поэта,публиковавшихсявжурнале«Золотоеруно»(«Идолотворчество»,«Ближайшая задача русской литературы», «Формотворчество»). В 1910 г.поэт принял участие в полемике вокруг выступлений Вяч. Иванова «Заветысимволизма», А. Блока «О современном состоянии русского символизма» иВ.
Брюсова «О “речи рабской”, в защиту поэзии». В статье «СтранаРеверансов и ее пурпурно-лиловый Бедекер» он подверг критике творчествоВяч. Иванова и Блока.19 декабря 1912 г. в подвале «Бродячей собаки» Городецкий прочиталдоклад «Символизм и акмеизм», легший в основу его программной статьи. Вманифестах (в т.ч. и в опубликованном позднее «Утре акмеизма» О.Мандельштама) акмеисты требовали «равновесия» в искусстве, внимания к«земному»началу»,«плотским»ощущениям,15выступалипротивсимволистских «соответствий», отстаивали приоритет пластических искусствперед музыкальными, ждали пришествия «нового Адама», который сможет«назвать имена мира». Но символизм оставался значимым художественнымнаправлением, и все акмеисты в большей или меньшей степени продолжалиоставаться под его влиянием, хотя на словах и пытались это отрицать.Особенно это было актуально для Городецкого – единственного акмеиста,который первоначально прославился именно как символист.ОтветомнатеоретическиеманифестыакмеистовсталвыпадВ.
Брюсова в 1913 г. статье «Новые течения в русской поэзии». Поэтпосчитал появившуюся теорию «выдумкой, прихотью, столичной причудой».ЧерезтригодапослеэтогоВ. Жирмунскийопубликовалстатью«Преодолевшие символизм» («Русская мысль», 1916), в которой названиеакмеизма, хотя и было признано «туманным и невыразительным», однакосамо явление оценивалось положительно.В центре второго параграфа «С. Городецкий между символизмом иакмеизмом («Ива», 1912)» – разбор стихотворений сборника «Ива». Он былнаписан в период литературной полемики по поводу символизма, но ещё доопубликованияманифестовакмеизма,чтообусловилодвойственныйхарактер книги.Среди символистских элементов можно отметить внимание к мифам ифольклору в ещё символистском изводе, в отдельных циклах заметноувлечение метафизическими компонентами и «соответствиями», ориентацияна музыкальную сферу.
Акмеистические тенденции ощущаются в ярковыраженной диалогичности, большом числе посвящений, стремлении к«архитектурности» и равновесию, умелом использовании поэтическогоконтекста,вниманииощущений,наличиик«земному»слов,началу,связанныхспоэтизацииостриём,«звериных»заострённостью,устремлением вверх.Такой интересный и необычный синтез привёл к созданию яркой ихудожественно проработанной книги, высоко оценённой современниками.16В третьем параграфе «”Canti d’Italia” и акмеизм» охарактеризованыакмеистическиетенденциисборника«итальянских»стихов,планировавшегося к выходу в 1914 г., но так и не увидевшего свет.
Лишьотдельные стихотворения были напечатаны в различных журналах. В 1936 г.шесть стихотворений цикла появились под заголовком «Canti d’Italia» в«Избранных лирических и лиро-эпических стихотворениях. 1905-1935 гг.»С.М. Городецкого. В 1964 г. в его собрании стихотворений восемь«итальянских стихов» были объединены под заголовком «Стихи из Италии».В более поздних изданиях публиковались и другие стихи цикла, норазрозненно, без общего заглавия. И только в 2004 году в журнале «Нашенаследие»порукописямВ.Енишерловымбылинапечатаны10стихотворений, некоторые из которых – впервые в первоначальном виде.Тот факт, что небольшой цикл планировался издаваться отдельнойкнигой, уже говорит о его акмеистической «подоплёке».
Как известно,лаконизм высоко ценился акмеистами. Италия – страна, ранее знакомаяГородецкому только по книгам, и хотя ее сложно назвать экзотической,однако она открывала поэту новый пласт бытия, что можно условно назватьэквивалентом экзотики, которую приветствовали акмеисты: «Первым этапомвыявления <…> любви к миру была экзотика» 8.Стихи поэта об Италии соотносимы с литературной традицией.Визуальный ряд предельно конкретен, огромное внимание автор уделялархитектуре, скульптуре и живописи, что было особенно важно дляакмеистов.